Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: Теория лидерства в менеджменте




Вопросы

Краткие итоги

В лекции рассмотрены требования к личности менеджера в разные эпохи государственных систем управления в России.

Представлен значительный обзор исследований в области требований к личности руководителя. Выявлены потенциальные ограничения в деятельности менеджера.

Достаточно подробно рассмотрен феномен власти, властных полномочий.

1. Приведите сравнительный анализ требований к личности менеджера в СССР и современной России.

2. Назовите черты руководителя по Попову Г.Х..

3. Охарактеризуйте главные источники власти менеджера в компании.

4. Опишите виды власти в организации, выделите их основные черты.


 

Цель лекции: определить понятие лидерства, провести сравнение с руководством, рассмотреть классификации лидерства с позиции научных школ.

Руководство представляет собой процесс организации и управления совместной деятельностью членов коллектива, осуществляемый официально назначенным руководителем.

Лидерство — процесс организации и управления общением и деятельностью членов малой группы и коллектива, осуществляемый лидером, определившимся в ходе спонтанно формирующихся межличностных отношений.

Отличие менеджера от лидера представлено в таблице 26.1:

Таблица 26.1. Отличительные признаки лидера и менеджера
Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План – основа действий Видение – основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное решение
Уважаем Обожаем

Среди основных лидерских качеств можно выделить:

1. Интеллектуальные способности: знание дела, речевая развитость, интуитивность, образованность, ум и логика, рассудительность, проницательность, оригинальность и пр.

2. Приобретенные умения: умение заручиться поддержкой, умение кооперироваться, такт и дипломатичность, умение брать на себя риск.

3. Черты характера личности: инициативность, гибкость, созидательность, честность, настойчивость, независимость, энергичность, потребность в достижениях, обязательность и пр.

Характеристика менеджера как эффективного лидера:

1. ценится подчиненными,

2. ценится подчиненными,

3. оказывает значительное воздействие на подчиненных,

4. уверен в себе, ясно излагает свои мысли,

5. устанавливает хорошее взаимодействие,

6. вознаграждает требуемое поведение,

7. имеет стратегию влияния на группы,

8. проявляет настойчивость и требовательность,

9. прислушивается к мнению других,

10. имеет убедительный внешний вид.

Теория "Х" и теория "Y" Д. МакГрегора

Личностный подход основывается на анализе лидерских качеств, необходимых руководителю для эффективного управления.

Теория Х:

1. работники противятся любым переменам;

2. работники от природы ленивы и избегают усилий при любой возможности;

3. цели работников противоположны целям организации;

4. работникам плохо удается принимать решения.

Теория Y:

1. все работники обладают потенциалом для развития в рамках их должностей, а иногда и сверх них;

2. работники способны нести ответственность за свой труд;

3. цели работников могут совпадать с целями организации.

Р. Стогдилл и У. Беннис недостатками личностного подхода выделяли:

1. количество важных лидерских качеств практически бесконечно;

2. не установлена тесная связь между этими качествами и лидерством.

Стили руководства по Р. Стогдиллу и У. Беннису:

· устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

· манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Авторитарный стиль руководства заключается в следующих положениях:

· Централизация власти в руках руководителя (принятие решений - единоличное).

· Ставка на администрирование (приказ, указание, распоряжение).

· Ограниченные контакты с подчиненными (соблюдение дистанции).

· Допускает ограниченную инициативу в действиях подчиненных.

· В отношениях с подчиненными категоричен, часто резок.

· Стимулирование подчиненных ориентировано на наказание, чем на поощрение.

· Новое воспринимается с осторожностью (или вообще не воспринимается).

· Новое воспринимается с осторожностью (или вообще не воспринимается).

· Уверен в том, что дело знает лучше подчиненных.

· Ответственность за результаты деятельности полностью возлагает на себя.

Демократический стиль руководства состоит в:

· Децентрализация властных полномочий.

· Решение принимается коллегиально (на основе консультации с подчиненными).

· В доведении задач до исполнителей часто используется метод предложений.

· С подчиненными поддерживаются тесные контакты.

· Инициатива подчиненных допускается и поощряется.

· Стимулирование ориентировано на поощрение, чем на наказание.

· Отношения с подчиненными доброжелательные, уважительные.

· Стремление к овладению новыми знаниями, самообразованию.

Либерально-попустительский стиль руководства:

· Высокая степень децентрализации властных полномочий (минимальное вмешательство в деятельность подчиненных).

· Роль руководителя – обеспечение подчиненных информацией и посредничество в процессе их взаимодействия.

· Инициатива полностью передается в руки подчиненных.

· Высокая степень зависимости руководителя от подчиненных.

· Взаимоотношения с подчиненными мягкие, вежливые, основанные на уступках руководителя и его боязни конфликтов.

· В стимулировании труда отсутствует четкая ориентация.

· Требования руководителя к подчиненным низкие.

· Ответственность за результаты деятельности перекладываются на подчиненных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.