Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурно-просветительная работа на фронте




В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделах армий. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск – клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы-землянки, полевые агитземлянки. Руководили воинскими клубами, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы. На Волховском фронте, например, в домах культуры Армии служили: полковник Чагин – профессор, доктор философских наук, капитан Базанов – кандидат исторических наук, поэт Всеволод Рождественский и др.

При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских домов культуры, во главе коллектива агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована, в ней имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был коллектив художественной самодеятельности, иногда в очередную поездку направлялась на фронт фронтовая бригада артистов-профессионалов. Армейские передвижные учреждения культуры в перерывах между боями, на привалах, в госпиталях проводили разные мероприятия. Так, например, после освобождения г. Солнечногорска туда приехала агитмашина № 3 (руководитель – Г. Баделин). На улицах еще слышалась стрельба, а коллектив агитмашины во главе с батальонным комиссаром П. Рожковым разместился в двух километрах от переднего края и в течение нескольких часов непрерывно выступал перед выходившими из боя подразделениями 44 кавалерийской дивизии.

Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов помогали в организации вечеров художественной самодеятельности! В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила популяризация опыта освободительной войны, разъяснение воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота, пропаганда русской культуры и русского военного искусства, организация отдыха личного состава.

Распространенными формами работы культурно-досуговых учреждений на фронте было проведение бесед на различные темы, с использованием наглядных средств – плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий. Для ведения работы с воинами в условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. Этими же средствами велась пропаганда и на войска противника. В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях для наших солдат и офицеров работники библиотек проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали и читали статьи и стихи И. Эренбурга, К. Симонова и других писателей и поэтов. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы “Они защищали Родину”, “Зоя”, “Радуга”, “Чапаев”, “Мы из Кронштадта”, “Народные мстители”, “Валерий Чкалов”. Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупированной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.

В ноябре 1944 г. СНК РСФСР принял постановление “О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и районных домов культуры”. Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны учреждений культуры. Ставилась задача иметь в каждом сельском Совете клуб, в каждом районном центре – Дом культуры. Постановлением СНК в феврале 1945 г. был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР. Такие же комитеты создавались в союзных республиках. В автономных республиках были образованы управления по делам культурно-просветительных учреждений, а на местах – отделы культпросветработы при исполкомах местных Советов. Все это улучшало государственное руководство системой культурно-досуговых учреждений. Одной из главных задач государственных органов оставалось обеспечение хода работ по восстановлению учреждений культуры. Предстояло также расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.

Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность – вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.