Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация




Периодизация русской церковной истории встречается разная. Каждый из историков, особенно XIX века пытался выделить что-то свое особенное. Мы же будем придерживаться следующей хронологии:

I. 988г. – 1237г. (1242г.) Период Киевской Руси или его еще называют Домонгольский период. От 988 года – года Крещения Руси до татаро-монгольского нашествия. Политическое событие, которое оказало серьезное влияние на церковную жизнь в том числе.

II. 1237 г. (1242 г.) – 1448 г. Монгольский период. Если рассматривать политическую историю, то этот период заканчивается в 1480 году, когда татаро-монгольское иго было сброшено, но в церковном отношении гораздо важнее иная цифра, а именно 1448 год – год автокефалии русской Церкви.

III. 1448 г. – 1589 г. Период автокефалии (независимости) русской Церкви. С этого времени всех русских митрополитов мы поставляем независимо от Константинополя. До 1448, т.е. на протяжении пяти веков русская Церковь являлась епархией, митрополией, которая входила в состав Константинопольского патриархата. Мы подчинялись Константинополю и митрополитов рукополагали именно там. С 1448 года (правда, не имея на то никаких законных оснований, но, тем не менее) мы митрополитов стали поставлять самостоятельно.

IV. 1589 г. – 1700г. (1721 г.) Патриарший период. 1589 г. – учреждение патриаршества. Начинается патриархий период, который заканчивается 1700 годом – смертью патриарха Адриана или по второму варианту 1721 годом. В чем здесь дело? Это эпоха Петра I. В 1700 году умирает патриарх Адриан и император (а тогда еще царь) не желает избирать нового патриарха и откладывает это мероприятие на неопределенное время. Время затягивается и в конечном итоге все это заканчивается тем, что в 1721 году был учрежден духовный регламент и Святейший Правительствующий Синод. Начинается новая эпоха – Синодальный период. Но проблема вот в чем. 1700 год – патриарх умирает, нового патриарха не избирают, но синодальный период еще не начинается, потому что Синода-то еще как такового тоже не существует. Он учреждается только 1721 году. Вопрос: а куда относить эти двадцать лет? Соответственно, разные историки иногда относят их к патриаршему периоду, иногда – к синодальному, иногда каким-то другим особым образом выделяют. Но в данном случаем мы будем придерживаться следующего: по духу, по тем решениям, которые принимались, этот период, эти первые два десятилетия ближе все-таки к синодальному. Поэтому патриарший период мы будем завершать 1700 годом, и начинать новый синодальный период, несмотря на то, что сам синод был учрежден в 1721 году.

V. 1700г. – 1917 г. Синодальный период. В 1917 году на поместном Соборе православной Церкви был избран патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин), выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии.

VI. 1917 г. – 1988 г. Существование Церкви в условиях атеистического государства. В 1988 году русская Церковь (и в принципе Советский Союз) отмечает тысячелетие Крещения Руси. Это период перестройки и после этого торжественного празднования в стране складывается новая система отношений Церкви и государства. Церковь получает некоторые свободы. Система взаимоотношений Церкви и государства после празднования тысячелетия Руси меняется самым, что ни на есть, коренным образом. Поэтому период гонений, период своеобразного существования Церкви в рамках атеистического государства обычно ограничивают этим годом. Понятно, что после падения Советского Союза вообще все совершенно начинает складываться.

VII. С 1988 г. до настоящего времени продолжается новый период в истории Церкви, еще не получивший названия.

Есть еще целый ряд периодизаций, но они во многом перекликаются. Однако, здесь нет еще одной даты, даты действительно очень важной, а именно 1666 – 1667 – Большой Московский Собор (или Московский Собор Больших Ошибок). Собор, после которого возникает старообрядчество. Одна из идей состоит в том, что если бы не те события, которые произошли тогда в XVII веке, не было бы и 17 года (Солженицын). В XVII веке произошел Старообрядческий раскол, вину за который традиционно возлагают на патриарха Никона. Мы еще будем говорить о том, что патриарх Никон не имеет практически никакого отношения к тем реформам, которые ему приписывают. Инициатором, проводником этих реформ был совершенно другой человек, которого по иронии судьбы история назвала Тишайшим, Алексей Михайлович Романов. Самые кровавые события, которые в конечном итоге, если серьезно анализировать, и привели к 17 году, произошли как раз в правление именно этого русского царя. Но об этом в свое время. Почему обычно в хронологии, в изложении периодизаций не указывается эта дата? А по той простой причине, что раскол преследовался на протяжении нескольких веков, а все учебники по истории русской Церкви, которые у нас существуют, были написаны в Синодальный период, когда старообрядчество преследовалось, вплоть до 1905 года, искоренялось огнем, мечем и всеми другими возможными методами. Поэтому, понятно, что эту дату включить не могли. Но, несмотря на то, что в настоящее время этот период пока никто не пересмотрел, вне всякого сомнения, это одна из самых страшных дат в истории русской церкви и даже русского государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.