Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата за загрязнение окружающей среды




 

Плата за загрязнение окружающей среды устанавливается на единых принципах для всех предприятий и организаций природопользователей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Платежи за вредное воздействие на окружающую среду взимаются за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, ввоз на территорию страны озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей указанные вещества.

Плата за загрязнение окружающей среды выполняет следующие основные функции:

1) экономически заинтересовывает в реализации экологических программ и выполнении плана, согласованных ПОМ предприятия-загрязнителя природной среды;

2) служит основным источником образования фонда охраны природы для финансирования ПОМ и компенсации ущерба от загрязнения природной среды.

В настоящее время действуют следующие виды платежей за вредное воздействие на окружающую среду:

1) за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

2) за сброс сточных вод в водные объекты или на рельеф местности:

3) за размещение отходов.

Налог за пользование природными ресурсами применяется в комплексе с доводимыми до предприятий экологическими ограничениями в виде лимитов на выброс (сброс, размещение) загрязняющих веществ. Налог состоит из платежей за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных лимитов, а также за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов.

Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователю на определенный период времени объемы предельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.

Ставки налогов устанавливает Совет Министров Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Согласно закону «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов налог взимается в 15-ти кратном размере установленных ставок налогов. Плата за размещение отходов производства сверх установленных лимитов также взимается в 15-ти кратном размере.

Налог за выбросы (сбросы) исчисляется исходя из фактического объема выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и уплачивается индивидуальными предпринимателями ежеквартально, остальными плательщиками ежемесячно.

Налог за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду полностью зачисляется в доходы местных бюджетов, с последующим перечислением в местные целевые бюджетные фонды охраны природы.

Плата за размещение отходов предусмотрена законом Республики Беларусь от 25.11.1993 года «Об отходах» (в редакции 2000 года) и взимается с собственников отходов в соответствии с нормативами платы, которые устанавливает Совет Министров Республики Беларусь по представлению Министерства экономики Республики Беларусь, согласованному с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, плата за размещение отходов включаются в себестоимость продукции как затраты на обслуживания производственного процесса.

Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями продукции и за негативное воздействие предприятия на окружающую среду расплачивается все общество.

Сумма налога сверх установленного лимита уплачивается за счет средств, остающихся в распоряжении плательщика налога после выплаты других налоговых платежей из прибыли.

За ввоз в страну озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей эти вещества, осуществляется плата в размере, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Плата за выдачу разового разрешения на ввоз этих веществ в страну и продукции, содержащей эти вещества, взимается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в размере 0,6 базовых величин за 1 кг этих веществ и вносится сразу в республиканский бюджетный фонд охраны природы.

В настоящее время нормативными документами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь предусмотрено уменьшение налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при строительстве, реконструкции, модернизации оборудования по очистки газов с целью уменьшения объема выбросов. Налог снижается плательщикам на сумму освоенных капиталовложений в соответствующем квартале (кроме капитальных вложений, финансируемых из бюджета на эти цели), но не более суммы налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, подлежащей перечислению в указанный период. Те же льготы предусмотрены и для плательщиков налога при строительстве и (или) реконструкции объектов захоронения, объектов обезвреживания, объектов по использованию отходов.

Определенные льготы предусмотрены при расчете суммарного экологического налога для плательщиков впервые получивших экологический сертификат соответствия. Льготы заключаются в установлении уменьшенного коэффициента к ставкам налога в течение трех лет со дня получения указанного сертификата.

Совет Министров Республики Беларусь утверждает также перечень объектов, освобожденных от налогов на недвижимость, необходимых для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки.

В этот перечень входят сооружения, предназначенные для сбора, разделения на виды и обезвреживания, а также использования отходов в качестве вторичного сырья; сооружения, которые служат для охраны и воспроизводства объектов животного мира (рыбопитомники, рыбовыпускные сооружения, вольеры и фермы по разведению диких зверей и птиц); сооружения, необходимые для охраны и ведения научной деятельности в заповедниках и национальных парках.

Освобождается от налогообложения часть прибыли предприятия, расположенного на территории радиоактивного загрязнения, которая направляется на оздоровление членов семей работников предприятия. Налог на прибыль хозяйственных субъектов, получаемую от деятельности, которая связана с культурно-бытовыми, торговым и иными видами обслуживания населения и строительства в зонах последующего отселения и с правом на отселение, взимается по ставке, уменьшенной на 30%.

Законодательно закреплена возможность финансирования ПОД путем выдачи беспроцентных ссуд на возвратной основе за счет бюджетных фондов охраны природы. Выдача ссуд осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов средств фонда охраны природы и на основании заключенных договоров между распорядителями фонда и заемщиком.

Средства из бюджетных фондов охраны природы выдаются на срок, необходимый для реализации ПОД, но не более чем на 2 года.

Контроль за своевременным возвратом ссуд, выданных из средств республиканских фондов охраны природы, осуществляет Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды; ссуд, выданных из областных и Минского городского фондов охраны природы, – главные бухгалтеры областных и Минского городского комитета природных ресурсов; а выданных из средств районных и городских бюджетных фондов охраны природы – начальники городских и районных инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Плата за ассимиляционный потенциал окружающей среды.

Ассимиляционный потенциал окружающей среды – способность окружающей среды принимать, обезвреживать и перерабатывать (ассимилировать) загрязняющих веществ без изменения своих основных свойств и выполняемых функций, в том числе и главной – обеспечение жизнедеятельности общества. Таким образом, ассимиляционный потенциал окружающей среды представляет собой специфический природный ресурс или природный ресурс особого вида.

Существуют определенные проблемы использования ассимиляционного потенциала окружающей среды, которые обусловлены жизненной необходимостью пользования природными благами и связанными с этими негативными последствиями. В современной хозяйственной практике имеет место так называемый открытый доступ к использованию ассимиляционного потенциала окружающей среды. Это приводит к тому, что в окружающую среду поступает неконтролируемое количество загрязняющих веществ. Бесконтрольное присвоение ассимиляционного потенциала окружающей среды предприятиями-загрязнителями чрезвычайно опасно для общества с экологической точки зрения; оно также существенно искажает показатели экономической эффективности хозяйственной деятельности, поскольку издержки основного производства не отражают стоимости потребляемых природных ресурсов. Кроме того необходимо учитывать проблему несовпадения интересов различных экономических субъектов: деятельность предприятий-загрязнителей наносит вред не только обществу в целом, но и другим хозяйствующим субъектам.

Ассимиляционный потенциал окружающей среды накладывает количественно-качественные ограничения на территориальную организацию производства и расселения людей, в результате чего хозяйственная деятельность, организованная на определенной территории лимитируется исходя из суммарной предельно допустимой нагрузки на биоценоз.

Таким образом, общая допустимая антропогенная нагрузка на экосистему определяется пределами экологической емкости территории. Исследования по вопросу определения ассимиляционной емкости территории ведутся в рамках изучения реакций окружающей среды на воздействие вредных примесей. Имеется достаточно работ, где указаны конкретные значения пороговых величин концентраций различных загрязнителей и их сочетаний, при которых экологические системы сохраняют свои свойства, т.е. экологическое равновесие не нарушается. Данные показатели подобно показателям плодородия почв, качества месторождения полезных ископаемых, объема расположенных водных ресурсов и т.п., выступают объективными характеристиками природной среды, определяют силу и направленность последствий интенсивного антропогенного воздействия для эколого-экономической системы.

Таким образом, ассимиляционный потенциал окружающей среды во многом определяет устойчивость эколого-экономической системы по отношению к антропогенному воздействию.

В экономике природопользования существуют такие понятия как предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый выброс (ПДВ) и др., и если объем антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду, не превосходит их значений, то данная эколого-экономическая система сама без дополнительных природоохранных затрат справляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их без каких-либо существенных для себя последствий (типа изменения внутренней структуры). Считается, что эти нормативы характеризуют пороговое воздействие на ассимиляционный потенциал окружающей среды и позволяет определить тот объем загрязняющих веществ, поступление которых в окружающую среду будет для нее безопасным, т.е. основные параметры эколого-экономической системы останутся без изменений. На основании этих показателей можно приближенно количественно оценить ассимиляционный потенциал эколого-экономической системы по учитываемым ингредиентам загрязнения в интервале от 0 до их пороговых значений. Превышение этих нормативов приводит к исчерпанию возможностей экологической подсистемы ассимилировать загрязняющие вещества и к их деградации и разрушению. Отсюда следует, что ассимиляционный потенциал окружающей среды – жестко лимитированный природный ресурс.

Значения ПДВ дифференцированы по различным загрязнителям и их сочетаниям. Кроме того размеры предельных выбросов не совпадают для отдельных территорий, что составляет основу дифференциации ассимиляционной емкости различных регионов. Широко известно, например, что способность к самостоятельному восстановлению основных свойств окружающей среды в северных регионах существенно ниже, чем в южной и средней полосе.

Наличие ассимиляционного потенциала окружающей среды обеспечивает экономию затрат различного рода ресурсов, которые были бы необходимы для обезвреживания всех загрязняющих веществ, поступающих в экосистему, если бы ассимиляционный потенциал окружающей среды отсутствовал. Благодаря наличию у природных систем (экосистем) способности ассимилировать некоторое количество вредных примесей мы имеем возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциала окружающей среды, т.е. ценность ассимиляционного потенциала определяется той ролью, которую он играет в процессе формирования затрат и результатов. С одной стороны его наличие позволяет частично выбрасывать отходы производства в окружающую среду и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов от загрязнителей. С другой стороны устойчивость экологических систем к загрязнениям, способность перерабатывать и обезвреживать отходы предотвращает потери (ущерб), которые могут быть вызваны ухудшением основных свойств окружающей среды.

Сбереженные затраты предотвращения загрязнения (или предотвращенный ущерб) определяет основу экономической оценки ассимиляционного потенциала.

Таким образом, в экономическом отношении ассимиляционный потенциал окружающей среды как природный ресурс обладает уникальным свойством экономить другие ресурсы, в том числе и природные, а это значит, что ассимиляционный потенциал имеет стоимость и за его использование предприятия-природопользователи обязаны платить подобно тому, как они платят за пользование другими природными ресурсами.

На определенной стадии развития общества масштабы воздействия на окружающую среду становятся такими, что возникает реальная угроза выхода экологической подсистемы из состояния равновесия. В этом случае общество сталкивается с объективными фактами ограниченности ассимиляционной емкости территории и появляется проблема ее рационального использования. В настоящее время в Республике Беларусь практически используется такой инструмент охраны окружающей среды как платежи (налог) за ее загрязнение. Считается, что налог за загрязнение окружающей среды должен выполнять такие функции как создание целевых фондов охраны природы и стимулировать охрану окружающей среды. Из этих двух функций эффективно действует только первая. Стимулирующая функция должна быть направлена на реализацию принципа «загрязнитель платит» и принуждать его внедрять эффективные ПОМ. Однако на самом деле в Республике Беларусь платежи за загрязнение окружающей среды в пределах лимита включаются в себестоимость продукции, выпускаемой предприятиями-загрязнителями, и оплачиваются покупателями, т.е. бремя экологических платежей переложено на плечи покупателей за счет роста цен на величину платежей. Таким образом, вместо реализации принципа «загрязнитель платит» осуществляется принцип «потребитель платит».

Другая антистимулирующая причина платежей заключается в их низких ставках, не соответствующих реальному экономическому ущербу от загрязнения окружающей среды. Многие экономисты считают, что стимулирующая функция платежей может быть реализована при условии превращения их в налог за использование ассимиляционного потенциала. До тех пор пока величина платежей за загрязнение составляет незначительную долю от 1% ВВП, невозможно говорить об их стимулирующей роли. Уровень их, как правило, слишком низок по сравнению с природными затратами предприятий на уменьшение и предотвращение загрязнения и не может побуждать предприятие к уменьшению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Переход к налогу за использование ассимиляционного потенциала через предельные затраты на его поддержание и восстановление существенен при учете экономического ущерба от загрязнения.

Экономический ущерб может определяться двумя способами:

1) экономическая оценка натуральных последствий (изменений) загрязнения по реципиентам. Для оценки натуральных изменений в денежном выражении используется формула:

 

где X i натуральное изменение i -го фактора (рост заболеваемости, сокращение сроков службы основных фондов, уменьшение урожайности в сельском хозяйстве и т.п.);

P i – денежная оценка i -го фактора.

Практическая реализация этого метода весьма затруднена, а истинную оценку ущерба получить достаточно сложно;

2) оценка указанных предельных (замыкающих) затрат на очистку выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, что упрощает проблему.

Известно, что предельные издержки определяются как приростная величина и характеризуют дополнительные затраты на очистку каждой дополнительной тонны выбросов загрязняющих веществ или м3 стоков сточных вод.

Введение налога за использование ассимиляционного потенциала на основе предельных затрат должно быть увязано с набором возможных ПОМ, и поэтому налоговая ставка может быть установлена как по отдельным ингредиентам, так и по связанным с затратами комплексу загрязнителей.

Таким образом, налог на ассимиляционный потенциал, как и на другие виды природных ресурсов, будет включаться в себестоимость продукции и определять ее экологическую составляющую, что позволит в определенной мере учитывать экологические издержки в деятельности предприятий-природопользователей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.