Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные механизмы экологического нормирования




Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

 

С точки зрения экологического нормирования стандартизация – это установление норм, правил, характеристик в целях обеспечения:

1) безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека и их качества;

2) единства измерений, в том числе и экологических параметров;

3) экономии всех видов ресурсов;

4) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Нормы, правила и характеристики, установленные в результате стандартизации, могут быть представлены государственными стан­дартами (ГОСТы, СНиПы (строительные нормы и правила), СанПиНы (санитарные нормы и правила)), отраслевыми стандартами (ОСТы, ПДК) и т.д.

ГОСТы, СНиПы, СанПиНы носят обязательный характер и уста­навливают требования, которым должен соответствовать тот или иной объект. Они многократны в применении и гарантируются мерами го­сударственного принуждения. Государственные стандарты в зависи­мости от объекта стандартизации содержат: требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации, хранения, пе­ревозки, реализации и утилизации; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции, сохранения и рационального исполь­зования ресурсов; требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства; термины и обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для установления норм и правил природопользования могут раз­рабатываться и другие виды нормативных документов. К ним отно­сятся технические нормативные правовые акты, утверждаемые Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, на ос­новании которых устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды, предъявляемые к технологиче­ским процессам и соответствующим методам контроля. Такого рода нормативные документы в обязательном порядке должны получить общегосударственную регистрацию в Национальном реестре право­вых актов Республики Беларусь. Любое другое оформление экологи­ческих норм и правил не дает им нормативно-правового статуса, и они не являются обязательными для исполнения.

 

 

 

К основным механизмам экологического нормирования относят: лимитирование (ограничение), паспортизацию, лицензирование и сер­тификацию.

Лимитирование – это деятельность по установлению пределов вредного воздействия (химического, физического, биологического и др.) на окружающую среду и человека или ограничений на использование природных ресурсов. Лимитирование является важнейшим механизмом экологического нормирования, особенно в санитарно-гигиеническом направлении. Вся система ПДК вредных веществ, ПДУ физических воздействий, ограничений воздействия производственной деятельности человека и эксплуатации природных ресурсов построена на принципе лимитирования. Как механизм ограничения лимитирование включает также систему производственных, отраслевых и региональных норм природопользования.

Лимиты на природопользование представляют собой установлен­ные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и других видов вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты на природопользование являются одной из разновидностей его нормирования и представляют собой систему экологических ограничений воздействия на окружающую среду.

Лимиты устанавливаются в основном по двум направлениям при­родопользования:

1) изъятие природных ресурсов из природной среды;

2) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую сре­ду, размещение отходов.

Например, согласно статье 63 закона Республики Беларусь «О растительном мире» (2003), лимиты на пользование объектами растительного мира устанавливаются в виде ограничения на опреде­ленный период времени сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей. Эти лимиты устанавливает Министерст­во природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании данных государственного учета объектов рас­тительного мира, оценки ресурсов растительного мира и их исполь­зования, результатов научных исследований, нормативов в области обращения с объектами растительного мира. В области использова­ния лесных ресурсов базовыми являются нормы возраста рубок и воспроизводства лесов, нормы расчетной лесосеки, т. е. нормы ежегодной заго­товки древесины, устанавливаемой для рубок главного пользования. Заготовка древесины при рубках главного пользования в объеме, превышающем расчетную лесосеку, запрещается. Утверждает рас­четную лесосеку Министерство лесного хозяйства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Вторая группа лимитов на природопользование включает лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, ли­миты размещения отходов.

Совет Министров Республики Беларусь по представлению Мини­стерства природных ресурсов и охраны окружающей среды устанав­ливает лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих ве­ществ в окружающую среду в целом по республике. Облисполкомы и Минский горисполком по согласованию с областными и Минским го­родским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды на основании лимитов, утвержденных Советом Министров для со­ответствующих областей и города Минска, устанавливают лимиты выбросов (сбросов) по каждому району и городу. По каждому приро-допользователю лимиты устанавливаются районными и городскими исполнительными и распорядительными органами по согласованию с соответствующими органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Белорусским законодательством предусматривается также установление лимитов размещения отходов производства, под кото­рым понимается предельное количество определенного вида отхо­дов производства, установленное природопользователю на определенный период времени для размещения их на объектах размещения отходов. Основой для определения лимита размещения отходов по каждому природопользователю является разрешение на размещение отходов, выдаваемое органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Лимиты размещения отходов произ­водства разрабатываются собственником этих отходов или уполно­моченным им лицом.

Паспортизация – составление экологических (природоохранных) паспортов на определенные объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, системы очистки с целью оптимизации их использования, определения воздействия на окружающую среду и контроля соблюде­ния природоохранных норм и правил. Одной из основных целей паспортизации является установление предельно допустимых воздействий промышленных объектов, техно­логий, иной хозяйственной деятельности на окружающую среду с учетом ее фонового состояния. Это служит основанием для рассмот­рения паспортизации в качестве механизма экологического нормиро­вания. В практике экологического нормирования должна проводиться паспортизация предприятий, природных ресурсов, месторождений по­лезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий и т. д.

Экологический паспорт пред­приятия или объекта – это нормативно-технический документ, вклю­чающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных, вторичных), а также определяющий все прямые воздействия на окружающую среду. В качестве механизма паспорти­зации природных ресурсов следует рассматривать составление реест­ров, балансов и схем их использования и охраны.

Лицензирование является важным механизмом в регулировании природопользования. Под лицензированием понимают деятельность, связанную с выдачей лицензии, переоформлением документов, под­тверждающих наличие лицензии, приостановлением и аннулировани­ем лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответст­вующих требований и условий.

Лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемо­го вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридиче­скому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование упорядочивает процесс эксплуатации ресурсов, регламентируя экологические требования к их использованию и ох­ране, и ставит использование ресурсов под государственный кон­троль. Необходимость лицензирования заключается в том, чтобы осуществлять регулирование тех видов деятельности, реализация которых без лицензии может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и, таким образом, вызвать нанесение непоправимого ущерба окружающей природной среде, рациональному природопользованию и ухудшить условия жизнедеятельности человека. Осуществление деятельности, связан­ной с промышленным производством, использованием ресурсов и обращением отходов производства и потребления, в соответствии с лицензией должно отвечать строго обозначенным нормам и прави­лам. Именно поэтому лицензирование относят к одному из меха­низмов экологического нормирования, выполняющему две важней­шие функции – превентивную и контрольную.

Превентивная функция реализуется посредством установления в лицензии норм использования природных ресурсов, пределов химиче­ских, физических и биологических воздействий на основе данных о масштабах и видах деятельности.

Контрольная функция выражается в осуществлении контроля дея­тельности природопользователя – лицензиата – государственным упол­номоченным органом.

Лицензирование в экологической сфере делится на два блока. В первый входит лицензирование природопользования и лицензиро­вание видов хозяйственной деятельности. Во второй – лицензирова­ние деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

К первому блоку относятся специальные лицензии на право пользования (добычи, изъятия) природными ресурсами и объектами, а также разрешения на право выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов производства и потребления.

Во второй блок входит деятельность в области охраны окружающей среды, реализация которой требует наличия государственной ли­цензии:

- утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоро­нение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, ве­ществ (кроме радиоактивных);

- проведение экологической паспортизации, сертификации, эко­логического аудита;

- осуществление видов деятельности, прямо или косвенно связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду осуществляют Министерство при­родных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и специально уполномоченные республиканские органы государ­ственного управления. Такими органами являются: Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерство по чрезвы­чайным ситуациям Республики Беларусь, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Комитет по проблемам последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС.

Сертификация деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Под экологическими понимают требования, установ­ленные в законодательных и иных нормативных актах в области при­родопользования и охраны окружающей среды.

К основным направлениям и объектам экологической сертифика­ции относят:

1)продукцию;

2) технологические процессы (добыча и заготовка природных ре­сурсов; транспортировка природных ресурсов, продукции и отходов; их хранение);

3) отходы производства и потребления;

4) природные ресурсы (земельные, водные, ресурсы растительно­го и животного мира, ресурсы недр);

5) объекты окружающей среды (ООПТ и природные объекты, предназначенные для хозяйственного использования);

6) экологические услуги (по производству, установке, техниче­скому обслуживанию природоохранного оборудования, по рекульти­вации земель и т. п.).

Считается, что в качестве опосредованного механизма экологического нормирования, применяемого лишь по отношению к отдельным видам природопользования (использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды – сбросы, выбросы и захоронение отходов) может рассматриваться экономическое регулирование. Механизм экономического регулирования базируется на системе экологического нормирования и по сути дела является составным элементом этой системы. В основе экономического регулирования лежит принцип платности природопользования, который подразумевает плату за пользование природными ресурсами и плату за загрязнение окружающей среды. Посредством этого механизма осуществляется экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и снижения уровня вредных воздействий на природную среду. В данном контексте экономическое стимулирование, ориентирующее природопользователя на соблюдение существующих норм и правил, можно рассматривать в качестве механизма экологического нормирования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.