Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы планирования природопользования. Виды планов и прогнозов




 

Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых в планировании природопользования наибольшее распространение получили директивная и индикативная.

Директивным планирование называется потому, что поставленные в нем цели и задачи подлежат обязательному исполнению конкретными исполнителями. Такие планы разрабатываются государственными учреждениями на основе общегосударственных интересов, утверждаются правительством и носят силу законов.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние развития экономики страны или какой-то ее сферы. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние природопользования и охрану окружающей среды, состояние финансов, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т.д. Роль индикаторов планов состоит в том, чтобы определить, где и когда должно вмешаться государство, если рынок не справляется со своими задачами.

На рисунке 5.1 представлены виды планов и прогнозов в зависимости от критериев их классификаций.

Стратегическое, тактическое и оперативное планирование отличаются друг от друга по содержанию плановых решений.

Стратегическое планирование – процесс определения целей и значений экономических и эколого-экономических показателей и формирование механизма по их реализации по основным наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны на длительную перспективу.

Процесс создания предпосылок для реализации целей и задач, поставленных в стратегическом плане, называется тактическим планированием. Тактические планы позволяют обосновывать и реализовывать резервы повышения эффективности общественного производства и природопользования и разрабатываются в основном на среднесрочный период.

Завершающий этап системы планирования, который конкретизирует показатели тактического плана с целью организации повседневной плановой работы объекта планирования, называется оперативным планированием. Оперативные планы носят краткосрочный характер. В зависимости от срока, на который составляется план или прогноз и степени детализации плановых или прогнозных расчетов различают долгосрочное (от пяти и выше), среднесрочное (от одного года до пяти) и краткосрочное (до одного года) планирование.

Планы и прогнозы
Директивное
Индикативное
Макроэкономическое
Мезоэкономическое
Стратегическое
Тактическое
Микроэкономическое
Долгосрочное
Среднесрочное
Краткосрочное
Оперативное

 


Рис. 5.1 – Общая классификация форм планирования и видов планов и прогнозов

 

По масштабу действия выделяют прогнозы и планы международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые и предприятия. По степени охвата прогнозы и планы делятся на частные, охватывающие только определенные области деятельности и комплексные, охватывающие все аспекты развития экономических и эколого-экономических систем. В свою очередь по назначению частные прогнозы и планы можно подразделить на научно-технические, демографические, прогнозы природных ресурсов, экологические, социальные, экономические.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь в части рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды предусмотрено статьей 79 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г. в редакции Закона 2002 г.)

Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития используются при принятии республиканскими органами государственного управления решений в области социально-экономической и экологической политики государства.

Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны, а также общий порядок их разработки. В соответствии с законом система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

1) на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет;

2) основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

3) на среднесрочную перспективу – программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

4) на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

В области рационального природопользования и охраны окружающей среды разрабатываются также территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ТЕРКСООС).

В соответствии со статьей 80 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» территориальные комплексные схемы определяют комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом генеральной схемы расселения, схем развития производительных сил и социальной сферы. Разработка программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется в целом по стране, в пределах административно-территориальных единиц, а также по отраслям экономики в целях обеспечения благоприятной окружающей среды на основе научно-обоснованного сочетания экономических, экологических и социальных интересов, выбора способов природопользования, обеспечивающих минимально возможный уровень вредного воздействия на окружающую среду, предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, и сохранение и воспроизводство природных ресурсов.

В БелНИЦ «Экология» разработаны территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды Бреста, Витебска, Полоцка, Новополоцка, Полоцкого района, Гомеля, Речицы, Гомельского, Речицкого и Жлобинского районов, Могилева и Могилевской области, а также схемы размещения полигонов твердых коммунальных отходов для всех областей Республики Беларусь.

ТЕРКСОСС разрабатываются с целью определения комплекса эколого-ориентированных мероприятий, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения и увеличения природно-ресурсного потенциала территории. Данные схемы составляются для территорий, выделяемых по административно-территориальному (область, район, город), природно-географическому (курорт, зона отдыха) и экономическому (территориальный промышленный комплекс, промышленный узел) признакам.

Основные задачи, связанные с рассмотрением наиболее важных проблем в ТЕРКСООС, определяются территориальным уровнем и техническим заданием с учетом предварительной оценки исходной информации по территории.

ТЕРКСООС содержит:

1) характеристику природных ресурсов территории, их использование и социально-экономических факторы;

2) оценку экологического состояния природных сред с учетом хозяйственной деятельности;

3) комплексную оценку экологического состояния территории;

4) предложения и мероприятия по обеспечению экологического равновесия в условиях хозяйственной деятельности, включая экстренные, необходимые, предупредительные;

5) прогноз возможных изменений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности;

6) предложения по развитию научных исследований и опытно-конструкторских работ для реализации системы природоохранных мероприятий;

7) предложения по совершенствованию системы управления природопользованием и охраны окружающей среды.

Разработка отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляется соответствующими республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Минприроды Республики Беларусь. Разработка мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды осуществляется на основе утвержденных государственных программ социально-экономического развития страны, государственных и отраслевых программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, республиканских, областных и иных комплексных схем охраны окружающей среды. Указанные программы и схемы согласовываются с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами.

Разработка программы мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в пределах административных территориальных единиц осуществляется соответствующими местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Схема взаимосвязи основных элементов прогнозирования и планирования природопользования и охраны окружающей среды с системой государственных прогнозов и планов социально-экономического развития страны показана на рисунке 5.2.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период 2005 – 2020 гг. (15 лет)
Основное направление социально-экономического развития республики (10 лет)
Программа социально-эко-номического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (5 лет)
Государственная программа Республики Беларусь по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС
Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь
Прогноз социально-эконо-мического развития Республики Беларусь на краткосрочный период (1 год)
Территориальные прогнозы (планы, программы) охраны окружающей среды (области, района, территориально-производственных комплексов)
Планы (схе-мы) охраны отдельных природных комплексов и экосистем*
Отраслевые прогнозы (планы, программы, концепции**) природопользования и охраны окружающей среды (отдельных министерств, ведомств, хозяйственных субъектов)
Национальный план действий по гигиене окружающей среды

 


 

* Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008-2014 годы.

** Концепция устойчивого развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года.

Рис 5.2 – Схема организации прогнозирования и планирования природопользования и природоохранной деятельности в Республике Беларусь

 

В масштабах республики Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в нашей стране впервые была принята в 1995 г. на 1996-2000 годы.

В соответствии с международными требованиями на 2001-2005 годы была разработана не программа, а Национальный план действий по охране окружающей среды (НПДООС), который не только логически продолжил реализацию природоохранных мер, предусмотренных предыдущей национальной программой, но и наметил новые, более амбициозные планы. В стране реализована НПДООС, разработанная на 2006-2010 годы, в результате выполнения которой достигнуто снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и улучшение экологической обстановки – первого из факторов, обеспечивающих физическое, психологическое и социальное благополучие населения страны, а также приведена последовательная экологизация всех звеньев общественного производства, как неотъемлемой части процесса достижения устойчивого развития и жизнедеятельности общества и защита наиболее уязвимых и ценных экосистем и биологических видов.

В НПДООС дается оценка современного состояния природной среды, определяются приоритеты в использовании природных ресурсов и природоохранной деятельности, отмечаются первоочередные задачи по обеспечению контроля и управления за выполнением требований и мероприятий, нормативно-правовому и информационному обеспечению, совершенствованию экономического механизма природопользования. Кроме того в плане выделены неотложные природоохранные меры в отдельных отраслях народнохозяйственного комплекса страны: в промышленности, на транспорте, энергетике, сельском и лесном хозяйстве.

Таким образом, прогнозирование и планирование рационального природопользования – это необходимый элемент системы управления процессами взаимодействия общества и природы и обмена веществом и энергией между человеком и природой. Основная форма экологического планирования – разработка территориальной комплексной программы рационального использования природных ресурсов и природоохранной деятельности на перспективный период (республики, области, города, района, территориально-производственного комплекса). Назначение планов и программ – обоснование увязанных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям природоохранных, экономических, технико-технологических и других мероприятий, обеспечивающих достижение необходимого качества окружающей среды, способной во взаимодействии с человеком в течение неограниченно долгого времени выполнять функции:

а) среды обитания и жизнедеятельности;

б) пространственного базиса расселения людей и размещения производительных сил;

в) «поставщика» природных ресурсов;

г) «хранилища» генофонда и растений.

Литература

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.