Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дизъюнктивные дислокации (разрывные нарушения)

В отличие от пликативных происходят с разрывом сплошности слоёв.

Плоскость разрыва, по которой происходит смещение слоёв называется сместителем.

Примыкающие к нему участки называются крыльями.

 

 

На рисунке, взятом из учебника Короновского показаны: А – сброс и Б – взброс. Элементы сброса. Блоки (крылья): I (рис. слева) – поперечный разрез: 1 – поднятый (лежачий), 2 – опущенный (висячий), 3 – сместитель; амплитуда: 4 – по сместителю, 5 – стратиграфическая, 6 – вертикальная, 7 – горизонтальная. Существует несколько главных типов разрывов – это сброс (сдвиг), взброс (надвиг), покров (шарьяж) При сбросе (сдвиге) поверхность разрыва наклонена в сторону опущенного блока, при взбросе (надвиге) – наоборот. Сброс и взброс имеют крутой наклон сместителя, а сдвиг и надвиг более пологий. У покрова поверхность разрыва близка к горизонтальной. Во всех этих случаях смещение имеет вертикальную и горизонтальную компоненты, а при сдвиге смещение происходит вдоль поверхности разрыва наклона) и имеет только горизонтальную компоненту. Можно легко убедиться в том, что совершенно безразлично, двигался ли один блок, а другой был неподвижен, или они оба перемещались на одно и тоже, либо на разные расстояния, Важен конечный результат, и всегда сбросом будет называться разрыв, поверхность которого наклонена в сторону относительно опущенного блока или крыла.

 

Различные типы тектонических разрывов: 1 – сброс, 2 – взброс, 3 – надвиг, 4

– сдвиг, 5 – покров: А – аллохтон, Б – автохтон, В – тектонический останец, Г – тектоническое окно, Д – корень покрова; 6 – вертикальный сброс, Горный Алтай (фото Б.М. Богачкина) Рис. также взят из книги Короновского.

Разрывные нарушения могут встречаться поодиночке, а могут образовывать сложные системы, например, многоступенчатые грабены и горсты.

Грабен – это структура, ограниченная с двух сторон сбросами, по которым ее центральная часть опущена. Если сбросов с двух сторон много и они параллельны друг другу, то образуется сложный многоступенчатый грабен.

Прослеживаясь на тысячи километров и образуя сложные, кулисообразные цепочки, системы крупных, многоступенчатых грабенов называются рифтами или рифтовыми зонами.

Горстом – называется структура, обладающая формой, противоположной грабену, т.е. центральная ее часть поднята. Это связано с тем, что грабен – провал, связанный с растягивающими усилиями, тогда как образование горста обусловлено сжатием.

Сочетание разрывных нарушений: 1 – ступенчатые сбросы, 2 – грабен, 3

горст, 4 – листрические сбросы, 5 – грабены и горсты в сложном рифте

 

На рисунке из учебника Короновского знаменитое озеро Байкал, крупнейшее в мире хранилище пресной воды, как раз и приурочено к асимметричному грабену, в котором наибольшая глубина озера достигает 1620 м, а глубина днища грабена по осадкам плиоценового возраста (4 млн. лет) составляет – 5 км.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСАДОЧНЫХ ПОРОД

Осадочные породы по генезису, то есть, по способу образования, делятся на обломочные, хемогенные и органогенные.

Обломочные образовались в результате существующих пород (магматических, метаморфических и осадочных) разрушения – далее смотри уже пройденную тему - литогенез.

Хемогенные образуются химическим путём в результате испарения соленосных морей и озёр, выпадения в осадок коллоидных частиц в результате их коагуляции.

Органогенные (биогенные) образуются в результате отмирания организмов, обитающих в морских водоёмах.

Обломочные (терригенные) породы подразделяются по степени окатанности и по размеру обломков, то есть, по структуре, а хемогенные и биогенные по химическому составу.

Классификация осадочных пород  
Размер обломков,мм обломочные хемогенные органогенные  
рыхлые сцементированные карбонатные  
окатанные неокатанные окатанные неокатанные известняк, доломит, известковый туф (травертин), доломи-тизированный известняк известняк-ракушечник, мел, мергель,  
  Грубообломочные (псефиты)  
 
>200 валуны глыбы валунные конгломераты глыбовые брекчии  
10-200 галечники щебень конгломераты брекчии Кремнистые  
от 1 до 10 гравий дресва гравийные конгломераты Яшма, опока, кремень диатомит, трепел  
  Песчаные (псаммиты)   Каустобиолиты  
  Сульфатные торф, бурый уголь, антрацит, сапропель, горючие сланцы, озокерит, асфальт, газ, нефть.  
0.5 -1 пески крупнозернистые песчаники крупнозернистые гипс, ангидрит  
0,25-0,5 пески среднезернистые песчаники среднезернистые    
0.1-0,25 пески мелкозернистые песчаники мелкозернистые Галоидныегалит, сильвин  
0,01-0,1 Алевритовые  
 
Алеврит алевролит Железистые    
лимонит, сидерит    
<0,01 Глинистые (пелиты)      
глина аргиллиты Алюминиевые    
  Вулканогенно-осадочные боксит    
лапилли, вулканические пеплы, бомбы туфобрекчии, туфоконгломераты, туфопесчаники, туфоалевролиты, туффиты Фосфатные:фосфориты    
   
   
Марганцовистые:пиролюзит, псиломелан, манганит    
   
   
   

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дислокации осадочных пород | Формы залегания горных пород
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.