Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура наемных работников

В XIX - начала XX веков складывается субкультура наемных работников на фабриках и заводах.

Из ярославской деревни рабочие приносили крестьянское патриархальное сознание. Да и наем работников подчас был приноровлен к срокам сельхозработ: он происходил на срок от Покрова до Пасхи. В рабочей среде нередко сохранялся религиозный строй жизни, сберегались песни и сказки, бытовые верования крестьянства. Строй жизни рабочих сохранял общинные формы. Фабричная община, во главе которой стоял предприниматель, совпадала с церковным приходом. Этот общинно-семейный строй был далек от формальных отношений по поводу купли-продажи рабочей силы. Характерны жалобы революционных агитаторов на трудности общения с рабочими: «Все сколько-нибудь крупные и «настоящие» фабрики (в особенности Большая Карзинкинская мануфактура) были за городом, рабочие жили там же, в казармах, ревниво охранявшихся хозяйскими и царскими церберами вместе» (А.Стопани, рубеж XIX-XX вв.)

Однако в рабочей среде происходило и приобщение к новым городским культурным формам. Рядом с песней бытует частушка (выдвигающаяся в качестве фаворита и в деревне). Постепенно разрушаются традиционные моральные представления.

Условия труда были часто тяжелыми, а доходы низкими. Изнурительный труд требовал для поддержания жизненного тонуса допинга: водки. Частым явлением в рабочей среде было пьянство, расшатывающее организм, деморализующее человека. Продолжительный рабочий день подчас не давал времени и сил для умственного развития рабочих, чтения и развлечений. Рабочие нередко жили в больших казармах с центральным коридором и комнатами-каморками по сторонам, в тесноте и бедности.

Однако такое положение было не повсеместным. Существовали предприятия, владельцы которых заботились о работниках. Администрация Ярославской Большой мануфактуры и некоторых других предприятий порой предпринимала усилия для организации культурного быта рабочих. Квалифицированные рабочие имели хороший доход и устойчивое положение в обществе.

Бьющее в глаза неравенство материального положения в городской среде являлось основанием для социального беспокойства и неудовлетворенности работников. Контрасты бедности и богатства приходили в противоречие с общинным идеалом уравнительной справедливости, вынесенным из деревни. Показателен успех у рабочих Ярославской Большой мануфактуры народной драмы «Царь Максимиан», которая разыгрывалась здесь в бараках на рубеже XIX-XX веков. Плохой царь в драме противопоставляется гонимому царевичу. Постановка пьесы стала формой социального протеста, опирающегося на логику народного сознания, противопоставлявшего царя праведного царю неправедному. Перестали играть драму к середине 1900-х годов, когда, судя по всему, началось разрушение веры в саму возможность доброго царя.

Возможности борьбы за улучшение экономического положения у рабочих были ограниченными, что толкало их на выдвижение политических задач. Перспектива простейших улучшений жизни связывается с глобальными социальными переворотами. На предприятиях усваивается революционная пропаганда интеллигентов-маргиналов, вносящих в рабочее движение «классовое сознание», т.е. дух вражды к нанимателям, к солидарной с ними власти, как светской, так и духовной. Часто рабочие перенимают политический радикализм и социальный утопизм интеллигенции, что вело к критицизму и нигилизму не только в сфере социальных отношений, но и в морали, в быту. Рабочие Ярославского края активно участвовали в революционном движении 1905–1907 годов.

Во второй половине 1907–1914 годов крайние революционные идеи пользовались ограниченной поддержкой ярославских наемных работников; проявлялась в их среде воля к «классовому миру». Улучшались и условия жизни квалифицированных рабочих.

 

 

Рабочие станции Урочь Рабочий ЯБМ Н.Абрамов Братья Топл
Артельная гвоздарня    
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культура купечества | Культура ремесленников и артельных работников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.