Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей среды

Тема 9. Плата за природопользование

9.1. Система экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

9.2. Плата за использование природных ресурсов.

9.3. Плата за загрязнение окружающей среды.

9.4. Рыночные инструменты управления природопользованием.

Переход к индустриальному типу развития природопользования вызвал необходимость применения экономических инструментов его ведения, регулирования и управления.

К экономическим инструментам управления природопользованием и охраной окружающей среды относя применение налогов и платежей, финансово-кредитных мер, использование субсидий, экологическое страхование и др.

В качестве одного из новых инструментов управления природопользованием в перспективе предлагается введение платы за использование ассимиляционного потенциала территории (потенциала самоочищения и самовосстановления окружающей среды).

Важную роль в переходе к экономическим методам регулирования воздейст­вия общества на окружающую среду играет экономическая оценка природных ре­сурсов и установление на ее основе платежей за использование природных ресур­сов и за загрязнение окружающей среды.

Следует также отметить, что не менее, а может быть и более, важную роль в этом процессе должна играть оценка природ­ных условий окружающей среды в стоимостной форме, в частности, ее ассимиляционного потенциала, пока еще недостаточно разработанная и применяемая в практике управления природопользованием. Экономические методы призваны стимулиро­вать не только уменьшение отрицательного воздействия на природные ресурсы и среду, но и внедрение различных инноваций (новых отношений, методов и техно­логий), обеспечивающих это уменьшение.

Экономические инструменты обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды считаются более эффективными инструментами управления, чем административно-правовые и другие инструменты, воздействующие на экологическое сознание и поведение человека.

Одним из важнейших инструментов экономического регулирования приро­допользования является налогообложение, основные положения которого пропи­саны в Законе «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)». Считается, что реализация принципа платности природопользования на­правлена на рационализацию использования ограниченных экологических ресур­сов путем экономического принуждения предприятия загрязнителя компенсиро­вать наносимый им экономический ущерб и покрывать соответствующие затраты на ликвидацию негативных последствий, вызванных загрязнением окружающей среды.

В Республике Беларусь экологический налог согласно статье 83 Закона «Об охране окружающей среды» включает платежи за использование природных ре­сурсов и платежи за вредное воздействие на окружающую среду. Попытка устано­вить зависимость между отчислениями с предприятия в доход бюджета и степенью вреда, наносимого им природной среде и природным ресурсам, – основная идея введения налога за пользование природными ресурсами (экологического налога).

Налог за пользование природными ресурсами должен выполнять следующие функции: стимулировать эффективное и рациональное природопользование путем создания экономической заинтересованности и ответственности у предприятий природопользователей, стать ведущим источником средств для возмещения при­родоохранных и природовосстановительных затрат предприятий природопользо­вателей.

Объектами налогообложения являются:

1) объемы используемых (изыскаемых, добываемых) природных ресур­сов;

2) объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загряз­няющих веществ;

3) объемы отходов производства, помещаемые на объекты размещения отходов;

4) объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осу­ществляющими переработку нефти;

5) объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

6) объемы товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в ре­зультате уничтожения товара, помещенных под этот режим;

7) объемы производимых и (или) импортируемых товаров после утраты ими потребительских свойств, в результате которых образуются отходы, оказы­вающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования.

Плательщиками экологического налога являются предприятия и индивиду­альные предприниматели. Организации, финансируемые из бюджета, плательщи­ками налога не являются.

Экологический налог состоит из платежей:

1. за использование природных ресурсов;

2. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

3. сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

4. размещение отходов производства;

5. переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляю­щими переработку нефтепродуктов;

6. перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепро­дуктов;

7. размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтоже­ния и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

8. производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации системы сбора, обезвреживания и (или) использо­вания, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Платежи за использование природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, за размещение отходов производства, установленных в пределах лимита, сверх установленных лимитов, либо без установленных лимитов в случаях, предусмотренных законодательством. Лимиты на природопользование представляют собой установление природопользователям на определенный период времени объемов предельного изъятия (использования) природных ресурсов, вы­бросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредных воздействий на окружающую среду.

Лимиты используемых (добываемых) природных ресурсов, за исключением объектов животного мира, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и местными Советами депутатов по согласованию со специально на то уполномоченными государственными органами.

В соответствии с действующим законодательством лимиты допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливаются в целом по республике Советом Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; по каждому району и городу – облиспол­комами и Минским горисполкомом по согласованию с соответствующими органа­ми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на основании лимитов, утвержденных Со­ветом Министров для соответствующей области и города Минска; по каждому природопользователю – районными и городскими исполнительными и распоряди­тельными органами по согласованию с соответствующими органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Лимиты на размещение отходов производства устанавлива­ются согласно законодательству об отходах.

Лимиты используемых объектов животного мира устанавливаются Минприроды Республики Беларусь.

В том случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не установлены лимиты:

1. на добычу природных ресурсов, то природопользователи своевременно должны обратиться в местные исполнительные органы с целью утверждения для каждого из них годовых лимитов добычи природных ресурсов;

2. на источники выбросов (сбросов), то организации и индивидуальные предприниматели должны обра­титься в местные исполнительные органы за разрешением на выбросы (сбросы) за­грязняющих веществ и установлением для них нормативов допустимых выбросов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Д. Отходы | Плата за использование природных ресурсов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.