Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Контроль в области природопользования и охраны окружающей среды




Экологические нормативы, применяемые в Республике Беларусь и их виды

 

Вопросы нормативно-правового обеспечения экологического норми­рования тесно связаны с общей структурой экологического права Беларуси.

В целом источниками экологического права в нашей стране при­знаются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, в том числе посредством норм и правил. К ним относятся законы, указы, постановления, распоряжения, нормативные акты ми­нистерств и ведомств и т. д. Наибольшую юридическую силу имеют законы Республики Беларусь, они составляют основу системы права государства. Указы Президента Республики Беларусь, постановления и распоряжения Правительства Республики Беларусь, нормативные акты министерств и ведомств относятся к подзаконным актам и при­нимаются на основании и во исполнение законов.

Становление и развитие экологического права Республики Бела­русь относится к концу 80-х–90-м гг. прошлого столетия, когда был принят широкий спектр законов, регулирующих деятельность в об­ласти охраны окружающей среды, обеспечения экологической безо­пасности населения и рационального использования природных ре­сурсов.

В основном природоохранном законе нашей страны, каким является закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», экологи­ческому нормированию отведена самостоятельная глава (глава 5 «Нор­мирование, метрологическое обеспечение, стандартизация в области ООС, экологическая сертификация»). В ней выделено и охарактеризо­вано несколько видов экологических нормативов, норм и требований. Основные из них:

- нормативы качества окружающей среды;

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;

- нормативы образования отходов;

- нормативы допустимых физических воздействий;

- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду и др.

В качестве примера рассмотрим нормативы качества окружаю­щей среды. К нормативам качества окружающей среды относятся:

1) нормативы ПДК химических и иных веществ;

2) нормативы ПД физических воздействий;

3) нормативы ПДК микроорганизмов;

4) иные нормативы качества окружающей среды.

В настоящее время массив нормативов качества окружающей среды включает более 500 нормативов ПДК химических и иных ве­ществ для атмосферного воздуха, более 1600 – для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, более 100 – для почв.

Нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воз­дух, воду, почву, устанавливаются для оценки состояния окру­жающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и живот­ного мира.

Необходимо отметить, что практически во всех законах по эколо­гической безопасности, а также в законах ресурсного блока существу­ет раздел или статья, регламентирующая вопросы экологического нормирования применительно к конкретному объекту права. Вместе с тем в перечне республиканских законов отсутствует собственно закон об экологическом нормировании, что объясняется, в первую очередь, отсутствием концепции этого важнейшего инструмента охраны окру­жающей среды и рационального природопользования.

 

 

Литература

 

1. Опекунов, А. Ю. Экологическое нормирование / А. Ю. Опеку­нов. – СПб.: ВНИИокеанология, 2001. – 216 с.

2. Родькин, О. И. Экологический менеджмент: учеб.-метод. посо­бие / О. И. Родькин, Ч. А. Романовский, С. С. Позняк; под общ. ред. О. И. Родькина. – Минск: РИВШ, 2008. – 254 с.

3. Лаевская, Е. В. Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» в редакции Закона от 17 июля 2002 года / Е. В. Лаевская, В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова; науч. ред. Е. В. Лаевская, Т. И. Мака­рова. – Минск: Тонпик, 2005. – 272 с.

 

 

7.1. Экологический мониторинг. Сущность и содержание.

7.2. Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь.

7.3. Результаты наблюдений за состоянием природных ресурсов и качеством окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.