Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за использование природных ресурсов

 

Платежи за использование природных ресурсов включают платежи за землю, за недра, за воду, за лесные пользования, за растительные ресурсы, за поль­зование животным миром.

Нами будут также рассмотрены возможные подходы к определению налого­вых ставок за использование особого вида природных ресурсов, ассимиляционного потенциала окружающей среды.

Плата за землю. Целью платежей за землю является:

1) обеспечение экономическими методами рационального использования земель;

2) формирование средств для осуществления мероприятий по землеуст­ройству;

3) повышение качества земель и их охрана;

4) социальное развитие территории.

Правила установления, взимания и использования платы за землю устанав­ливаются Кодексом РБ о земле, Законом «О платежах за землю» и другими вида­ми законодательства.

Основными формами платы за земельные участки являются земельный налог или арендная плата. Плата за землю взимается ежегодно со всех землевладельцев (арендаторов). Земельным налогом облагаются земли:

1. сельскохозяйственного назначения;

2. населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);

3. промышленности, транспорта, связи и другого назначения;

4. лесного фонда, водного фонда.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и место­положения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли. Ставки земельного налога, установленные Законом «О платежах за землю», индексируются с применением коэффициента, устанавливаемого Законом РБ «О бюджете Респуб­лики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Порядок исчисления и уплаты платежей за землю для юридических и физических лиц прописан соответ­ственно в Инструкции «О порядке исчисления и уплаты платежей за землю юри­дическими лицами» (постановление Министерства по налогам и сборам Республи­ки Беларусь от 31.01.2004 года №21) и Инструкции «О порядке исчисления и упла­ты земельного налога физическими лицами» (постановление государственного на­логового комитета Республики Беларусь от 27.02.2001 года №23).

От платы за землю освобождаются:

- заповедники;

- опытные поля, используемые для научной деятельности;

- ботанические сады;

- национальные и дендрологические парки.

Земельным налогом не облагаются:

- земли запаса;

- кладбища;

- земельные участки, представленные бюджетным организациям;

- земли населенных пунктов общего пользования (площади, улицы, автомо­бильные дороги, парки и т.д.);

- крестьянские (фермерские) хозяйства в течение первых трех лет с момента их регистрации и т.п.

Плата за использование земли в населенных пунктах. Плата за использование городских земель сравнительно новый для Республики Беларусь вид платежей. Данный вид платежей имеет особое значение при переходе к новой политике зем­лепользования и организации рынка городских земель. Принципиальные положе­ния, регламентирующие порядок применения платы за городские земли, определе­ны в государственном земельном Кодексе и в Законе «О платежах за землю» (от 18.12.1991 года с изменениями и дополнениями на 17.05.2004 года). Как правило, за использование городских земель применяется два вида платежей:

1. единовременная плата за отвод городских земель;

2. текущая плата за землю.

Плата за отвод призвана компенсировать городу затраты на создание и раз­витие всех отраслей городской инфраструктуры, которые и делают возможным хо­зяйственное использование данного участка земли. Следует иметь в виду, что вне­сение этого платежа предприятиями и организациями не позволяет им стать собст­венниками данного ресурса. В текущей плате за землю в первую очередь выделя­ются постоянная и переменная части. Постоянная часть представляет собой ком­пенсацию затрат городского хозяйства на содержание производственной и магистральной инфраструктуры, а также на расширение городских территорий. В основе переменной части платежей за городские земли лежит показатель городской диф­ференциальной ренты.

Чтобы реформировать систему налогообложения земли в Республике Бела­русь Национальное кадастровое агентство произвело оценку стоимости земли во всех населенных пунктах страны. В Минске в результате кадастровой оценки тер­ритория города была разделена на 948 оценочных зон. Каждая зона имеет свою стоимость земли. Она зависит от функционального использования земли, наличия центральных инженерных коммуникаций, удаленности от центра города и многого другого, в том числе экологических факторов. Каждый квадратный метр в Минске в 2004 году в центре стоил приблизительно 200$, а вся площадь города в 14 млрд.$, самые дешевые квадратные метры в ландшафтных зонах (4-15$). В област­ных и районных центрах земля стоит относительно дешево (г. Могилев – самая до­рогая 50$, г. Жодино – 15$).

В мировой практике величина земельного налога определяется в процентном отношении от ее стоимости (в западных странах плата за пользование городскими землями является обязательным элементом механизма управления городским хо­зяйством). Как правило, она определяется тремя основными факторами:

1. стоимостью вложенного в землю капитала;

2. транспортной доступностью земельного участка;

3. качеством природной среды.

Платежи за недра. Виды платежей за пользование недрами установлены Ко­дексом РБ о недрах (от 15.12ю1997 года) (ст. 45). К ним от­носятся:

1. отчисления за поиски и разведку месторождений полезных ископае­мых;

2. платежи за добычу полезных ископаемых (пользование природными ресурсами);

3. платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей по­лезными ископаемыми (создание хранилищ);

4. отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет госу­дарственного бюджета;

5. отчисления за сбор минералогических, полеологических и других уни­кальных геологических материалов;

6. платежи за пользование геологической информацией, полученной за счет государственных средств.

В исключительных случаях указанные платежи могут взиматься в натураль­ной форме путем передачи пользователю недр государства части добытого мине­рального сырья по действующим рыночным ценам.

Платежи за пользование водными объектами. Водный Кодекс Республики Беларусь (от 15.07.1998 года) содержит общую норму о платежах, связанных с пользованием водными объектами (ст. 84).

Плата за лесные ресурсы. Лесные пользователи являются платными, за исключением случаев общего лесопользования, пользования участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях (ст. 61, 92 Лесного Кодекса Республики Беларусь от 14.07.2000 года).

Плата за лесные ресурсы осуществляется по таксам. В широком смысле под лесными таксами понимают установленную органами власти плату за пользование лесными ресурсами, которая обеспечи­вает возмещение затрат на воспроизводство и охрану лесных ресурсов и получение лесной ренты (прибыли). Экономической основой лесных такс является чистый доход от использования лесных ресурсов, по­ступающих в эксплуатацию. Таксовые или корневые цены определя­ются различными способами: расчетным методом и с помощью аук­ционов.

При аукционной продаже лесосека передается тому покупателю, который предложит за нее более высокую цену. Таксовые цены на древесину на корню определяются и регулируются государством на основе затратного метода, в соответствии с которым уровень лесных такс должен полностью компенсировать затраты на лесное хозяйство и обеспечить получение средней нормы прибыли (20-30%). Исходя из этой предпосылки, средняя таксовая стоимость обезличенного кубиче­ского метра древесины на корню определяется по формуле:

 

где Злх – затраты на лесное хозяйство;

П – нормативная прибыль;

М – годовой объем отпуска древесины по главному и промежу­точному пользованию.

Злх рассчитываются на основе действующих нормативно-технологических карт, разрабатываемых Министерством лесного хо­зяйства. При составлении лесных такс предусматривается, что 55% затрат лесного хозяйства компенсируется за счет отпуска древесины по главному пользованию и 35% – за счет промежуточного пользования.

Учет древесины на корню осуществляется в плотных кубиче­ских метрах по древесным породам деловой и дровяной древесины, а также по категориям крупности для деловой древесины. К крупной древесине всех лесных пород относятся отрезки древесного ствола диаметром в верхнем торце без коры от 26 см и больше, к средней – от 14-25 см, мелкой – от 6-13 см.

Министерством лесного хозяйства производится распределение лесов лесного фонда по лесотаксовым разрядам. Отнесение квартала к лесотаксовым разрядам производится исходя из расстояния от центра квартала до пункта вывозки древесины, или пункта ее потребления: до 10 км – первый разряд, от 10-40 км – второй разряд, от 25-40 – третий разряд, 40-60 – четвертый разряд, от 60,1 и больше – пятый разряд.

Расстояние от центра квартала до пункта вывозки древесины или пункта ее потребления определяется по картографическим мате­риалам. При этом расстояние корректируется в зависимости от осо­бенности местности с применением следующих коэффициентов:

а) для лесов с равнинным рельефом – 1,1;

б) для лесов с холмистым рельефом или лесов, свыше 30% территории которых занято болотами – 1,25.

Коэффициенты дифференциации по лесотаксовым разрядам рас­считываются Министерством лесного хозяйства и составляют соответ­ственно 1,42; 1; 0,85; 0,79; 0,74.

Лесные таксы дифференцируются также по древесным породам с учетом их ценности или себестоимости выращивания (сосна – 1,43; ель – 1,23; дуб, ясень, клен – 2,44; береза, ольха черная – 0,36; граб, липа, осина, ольха серая – 0,22).

Лесные таксы дифференцируются по категориям крупности древесины, а дров – по теплотворной способности. Министерство лесного хозяйства разрабатывает правила реализации древесины на внутреннем рынке. Правила определяют порядок реализации древеси­ны на корню и в заготовленном виде. Реализация древесины на корню осуществляется:

1) на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товар­ная биржа» (БУТБ);

2) по таксовой стоимости.

Реализация древесины в заготовленном виде осуществляется:

1) на биржевых торгах;

2) по гражданско-правовым договорам вне биржевых торгов.

От реализации древесины на корню из лесосечного фонда на биржевых торгах принимается совершение сделок купли-продажи с такой древесиной на биржевых торгах ОАО «БУТБ».

Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, ежеквартально обеспечивают выставление лотов древесины на корню из лесосечного фонда за месяц до начала этих торгов. Под лотом древесины на корню понимаются объемы древесины в пределах первой лесосеки, выстав­ленной для реализации на биржевых торгах.

Таксы за побочные лесные пользования и заготовку второстепенных лесных ресурсов, а также за пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, рекреационных и спортивных целях устанавли­ваются областными исполнительными и распорядительными органами. Таксы на древесину на корню и живицу, а также размер минимальной платы за пользование участками лесного фонда, предоставленными для нужд охотничьего хозяйства, оп­ределяются правительством Республики Беларусь «О таксах на древесину лесных пород, отпускаемую на корню» (постановление Совета Министров РБ от 27.03.2001 года № 407 с изменениями и дополнениями до 2009 года). Плата за участки лесного фонда, преданные в аренду или концессию для осуществления лесных пользова­ний, взимается в размере, определенном договором аренды или концессионным до­говором, при этом плата устанавливается не ниже действующих такс за соответст­вующий вид лесопользования.

Размеры минимальной платы (ставок) за аренду участков лесного фонда, представленных для нужд охотничьего хозяйства, устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира». Юридические лица, ведущие лесное хозяйство, лесохозяйственная деятельность которых финансируется из средств бюджета, освобождаются от платы за дре­весину, заготавливаемую при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, а также за осуществление по­бочного лесопользования.

Платежи за пользование растительным миром. Платежи в области обраще­ния с объектами растительного мира включают:

- платежи за специальное пользование объектами растительного мира;

- платежи за ввоз в Республику Беларусь или вывоз из Республики Беларусь дикорастущих растений;

- платежи за выдачу разрешений в области обращения с объектами расти­тельного мира (ст. 60 Закона РБ от 14.06.2003 года «О растительном мире»).

Плата за пользование животным миром. Согласно ст. 63 Закона РБ от 19.09.1996 года «Об охране и использовании животного мира» в систему платежей за пользование животным миром включаются:

1. плата за пользование животным миром;

2. штрафы и иски за нарушение законодательства «Об охране и использо­вании животного мира», сверхлимитное изъятие объектов животного мира.

Необходимо отметить, что плата за пользование природными ресурсами, в том числе и животным миром, вносится за правомерное разрешенное пользование, а штрафы применяются как санкции за нарушение экологического законодательства, в связи с чем нельзя признать, что штрафы и иски за нарушение законодательства «Об охране и использовании животного ми­ра» рассматриваются как плата за пользование данным природным ресурсом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей среды | Плата за загрязнение окружающей среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.