Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД

Классификация и типология личности преступника.

 

Лица, совершающие преступления, отличаются друг от друга по демографичес­ким, правовым, психологическим признакам, с одной стороны, а с другой — они по тем же признакам схожи и образуют устойчивые группы. Поэтому воз­никает необходимость классификации и типологии личностей преступников.

Классификации, предлагаемые криминологами, обычно исходят из нрав­ственных, психологических признаков личности преступника, степени обще­ственной опасности правонарушителей, ее глубины, стойкости, содержания.

Следует, однако, отметить, что классификация и типология преступников, при всей их схожести, не одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на жестких критериях групп и подгрупп, каждая из ко­торых занимает четко зафиксированное место. Типология же не содержит та­кой жесткой дифференциации этих проявлений и чаще всего ее основанием является совокупность нескольких свойств личности.

Классификация содействует движению науки от эмпирического накопления знаний до ее теоретического осмысления с помощью типологического анали­за. Например, классификация преступников по возрасту не может состоять только из несовершеннолетних преступников и лиц в возрасте 20-30 лет. Пример классификации лиц, совершивших преступление:

1) По социально-демографическим признакам: мужчины, женщины; в возрасте: 14-15; 16-17; 18-24; 25-29; 30-40 лет; старше 50 лет; по уровню образования: с начальным, общим, средним и средне-специальным; с высшим и неполным высшим.

2) По признакам социального положения и роду занятий: рабочие, служащие, учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры; трудоспособные, но не работающие и не учащиеся; безработные.

3) По признакам места жительства и длительности проживания: город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец.

4) По данным интенсивности и характера преступной деятельности: повторность, рецидив; в группе, в организованной группе.

5) По данным о состоянии лица в момент совершения преступления: в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит рас­членение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеа­лизированной модели или типа. Типология опирается на выявление сход­ства и различия изучаемых объектов стремится выявить их закономерности. В теоретическом отношении типология по сравнению с классификацией представляет собой более высокий уровень познания. Так, среди преступ­ников возможно выделение и изучение одного типа, например, личности насильственного преступника.

Самым же важным отличием классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая (наряду с другими методами) — его объяснение, т.е. с помощью типологии можно вскрыть его природу, причины, закономерности зарождения и развития, составить про­гноз. Типология преступников должна создаваться, прежде всего, с целью объяснения причин преступного поведения.

Классификация лиц, совершающих преступления, дополни­тельно проливает свет на механизм воспроизводства преступлений в обществе, позволяя увидеть характерные черты этих людей,
возможно, определенным образом связанные с их опасным для общества поведением. Обнаружение в массе преступников каких-либо демографических отличий от населения в целом может свидетель­ствовать о повышенной предрасположенности к преступной деятель­ности отдельных общественных слоев или групп, об их «вкладе» в преступность. Классификация преступников представляет собой подразделение их на основании одного определенного признака. Их различают по характеру преступного поведения, полу, возрасту, степени преступного развития и т. д.

Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий.

В основу построения модели типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающий особенности мо­тивационной сферы.

Главными типологическими признаками антисоциальной направленнос­ти личности являются:

- негативно-пренебрежительное отношение к личности человека
и ее важнейшим благам;

- корыстные и частнособственнические взгляды;

- индивидуалистически-анархическое отношение к различным общепри­нятым ценностям и социальным установкам;

- легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям.
Практика показывает, что можно выделить три наиболее типологические группы преступников: корыстные, насильственные и корыстно-насильственные.

В зависимостиот характера и содержаниямотивацииможно выделить следующиетипы преступников:

1) с политической мотивацией;

2) с корыстной мотивацией;

3) насильственно-эгоистической мотивацией;

4) анархическо-индивидуалистической мотивацией;

5) легкомысленно-безответственной мотивацией.

Преступников сполитической мотивацией характери­зует несогласие с существующим политическим режимом. Как правило, эти лица совершают преступления против основ конституционного строя и безопасности государ­ства (государственная измена, шпионаж, диверсия и др.).

Преступления, совершаемые с корыстными мотива­ми, посягают практически на все родовые объекты уголовно-правовой охраны, а не только на отношения соб­ственности. Под корыс­тным побуждением понимается цель получения материальной выго­ды для виновного или других лиц (денег, имущества, или прав на его получение, прав на жилую площадь, возна­граждение от третьих лиц и т. п.) или избавления от ма­териальных затрат (возврата имущества, долга, оплаты услуг, выполнения имущественных обязательств, уплаты алиментов и др.). В целом, такое понимание корыстного мотива можно принять и за криминологическое понятие. “Другими лицами”, в интересах которых мо­гут быть совершены действия по корыстным мотивам, могут быть не любые по отношению к преступнику лица, а только те, в судьбе которых он лично заинтересован (родственники, супруг, иждивенцы, друзья, любовница и т.д.). К числу таких лиц могут быть отнесены и юридические лица, в существовании и нормальной деятельности кото­рых преступник заинтересован (например, является уч­редителем).

Наряду с корыстными мотивами преступное поведе­ние может быть обусловлено и другими, действующими параллельно, мотивами. Поэтому среди корыстных пре­ступников в свою очередь также может быть выделено несколько типов. В частности, в криминологической ли­тературе выделяют преступников, которые совершают корыстные преступления по следующим мотивам: по мотивам приобретения необходимого социального стату­са в референтной группе или по мотивам самоутвержде­ния; по мотивам производствен­ного характера; по мотивам испы­тания острых ощущений (чувства тревоги, опасности); по мотивам обеспечения дезадаптированного образа жизни, связанного с употреблением спиртных напитков или нарко­тиков, бродяжничеством или попрошайничеством и т. д.

Лиц с агрессивной мотивацией объединяет соверше­ние преступлений, которые в качестве основного, допол­нительного или факультативного объекта преступления имеют отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни и здоровья человека: убийства, причинение умыш­ленного вреда здоровью различной тяжести, хулиганство и т. д. Агрессивная мотивация включает в себя хулиган­ские побуждения, месть, ревность, сексуальную необуз­данность и т. д. Нередко агрессивная мотивация тесно переплетена с корыстью, что обусловливает совершение корыстно-насильственных преступлений (убийств из ко­рыстных побуждений, разбойничьих нападений и т. д.).

К преступникам санархическо-индивидуалистической мотивацией относят лиц, совершивших преступления про­тив порядка управления, правосудия, общественной без­опасности, преступления в сфере экономической деятель­ности, преступления против военной службы и другие преступления, не связанные с иными типами мотивации. Внешняя особенность этой группы преступлений — от­сутствие жертвы и видимого, ощутимого вреда, что при­водит к необходимости конструирования в уголовном за­конодательстве, так называемых, “формальных” составов преступлений. Субъективная сторона этих преступлений характеризуется стремлением виновного избежать пре­ступного вреда, отрицанием лишь того уголовно-правового запрета, который виновный считает излишним.

Преступников слегкомысленно-безответственной мотивацией характеризует поверхностное отражение реальной действительности, искаженное предвосхищение будущих событий, небрежное отношение к социальным ценностям и своим обязанностям в обществе. Большин­ство преступников этой группы составляют неосторож­ные преступники.

В зависимости отглубины и степени криминальной мотивации одни исследователи выделяют злостных и слу­чайных преступников; другие — особо опасных, десоциализированных, неустойчивых и ситуативных преступни­ков, третьи — случайных, ситуационных, неустойчивых, злостных преступников и особо опасных рецидивистов, и т. д. Такая разница в количестве выделенных типов пре­ступников, их различные названия и криминологическая характеристика свидетельствуют о слабой разработанности критериев типологии преступников. В результате выде­ленные типы преступников не имеют четко выраженной криминологической характеристики, заметного отличия друг от друга, которое можно было бы использовать для объяснения различных вариантов преступного поведения и выработки специфических мер индивидуальной проф­илактики.

Более приемлемой является типоло­гия преступников, которая основана на выделении трех основных типов личности преступника:

а) последовательно-криминального;

б) ситуативно-криминогенного;

в) ситуативного.

Преимущество этой типологии состоит в том, что она предусматривает более “выпуклую” криминологическую характеристику выделенных типов преступников и в силу этого большую практическую ориентацию типологии на профилактическую работу с различными преступниками.

Последовательно-криминальный тип преступника харак­теризуется:

— отсутствием чувства социальной ответственности;

— использованием психологических механизмов са­мозащиты;

— активностью поведения в ситуации совершения преступления;

— совершением преступления, как правило, без внеш­них поводов или в ситуации, затрудняющей преступную активность.

Этот тип встречается обычно среди людей, неоднок­ратно судимых за тяжкие преступления. Криминологи­ческая характеристика этих преступников дает основа­ние утверждать, что они трудно поддаются мерам про­филактического воздействия, индивидуальная профилак­тика в отношении этой категории лиц должна быть осо­бенно длительной и интенсивной.

Ситуативно-криминогенный тип личности преступни­ка, по данным большинства исследователей, наиболее часто встречается среди несовершеннолетних преступни­ков. Для этого типа преступников характерно:

— формирование и действие в противоречивой соци­альной среде (например, семья оказывает позитивное социальное воздействие, а неформальное окружение — негативное);

— систематическое нарушение норм нравственности и морали, что объективно создает определенную пред­расположенность к совершению преступлений;

— наличие разнообразных положительных качеств;

— совершение преступления в значительной мере под влиянием неблагоприятной жизненной ситуации.

Этот тип преступника, как вытекает из его кримино­логической характеристики, легче поддается профилак­тическому воздействию, осуществляемому многими ор­ганами и физическими лицами.

Ситуативный преступник характеризуется следующи­ми наиболее типичными признаками:

— формированием и деятельностью, как правило, в законопослушной среде;

— как правило, ответственным выполнением своих социальных ролей на производстве и в быту;

— признанием действующей в обществе нормативной системы, правомерным поведением как обычным резуль­татом жизнедеятельности;

— общей положительной направленностью личности, резким доминированием социально-полезных свойств над негативными;

— совершением преступления под сильным (резко неожиданным или чрезвычайно затяжным) влиянием кон­кретной криминогенной жизненной ситуации.

Этот тип преступника наиболее легко и быстро под­дается индивидуально-профилактическому воздействию.

Поскольку преступники, относящиеся к этому типу, характеризуются общей положительной направленностью личности, а совершенное ими преступление не является закономерным следствием предшествовавшей жизни, в литературе некоторые исследователи называют их слу­чайными преступниками.

Анализ криминогенных качеств личности позволяет глубже понять харак­тер преступления. Авторы монографии «Личность преступника» предлагают такую классификацию преступников:

- случайный;

- ситуационный;

- неустойчивый;

- злостный;

- особо опасный.

Для того чтобы понять, какой тип преступника перед нами, необходимо не только проанализировать характер преступления, но и тщательно изучить личность. О глубине и стойкости антисоциальных характеристик личности можно судить по количеству и качеству криминогенных качеств.

Наши исследования показали, что у случайных и ситуационных преступ­ников выявляется от одного до трех криминогенных качеств (в основном это неумение сдерживать себя в конфликтной ситуации, неспособность прогно­зировать отдаленные последствия своих поступков и т.п.). И у случайного, и у ситуационного типов преступника решающую роль в мотивации поведения играла неблагоприятная ситуация, в которой оказался человек в момент пре­ступленияё.

Неустойчивый (ситуативно-криминогенный) - переходный тип преступ­ника. У него выявляется гораздо больше криминогенных качеств (различные варианты надежды на безнаказанность, убеждения, заглушающие голос сове­сти, безразличие к общественному мнению, привычка к спиртному или нар­котикам, неспособность удержаться от соблазна кажущейся доступности «за­претного плода», неумение противостоять негативному влиянию других лиц, отсутствие позитивных привычек и устойчивых стереотипов правомерного поведения).

Для злостных и особо опасных преступников (последовательно-кримино­генный тип) характерно значительное количество криминогенных качеств, которые имеют высокий коэффициент криминогенности. Преступники это­го типа уже не «рабы криминогенной ситуации». Они активно приспосабли­вают к своей преступной деятельности любую обстановку, даже самую не­подходящую (то есть могут совершить преступление, несмотря на охрану объекта, вопреки попыткам милиции или общественности пресечь преступ­ное поведение).

 


Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и качеств, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. Изучение лич­ности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изу­чаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления.

Определение основных направлений изучения личности преступника в практических целях, равно как и объема и пределов ее анализа, зависит от конкретных задач, возникающих перед конкретным органом внутренних дел в ходе предупреждения преступности.

В первую очередь необходимо выяснить, представители каких групп населения, выделенных по возрастным, образовательным, профессиональным и иными признаками, чаще всего совершают преступления на обслуживаемой территории либо в тех или иных сферах жизни. Эти группы должны быть объектом общей профилактики.

Для успешной индивидуальной профилактики преступлений необходимо знать все те индивидуальные особенности, в первую очередь – мотивы, которые могут стимулировать преступное поведение конкретной личности и поэтому должны стать объектом воспитательного воздействия. В этой сфере деятельности может возникнуть необходимость выявить те или иные личностные черты, опираясь на которые можно предотвратить неблагоприятное развитие событий. Некоторые из такого рода проблем возникают в работе по раскрытию и расследованию преступлений. Так, выдвижение и проверка обоснованных гипотез о мотивах совершенного преступления могут помочь в установлении и розыске преступника, а учет его личностных особенностей – успешному проведению отдельных следственных действий.

Объем сведений о человеке должен быть достаточным для достижения данной цели, но следует предостеречь от чрезмерного накопления материала, который нельзя использовать. Сведения о личности можно получить из различных источников: уголовных дел, материалов оперативных разработок, бесед с интересующим лицом и др. для индивидуальной профилактики преступлений необходимо использовать информацию, содержащуюся в информационных учетах.

Изучение личности правонарушителей (как преступников, так и иных) применительно к ситуациям индивидуально-профилактической работы рекомендуется проводить по схеме, отражающей следующие основные сведения.

1. О преступном и ином противоправном поведении (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной и административной ответственности, какие меры наказания или взыскания были назначены, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период).

2. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения, в отношении кого они были совершены и по каким мотивам, были ли связаны правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков, конфликтами в семейно-бытовой и других сферах, какие условия способствовали либо облегчили совершение правонарушений).

3. О социально-демографических свойствах и ведущих отношениях личности (возраст, образование, семейное положение, состав семьи, отношение к труду, к общепринятым ценностям, исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям). Изучение личности преступников по социально-демографическим признакам преследует цель выявить статистические связи этих признаков с признаками, характеризующими общественную опасность преступников (внутренние статистические связи) и с аналогичными характеристиками населения (внешние статистические связи).

4. Об индивидуально-психологических и иных особенностях личности. При этом обращается внимание на развитие интеллекта (уровень умственного развития, запас знаний и т.п.); черты характера (замкнутый или общительный, легкомысленный и т.п.); волевые качества (настойчивость, решительность и т.п.); потребности и интересы (в признании и одобрении, в защите от страха и неустроенности и т.п.); особые наклонности и привычки антиобщественного характера (к азартным играм, употреблению спиртных напитков и т.п.); признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, знание обычаев и нравов криминальной среды и т.п.); заболевания и физиологические особенности (алкоголизм, туберкулез и т.п.).

5. Об условиях жизни, работы и ближайшем окружении (характеристика членов семьи, сложившихся семейно-бытовых отношений, жилищные условия, материальная обеспеченность, круг общения и т.п.).[64][64]

Глубокое и всестороннее изучение личности преступника имеет большое значение для индивидуализации наказания, определения оптимального варианта исправительного воздействия на осужденного, организации и тактики профилактической работы с конкретными правонарушителями. В последнем случае в поле зрения правоохранительных органов, и прежде всего милиции, попадают не только уже состоявшиеся преступники (те, кто совершил преступление), но и лица, от которых, судя по их антиобщественным действиям, противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений.

В практической деятельности по предупреждению преступлений учет личностного фактора играет едва ли не решающую роль, которая проявляется в следующих основных направлениях: при статистическом анализе преступности по лицам, при изучении причин и условий совершения конкретных преступлений, при проведении индивидуальной профилактической работы сотрудниками органы внутренних дел, при назначении наказания судами, в оперативно-розыскной деятельности.

 

 

список литературы

1. Нормативно-правовые акты.

2. Конституция Российской Федерации (официальный текст). – М., 1993. – 48с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 160с.

 

2. УЧЕБНИКИ, МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ

 

4. Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2000. – 207 с.

5. Антонян Ю.М. Еникеев М.И. Эминов В.Е. Психология преступления и наказания. - М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. – 454 с.

6. Антонян Ю.М. Изучение личности преступника: Учеб. пособие. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. –79 с.

7. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. - М.: Акад. МВД РФ, 1992. – 207 с.

8. Антонян Ю.М. Психологические отчуждение личности и преступное поведение: Генезис и профилактика дезадаптивных преступлений. – Ереван: Айастан, 1987. – 206 с.

9. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (Неблагоприятные влияния на личность в микросреде). Учеб. пособие. – М.: Акад. МВД СССР, 1975. – 159 с.

10. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности. – М.: Знание, 1969. – 45с.

11. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. – М.: Издательство МГУ, 1971. – 152 с.

12. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976. – 158 с.

13. Вицин С.Е. Системный подход и преступность. Учеб. пособие. – М.: Акад. МВД СССР, 1980. – 140 с.

14. Горшенков Г.Н., Костыря Е.А., Лукичев О.В. и др. Криминология и профилактика преступлений: Учебное пособие. Курс лекций / Под общ. Ред. В.П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2001. – 224 с.

15. Давидович В.Е. Общество и личность. – М.: Высшая школа, 1962. – 52с.

16. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. - М.: Политиздат, 1982. – 304 с.

17. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 1996. – 631с.

18. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Учеб. пособие. – Горький: Горьк. высш. шк. МВД СССР, 1974. – 167 с.

19. Иншаков С.М. Криминология: Учебник. – М., 2000. -460с.

20. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2002. – 352 с.

21. Кайзер Г. Криминология: Введ. В основы. Пер. с нем. - М.: Юрид.лит., 1979. – 319с.

22. Карпец И.И. Проблема преступности. - М.: Юрлитература, 1969. -216с.

23. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. – М.: Политиздат, 1972. -340с.

24. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. редактор А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова, В.С. Устинова. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 1015с.

25. Криминология. Учебно-методические материалы и альбом схем. Учебное пособие / Под редакцией С.Е. Вицина и В.А. Уткина. - М.: Центр юридической литературы «ЩИТ», 2001. –243 с.

26. Криминология: Учебник /Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М., 1999. -547с.

27. Криминология: Учебник для вузов /Под общ. ред. А.И. Долговой. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001. - 848с.

28. Кузнецов А.В. Уголовное право и личность. – М.: Юрид. лит-ра, 1977. -195с.

29. Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979. -315с.

30. Личность преступника. / Под ред. Б.С. Волкова. - Казань, 1972. -205с.

31. Личность преступника. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и др. - М., 1975. -190с.

32. Личность преступников и индивидуальное воздействие на них /Отв. ред. Ю.М. Антонян. - М., 1989.-196с.

1. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Мировой криминологический анализ / Предисловие академика РАН В.Н. Кудрявцева. - М.: НОРМА, 1997. -356с.

2. Лукашёва Е.А. Право. Мораль. Личность. - М.,1986. -274с.

3. Орзих М.Ф. Личность и право. – М.: Юрид. лит-ра, 1975. -225с.

4. Преступность и правонарушения (1996-2000). Статистический сборник. – М.: Совмест. изд. МВД России и Судебного департамента РФ, 2002. – 183с.

5. Преступность и правонарушения (1997-2001). Статистический сборник. – М.: Совмест. изд. МВД России, Судебного департамента РФ и Межгосударственного статистического комитета СНГ, 2002. – 180с.

6. Ратинов А.Р. Психология личности преступника: Ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. - М., 1979.

7. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. - М., 1961. -180с.

8. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. -350с.

9. Состояние преступности в России: за 2001 год. – М.: ГИЦ МВД России, 2002. – 68 с.

10. Состояние преступности в России: за 2002 год. – М.: ГИЦ МВД России, 2003. – 68 с.

11. Состояние преступности в России: за январь-декабрь 2000 года. – М.: ГИЦ МВД России, 2001. – 56 с.

12. Уголовное право: Общая и особенная части: Интенсивный полный курс в алгоритмах: Учеб. для студентов вузов / Аминов Д.И., Бобылев О.В., Васин Ю.Г. и др.; Под общ.ред. Гаухмана Л.Д., Энгельгардта А.А. – М.: ЮрИнфоР, 2001. – 287 с.

13. Фокс В. Введение в криминологию: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. -234с.

Тема 6: «Механизм индивидуального преступного преступления»

 

Введение

1. Причинность как взаимодействие социального и биологического

2. Психологический механизм поведения личности.

3. Роль конкретной ситуации в совершении преступления.

4. Роль потерпевшего в генезисе преступного поведения

 

 

Введение

 

Причинный механизм индивидуального преступного поведения является одним из важных вопросов науки криминологии. Известно, что проблема причин преступлений рассматривается в криминологической литературе в основном на макроуровне, подвергая анализу противоречия в различных сферах социальной жизни общества, вычленив из них так называемые криминологические детерминанты. В этой связи сформировалось устоявшееся мнение, раз преступность есть социальное явление, то и причины, ее детерминирующие, также из области социальных отношений. Поэтому ее существование, развитие и изменение как качества, так и количества объясняют негативными изменениями в экономической, политической, социальной, идеологической, культурной и других сферах общества. Представляется, что такой вывод принципиально неверен. Действительно, ухудшение жизни людей, обнищание и безработица, падение нравственности и другие негативные явления несомненно оказали влияние на рост преступности и вообще на криминальную обстановку в стране. Но нужно понимать, что эти проявления социального характера опосредованно влияют на преступное поведение. Они не являются причинами преступлений в прямом смысле этого слова. Они воздействуют на нравственно-психологическое состояние людей, изменяя мотивацию поведенческой установки личности. Ведь преступность не только социально-правовое явление, но, может быть в первую очередь, психологическое, а затем уже все остальное.

В этой работе авторами поставлена задача – раскрыть причинный механизм индивидуального преступного поведения через анализ взаимодействия социального и биологического, которое, по нашему мнению, является причиной поведения (действий) личности, в том числе и преступного. Детально исследованы психические мотивы, представляющие в совокупности мотивационную цепочку (причинность), которая влияет на способ достижения цели и на принятие решения, формируя поведенческую установку личности.

Известно, что совершение преступного акта той или иной личностью не является предопределенной необходимостью, это почти всегда возможная ее реакция на создававшуюся криминогенную ситуацию, так как всякое внутреннее состояние человека никогда не соответствует внешней реакции (рефлексу). Мы только можем надеяться, что учение найдут определенные, управляющие человеческой природой законы, не менее фундаментальные, чем те, которые управляют физическим миром. А пока нужно исходить из следующего - лицо, даже имеющее опыт совершения преступления (ий), не обязательно (или действительно) совершит следующее преступление. Оно только возможно и эта возможность может проявиться в случае стечения множества обстоятельств (объективных условий) и мотивационных причин (субъективного).

В этой работе уделено внимание роли жертвы в генезисе преступного поведения правонарушителя.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника | Причинность как взаимодействие социального и биологического
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.