Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 2 от 30.09.2011

ПРОПОВЕДЬ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

Что касается дальнейших событий, которые произошли в жизни Кирилла, тогда еще Константина Философа, можно отметить следующее: после победы в диспуте с Аннием, он стал очень популярной фигурой в Константинополе, известной именно своей образованностью. И в 50-е годы свидетельством этого стало то, что в 851 году он был направлен в составе миссии в Багдад к сарацинам, т.е. к мусульманам, где также была проведена соответствующая встреча, дискуссия. Он участвовал в диспутах между православными и сарацинами. Насколько успешно сложно судить. До сих пор ислам победоносно шагает по планете. В 858 году он был направлен в составе миссии к хазарам, которые проживали на территориях между Волгой и Азовским морем, т.е. на территории нынешней Российской Федерации. Считается, что во время этого путешествия произошло чудесное обретение мощей папы Климента Римского, того самого, который в свое время, в конце I века был отправлен в Херсонес в качестве ссыльного. Считается, что Кирилл отправился в эту миссию вместе со своим братом Мефодием. Когда они обрели эти мощи, они забрали их с собой в Константинополь. Но самое главное, самое важное событие в жизни Константина и Мефодия произошло в 862 году, когда в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать проповедников в Моравию: «Народ наш исповедует христианскую веру, но нет у нас учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Историки, которые подробно и детально изучали жизнь Кирилла и Мефодия выявляют, что на самом-то деле причины этого были сугубо политические. Моравия хотела заключить союз с Константинополем, с Византией, чтобы противостоять латинскому западу. В данном случае союз был заключен. Он был недолговечным, недолговременным, но тем не менее. В 862 году братья Константин и Мефодий направляются в Моравию для того, чтобы проповедовать христианство на понятном местному населению языке, а именно на славянском. Считается, что 862 год – это год изобретения славянской азбуки. До сих пор учеными ведутся споры о том, какую азбуку изобрел Кирилл, существуют различные взаимоисключающие версии, но наиболее распространенная заключается в том, что Кирилл изобрел глаголицу, буквы совсем непохожие на известный нам алфавит. А кириллицу изобрел не Кирилл, а его ученик Климент Охритский. Не в этом суть. Суть состоит в том, что когда они пришли в Моравию, то начали проповедовать на понятном русском языке. И вот эта проповедь немедленно вызвала гнев немецких князей и епископов, которые находились в непосредственном подчинении папы римского. К этому времени западная римская церковь окончательно оформила следующую традицию, согласно которой Священное Писание и богослужение можно было читать и совершать только на трех языках – на тех самых языках, на которых была сделана надпись, висевшая на кресте, т.е. на греческом, арамейском и латыни. Вот только на этих языках – говорила Римо-католическая Церковь, – можно совершать службу, можно читать священное Писание[8]. Понятное дело, что из трех языков остался один – латынь. Потому что арамейский уже забыт, греческий на территории западной Европы не был распространен, поэтому остается только латынь. И вот здесь появляются проповедники, которые начинают говорить, проповедовать, совершать богослужение на славянском языке. Это вызвало страшный гнев, это противоречило всем канонам, традициям и т.д. Кроме того это были представители Византии, против которой боролись местные архиереи, местные князья, поэтому пошли доносы в Рим для того, чтобы как-то помешать этой проповеди, этому миссионерскому служению святых братьев. Эти доносы возымели действие. В это время на римском престоле находился довольно-таки амбициозный папа Николай I, который жутко конфликтовал с Константинополем[9]. Папа сразу же вызывает братьев к себе в Рим. Братья вынуждены подчиниться так как проповедуя на территории Моравии, они находятся на канонической территории папы римского. Поэтому они отправляются в Рим, но идут туда не спеша, по некоторым сведеньям три года. Совсем не спеша. Причем в некоторых регионах, в частности в Панонии,[10] останавливаясь и проповедуя. Пока они шли, папа Николай I скончался. Там уже был новый папа Адриан II. Тот уже был менее амбициозным, более спокойным, и, когда братья подходили к Риму, они послали вперед своих каких-то друзей, которые сообщили папе, что братья идут в Рим не с пустыми руками, а несут мощи, останки святого Климента Римского, которого почитает и запад, и восток. Конечно, это великая святыня для Рима, и поэтому, вместо того, чтобы ругать братьев, чтобы их как-то наказывать за то, как они проповедовали, им устраивают пышную встречу. За пределами Рима их встречают крайне торжественно, сам папа присутствует при встрече, и крестным ходом, через весь Рим, они идут в центр с мощами Климента Римского. Таким образом их встретили с большим почетом, славой и т.д. Некоторое время братья проживают в Риме, и здесь же находит упокоение один из них. В начале 869 года Константин заболел, стало понятно, что он уже не сможет выздороветь, и поэтому, уже на смертном одре, он принимает монашество с именем Кирилл. 14 февраля он скончался. Похоронен в Риме, в Церкви Святого Климента Римского. Там его останки находятся до сих пор. По преданию перед смертью Кирилл сказал своему брату: «Мы с тобою как два вола. Один упал, другой должен продолжать свой путь». И Мефодий, действительно, как вол, продолжил свой путь. Папой римским он был рукоположен в сан епископа. Он стал епископом Моравии и Панонии и спустя некоторое время отправился на свою кафедру. Что касается дальнейших его деяний, то там довольно-таки запутанная ситуация. Еще несколько раз он вынужден был возвращаться в Рим для того, чтобы держать ответ перед римским папой, потому что на него постоянно шли какие-то доносы со стороны епископов и князей немецких. Несколько раз (по крайней мере один раз точно) он был в Константинополе с визитом к императору по вопросам опять же своей миссионерской деятельности. В любом случае в 70-е – начале 80-х Мефодий становится наиболее авторитетным проповедником, миссионером в этом регионе. Даже местные моравские князья, к тому времени уже изменившие свою позицию и уже не стремящиеся подчиняться Византии, уже не могут избавиться от Мефодия. То есть это уже настолько авторитетный, настолько известный человек, что им приходится с ним считаться. В какой-то момент они арестовали Мефодия и на три года посадили его в какую-то темницу. Когда папа римский узнал об этом, он повелел срочно освободить Мефодия, иначе все церкви в этом регионе окажутся под запретом. Папа просто запретил совершать там литургию пока Мефодия не отпустят. Естественно, что у Мефодия появляется очень много учеников, очень много последователей, которые помогают, осуществляют перевод богослужебных книг, библии на славянский язык. В 885 году Мефодий умирает. Его похоронили, причем отпевания по имеющимся сведеньям происходило аж на трех языках: славянском, греческом и латинском. И вот как только Мефодий умирает, этот авторитет, столп, который нельзя было поколебать при его жизни, моравские князья сразу же инициируют изгнание всех его учеников с территории Моравии. Все ученики были изгнаны. Таки образом моравская миссия Кирилла и Мефодия – главная их миссия, дело всей их жизни – оказалась провальной. Поставленную задачу они не выполнили. После смерти Мефодия их ученики были изгнаны и в общем-то можно было бы не говорить об этом, если бы не произошло следующее. Дело в том, что ученики эти создали колоссальную базу. У них были уже переведены на славянский язык богослужебные книги, Священное Писание. Их изгоняют и они приходят в… Болгарию, в мощное Болгарское Царство, которое начинает расти и в политическом отношении, и в экономическом, но это Болгарское Царство в конце IX века находилось в религиозном подчинении Константинополю. Складывается следующая ситуация: есть Византия, есть Болгария, Болгария набирает обороты, она хочет быть независимой, более того, уже в X веке она хочет подчинить Константинополь и самой стать мощной империей. И здесь очень мешает религиозное подчинение, зависимость от константинопольского патриарха. Оттуда получают книги, оттуда получают утварь, оттуда приезжают священники. Все это, конечно, было очень неприятно для правителей Болгарского Царства. Когда к ним приходят ученики Мефодия, болгары только обрадовались. Они приносят с собой новую традицию. Теперь не нужно обращаться к грекам за книгами, у болгар есть свои, причем не на непонятном греческом, а на доступном славянском языке. Теперь не нужно посылать в Константинополь за священниками, можно поставить своих, образованных, которые опять же говорят на понятном славянском языке. Т.е. Константинополь становится не нужным Болгарии. Столицей Болгарии в то время был Охрит (Охритская епископия). Поэтому весь тот опыт, весь багаж знаний, который был накоплен при Мефодии, сослужил свою службу в конце IX века в Болгарии. И здесь славянская письменность набирает обороты и считается, что Климент Охритский, один из учеников Кирилла и Мефодия, изобрел тот алфавит, которым пользуемся даже мы вплоть до настоящего времени – кириллицу. Поэтому дело Кирилла и Мефодия продолжало жить и спустя столетие сослужило свою службу уже в другом регионе, а именно на территории Древней Руси. Что же касается самих Кирилла и Мефодия, то их память, понятное дело, особенно чтится в славянских странах: не только в России, но в Болгарии, в Чехии, в Македонии, Словакии не только православными, но и католиками. Что касается России, то у нас их память особо почитается 24 мая. Это очень поверхностно, в двух словах о том, что касается миссии Кирилла и Мефодия. Как мы видим никакого отношения к России они не имеют, но, тем не менее, их дело затронуло нас самым непосредственным образом.

Что же касается других событий, которые происходят в это же самое время, в середине IX века, и которые имеют непосредственное отношение к нам, то об этом мы сейчас скажем более подробно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проповедь кирилла и мефодия | Первое фотиево крещение Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.