Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды изделий из камня и кости

Одним из наиболее «благородных» видов искусства является художественная обработка камня. В истории материальной культуры этот материал занима­ет особое место, так как отличается большой прочностью, что позволяет использовать его в строи­тельстве и для создания предметов бытового и декора­тивного назначения. Придание куску правиль­ной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок, всегда требовали значительных усилий мастера. Поэтому ре­месленная сторона дела в обработке была и ос­тается важной основой этого вида декоративно-при­кладного творчества.

От времени изготовления камен­ных орудий труда и охоты до более поздних перио­дов, когда строились уникальные дворцы и храмы из камня, мастер, владеющий техникой художественной обработки камня, оставался важной фигурой сложного твор­ческого процесса. Высокий уровень владения этим искусством подтверждают многие древние памятники архи­тектуры. Сооружения Древней и Средневе­ковой Руси, Армении, Грузии демонстрируют самобыт­ные архитектурные решения и своеобразное украше­ние резьбой. Уникальное мастерство резчиков можно видеть в Дмитровском соборе г. Владимира, стены ко­торого покрыты рельефными изображениями цветов, птиц, львов, грифонов. Традиции, заложенные влади­мирскими мастерами XII в., получили продолжение в белокаменных строениях Москвы, в период ее ста­новления как центра русского государства.

XVIII в. становится периодом особого расцвета рус­ского камнерезного дела. Для новой столицы России строящегося Петербурга - были организованы поис­ки залежей строительного, поделочного и декоратив­ного материала. В Алтайском крае и на Урале нашли обширные месторождения, разработка которых опре­делила создание здесь государственных фабрик по до­быче и обработке различных пород. Однако первое такое производство по художественной обработки камня было организо­вано вблизи Петербурга, куда привозили добываемый в разных местах страны материал.

На Петергофской гра­нильной фабрике, созданной в 1725 г., сложилось но­вое направление в данном деле. Здесь осуществляли художественную обработку камня твердых пород, который шел на отделку архитектурных комплексов, убранство внутренних помещений, изготовление декоративных ваз, столешниц, а также на приготовление материала, предназначенного для ювелирных украшений. Но одного производства оказалось мало. К середи­не XVIII в. открывается шлифовальная фабрика в г. Екатеринбурге, а затем в 1780-е годы - Колыванская гранильная фабрика на Алтае. На каждой из них велась обработка местного материала твердых пород.

Все три предприятия стали серьезной школой для работавших там мастеров. По мере развития произ­водства число их увеличивалось, а их умение по­стоянно совершенствовалось, так как наряду со шли­фовкой и полировкой камня им все чаще приходилось осваивать технику мозаичного набора, рельефной резь­бы и других сложных приемов художественного и тех­нического исполнения уникальных произведений деко­ративно-прикладного искусства по проектам архитек­торов и художников. Деятельность фабрик пережила свои взлеты и па­дения. В первой половине XIX в. продолжалось увле­чение художественной обработки камня. Он широко использовался в творениях знаменитых русских архитекторов.

Богатство само­цветов России раскрывалось в новых работах камне­резов и ювелиров. Интерес к цветному камню (драго­ценному, полудрагоценному, поделочному) перерос в коллекционирование образцов материала разных пород и собирание оригинальных изделий, выполненных из этого сырья. С середины XIX века наблюдается определенный спад в художественной обработки камня. Не получая крупных заказов, свертывают масштабы своего производства фабрики. Тем не менее, традиция мастерства обеспечивает продол­жение работ и способствует сохранению старых фаб­рик до настоящего времени.

Опыт работы на фабриках по художественной обработки камня позволил мастерам самостоятельно за­ниматься, поисками камнесамоцветного сырья и изго­товлением художественных изделий по своему вкусу. В моменты спада производства мастера организовывали на дому свои ма­ленькие мастерские. Так, во второй половине XIX в. складываются камнерезные промыслы. Сфера ее развития была довольно широка, особенно на Урале.

Тысячи куста­рей занимались художественной обработкой камня и гранением прозрачных самоцветов, на примитивных станочках вытачивали бусы или полу­сферической формы камни (кабошоны) для брошей, перстней, сережек. Делали мастера не только полу­фабрикаты-заготовки, но и законченные вещи, представлявшие самостоятельные художественные реше­ния: шкатулки, подсвечники, прессы для бумаг, лоточ­ки для ювелирной мелочи. Эти предметы украшали мозаика из камней различного цвета и рисунка, рельефные натюрморты из ягод и листьев, помещенные на крыше шкатулки или на плитке пресса для бумаг. Высокое техническое мастерство исполнения в изобра­жении натюрморта часто приводило к натурализму, снижавшему художественные достоинства вещей.

Несмотря на высокие ремесленные навыки, масте­ра постоянно испытывали трудности в работе с твер­дым материалом. Поэтому переход кустарей к обработке камня мягких пород облегчал их труд, давал больше возможностей для изготовления очень широкого ас­сортимента изделий. И уже к концу XIX в. начинают складываться промыслы по художественной обработки камня мягкого типа. В данную группу входят разновидности гип­сового камня, селенит, кальцит, серпентин, талько-хлорит и некоторые другие.

Техника их обработки чре­звычайно проста. Блоки такого камня легко распи­лить ножовкой или циркулярной пилой. Резьба его производится стамесками разного по сечению профиля, ножами, обрабатывается рашпилями. Мягкий камень из-за недостаточной твердости и хрупкости не всегда прорабатывается детально. Чаще и утилитарные пред­меты, и скульптурная пластика имеют компактные формы и незначительные членения. Традиционными способами отделки являются шлифование стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пе­ной. Для окончательной отделки применяют парафин или лаки, с помощью которых лучше выявляется при­родный рисунок художественно обработанного камня.

Изделия из кости и рога.
Издавна славились прекрасные предметы, выполненные народными мастерами из кости и рога: ажурные гребни, резные рукоятки ножей и вилок, украшения для национальных костюмов. Материалы обладают прекрасными декоративными свойствами и сравнительно легко обрабатываются. Подлинные шедевры искусства изготовляют народные мастера-косторезы Крайнего Севера и Дальнего Востока. Особенно славятся косторезы из поселка Уэлен, которые делают изделия из моржовых бивней. Это в первую очередь так называемая скульптура малых форм. В ней преобладают изображения охоты на диких животных и бытовые сцены жителей севера. Кость легко пилится ножовкой по металлу. Грубую обработку поверхности можно выполнить драчевым напильником, более тонкую — надфилями. Кость сверлят перовыми сверлами, ажурную резьбу выполняют втиральниками. Полируется кость на хлопчатобумажном круге с помощью мастики, приготовленной из зубного порошка, свиного жира и скипидара. На поверхность кости рисунок наносят коготком, изготовленным из металла. Можно выполнить ажурную резьбу по кости и борами, вставленными в одно из граверных приспособлений. Из кости несложно изготовить оригинальный перстень.


Из трубчатой кости вырезают кусочек шириной 10... 15 мм. Круглым напильником расширяют внутреннее отверстие, чтобы в него можно было просунуть палец. Теперь обработайте напильником поверхность, чтобы в сечении придать ей форму, показанную на рис.

После этого округлите выступающие наружные детали, кроме верхней площадки — она остается плоской. На ней можно выгравировать монограмму или какой-либо рисунок, можно сделать треугольным надфилем пропилы по окружности и вырезать ромашку.

Из рога крупных животных можно изготовить оригинальные кубки, шкатулки, пеналы для письменных принадлежностей, украшения. Обрабатывать рог можно тем же инструментом, что и кость. Несколько сложнее обрабатывается сырой рог. Прежде чем с ним работать, его надо выварить.

Для этого сырые рога помещают в какую-либо посуду, заливают водой и ставят на огонь. Вываривать рога надо на открытом воздухе или под вытяжной вентиляцией. В процессе варки у рога появляется неприятный запах. Весь процесс длится несколько часов. При этом надо периодически менять воду. Процесс вываривания можно считать законченным тогда, когда на поверхности воды перестанут появляться блестки жира.

После остывания рог очищают кусочком стекла и шлифуют шлифовальной шкуркой. После этого можно приступить к изготовлению различных изделий. Теперь все зависит от вашей фантазии.

Некоторые изделия из кости и рога (письменные принадлежности, ручки ножей, вилок или гребни) будут выглядеть наряднее, если их украсить инкрустацией из речного перламутра. Самая простая техника заключается в том, что в изделие по задуманному орнаменту вставляют кружки из перламутра.

С этой целью возьмите одну створку речной раковины и напилите из нее квадратики (5X5 мм). Сделать это можно ножовкой по металлу. Если возникает необходимость пилить много раковин, тогда труд можно механизировать. Для этого используйте описанный ранее электропривод «Умелые руки». На ось электромотора установите циркулярную пилу, которая продается в комплекте с электроприводом.

Напомним, что с электроприводом надо обращаться очень осторожно. На пилу надо одеть кожух, а к пиле подавать через гибкий шланг воду для уменьшения пыли. Раковину крепко держать двумя руками и, двигая по поверхности столика, постепенно подводить к режущим зубьям.

После того как вы нарезали квадратные кусочки перламутра, округлите острые углы и опилите их так, чтобы получились правильные кружки. Сделать это можно с помощью наждачного бруска, а также ручного или механического точила. Теперь на изделии из рога, которое вы собираетесь украсить инкрустацией, надо высверлить круглые отверстия по ранее намеченному орнаменту.

Диаметр отверстий должен как можно точнее соответствовать диаметру перламутровых кружков, а глубина каждого отверстия должна быть меньше толщины перламутрового кружочка, вставляемого в данное отверстие приблизительно на 0,1 мм. Отверстие смажьте клеем БФ-2, вставьте в него перламутровый кружочек и деревянной палочкой запрессуйте его так, чтобы он как можно меньше выступал над поверхностью изделия.

Теперь напильником, а затем наждачной шкуркой спилите выступающую часть перламутровых кружочков, чтобы они были заподлицо с изделием. Затем отшлифуйте всю поверхность изделия с перламутровыми вставками мелкой шкуркой и отполируйте. Для инкрустации старайтесь выбирать перламутр с радужным блеском.

Когда вы освоите эту простую технологию, можно перейти к инкрустации изделий перламутровыми вставками более сложной конфигурации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ручная обработка изделий | Виды пластмасс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.