Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогические аспекты воспитания детей, нуждающихся в социальной защите, в условиях приюта




Во время нахождения ребенка в приюте (ДСП) специалисты ведут работу по трем направлениям: работа с социумом, с семьей, с ребенком.

Каждое из направлений предполагает решение определенных задач. В работе с социумом это:

• объективная оценка сложившейся си­туации;

• прогнозирование возможных путей выхода из кризисной ситуации;

• мобилизация ресурсов социума для оказания необходимой помощи ребенку и семье;

• координация деятельности различных ведомств по оказанию своевременной помо­щи семье.

Работа с семьей предполагает решение следующих задач:

• установление позитивного контакта с родителями и родственниками;

• помощь в глубоком осознании родите­лями существующих проблем и появлении искреннего желания принимать активное участие в их решении;

• переориентация взглядов родителей на ценности семьи: формирование пред­ставлений о ребенке как о главной семей­ной ценности;

• оздоровление детско-родительских от­ношений.

Наиболее эффективные методики и фор­мы взаимодействия с семьей: семейный со­вет; линия жизни; поиск ресурсов; мастерс­кая будущего; тестирование, анкетирование; консультирование; составление памяток, рекомендаций; составление совместного пла­на помощи ребенку; совместное проведение праздников; социальный патронат.

Третье направление деятельности – рабо­та с самим ребенком. Задачи:

• создание условий для адаптации несо­вершеннолетнего к жизни в приюте;

• организация психолого-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи;

• реализация комплекса мер, направлен­ных на реабилитацию ребенка;

• подготовка ребенка к возвращению в биологическую семью, передаче в замещаю­щую семью или интернатное учреждение.

Работа с воспитанником приюта обычно строится по следующей схеме. На ба­зе инфекционного или детского отделений ТМО проводится комплексное медицинское обследование несовершеннолетних, направленных в приют. В течение 10 дней с мо­мента поступления проводится психолого-педагогическая и социально-педагогическая диагностика, после чего составляется психо­лого-педагогическая характеристика. В ре­зультате проведения медико-психолого-педагогического консилиума разрабатывается программа реабилитации. В ходе реализации этой программы могут быть внесены опре­деленные коррективы, для чего проводится промежуточный психолого-педагогический консилиум. На нем подводятся итоги рабо­ты, даются рекомендации родителям и пе­дагогам по дальнейшей работе с ребенком. После выбытия ребенка из приюта осущест­вляется социальный патронат. Рассмотрим схему этих действий подробнее.

Процесс социальной реабилитации несовер­шеннолетних и их семей состоит из трёх основ­ных этапов: диагностического, коррекционно- реабилитационного, постреабилитационно­го. На каждом этапе в комплексе осуществля­ется медицинская, психологическая, социально- правовая и педагогическая помощь.

При поступлении в детский социальный приют ребёнок помещается в приёмное от­деление, в котором создаётся группа напол­няемостью до семи человек. Срок прожива­ния несовершеннолетних в приёмном отделении устанавливается до 15 дней. Первые две недели пребывания ребёнка в приюте пе­дагоги проводят с ним работу по програм­ме «Адаптация», целью которой являются на­лаживание контакта и оказание социально-психологической поддержки несовершенно­летним и их родителям, оказавшимся в экстре­мальной жизненной ситуации.

Задачи программы «Адаптация»:

Ø социальное расследование сложившейся ситуации в семье, оказание комплексной социально-психологической помощи в пе­риод адаптации несовершеннолетнего к новым жизненным условиям в детском со­циальном приюте;

Ø оказание консультативной, социально-психологической и педагогической помо­щи родителям воспитанника ДСП с целью повышения воспитательного потенциала, реабилитационных возможностей семьи;

Ø проведение психодиагностического иссле­дования с целью изучения личностных и межличностных взаимоотношений с окружающими людьми;

Ø выработка рекомендаций воспитателям по взаимодействию и дальнейшему развитию воспитанников ДСП.

Затем дети переводятся в группы в соответ­ствии с возрастом.

Для реабилитационной деятельности осо­бое значение имеет диагностическая работа. Дети, поступающие в приют, физически ослаблены, имеют различные хронические заболева­ния. Поэтому одной из главных задач медицин­ского аспекта деятельности является диагности­ка отклонений в состоянии здоровья и развития ребёнка, оказание первой медицинской помо­щи, проведение углублённых медицинских осмо­тров у специалистов, что позволяет более полно представить картину состояния здоровья ребён­ка. На основании этих данных оказывается квалифицированная помощь в условиях стациона­ра (мед. учреждение).

Психологическая диагностика позволяет из­учить эмоциональное состояние ребёнка, уро­вень его тревожности и агрессивности, понять причины возникновения проблем. Лучше узнать характер взаимоотношений в семье позволяет проведение диагностики детско-родительских отношений. На основе диагностических данных психологом заполняется карта индивидуально-психологических особенностей подростка и под­готавливаются рекомендации воспитателям для дальнейшей работы с ним.

Причины поступления детей в детский соци­альный приют разные, поэтому прежде чем при­нять решение, следует определить круг мероприятий по оказанию помощи. Социальным пе­дагогом осуществляется социальное расследо­вание (социальная диагностика): сбор сведе­ний о ребёнке, родителях, родственниках, его социальном окружении, сложившейся ситуа­ции в семье. С этой целью изучаются документы ребёнка, проводятся беседы с ним, социальными педагогами школ, родителями и родственниками ребёнка, сотрудниками психоневрологического диспансера, при необходимости с инспектором инспекции по делам несовершеннолетних; осу­ществляется обследование жилищно-бытовых условий проживания; составляется карта сете­вых контактов, проводится анкетирование.

В ходе педагогической диагностики воспи­татели наблюдают за ребёнком. В дневнике наблюдения фиксируют следующую информацию: особенности поведения, наличие вредных привычек, стиль общения ребёнка со взрослыми, другими детьми и т. д.

Согласовать и скоординировать действия всех служб приюта по организации социаль­ной реабилитации несовершеннолетних помога­ет медико-психолого-педагогический консилиум, который проводится по истечении срока пребы­вания в приёмном отделении, где разрабатыва­ется и утверждается индивидуальный план за­щиты прав и законных интересов воспитанни­ка ДСП.

Взаимодействие специалистов приюта продолжается и на коррекционно-реабилитационном этапе, когда ребёнок переводится из приёмного отделения в группу в соответствии с возрастом.

Особое значение для воспитанников имеет медицинская реабилитация. За время нахож­дения детей в приюте важно не только восста­новить их здоровье, но и укрепить его. Этому способствуют создание оптимального двигатель­ного режима (ежедневная утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и фи­зические упражнения на прогулке, спортивные праздники), лечебно-оздоровительные мероприя­тия (витаминизация питания, закаливающие про­цедуры). Дифференцированный подход осущест­вляется при проведении занятий и консультаций по здоровому образу жизни с воспитанниками и родителями. Разнообразить просветительную работу помогает сотрудничество с психоневро­логическим и кожно-венерологическим диспан­серами.

На данном этапе работа психолога ориенти­рована на создание благоприятных психологи­ческих условий для целостного развития несовершеннолетних. Проводятся как индивидуаль­ные коррекционно-развивающие, так и груп­повые занятия по стабилизации эмоциональ­ной сферы, развитию познавательных процес­сов, коммуникативных навыков, а также инди­видуальные беседы и консультации, на которых развивается уверенное отношение к самому се­бе, дети учатся разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, сле­довать социальным нормам и правилам. Пред­усматривается работа с родителями по восста­новлению и коррекции родственных отноше­ний, утраченных связей.

Педагогическая реабилитация несовершен­нолетних предполагает:

Ø ознакомление воспитанников с правами и обязанностями на основе законодатель­ства Республики Беларусь о правах ребён­ка;

Ø формирование у них позитивного отно­шения к нормам и правилам социального взаимодействия;

Ø профилактика правонарушений и фактов отклоняющегося поведения;

Ø пропагандирование здорового образа жиз­ни;

Ø формирование навыков социального взаи­модействия в обществе.

Реабилитация по данным направлениям осу­ществляется через индивидуальные и групповые формы работы: занятия, беседы, уроки здоровья, консультации. Предпочтение отдаётся индиви­дуальной работе, которая позволяет создать до­верительную атмосферу, снизить напряжение в общении, что способствует более эффективному процессу реабилитации.

В этот период социальным педагогом и психо­логом проводится работа по программе «Семь Я». Она предназначена для работы с детьми, воспи­тывающимися в неблагополучных семьях, и на­правлена на профилактику возможных наруше­ний, коррекцию неадекватного поведения, раз­витие умений, навыков позитивной коммуника­ции и положительного восприятия.

При работе с данной программой акцент ста­вится на развитии у несовершеннолетних чув­ства эмоционального комфорта, положительно­го отношения к другим, навыков адекватных ре­акций на ситуацию, желания обустраивать свою жизнь, видеть в ней возможности для самореа­лизации. Главное – научить детей здоровому и полноценному общению с людьми, свободному от зависимости и манипулирования.

Программа позволяет осуществлять работу в данном направлении комплексно. Кроме то­го, она рассчитана на воспитанников от млад­шего школьного возраста до подросткового. Ес­ли социально-психологическая помощь детям из алкоголизированых семей будет оказана на ста­дии младшего школьного возраста, то возмож­ность формирования отклоняющегося поведе­ния будет минимальной.

Роль воспитателя в процессе реабилитации несовершеннолетнего воспитанника приюта определяется не только отслеживанием режим­ных моментов в жизни ребёнка, но и обязывает педагога находить оптимальные пути его вовле­чения в процесс социализации. В работе педаго­га приоритет отдаётся приёмам опосредованно­го педагогического воздействия. Воздержание от излишней назидательности, развитие через соз­дание воспитывающих ситуаций, приобщение к различным видам деятельности, одна из кото­рых – трудовая.

Для более полного удовлетворения интере­сов и потребностей воспитанников в приюте, как правило, действуют кружки (экологический, краеведческий и др.), организовано посещение ЦДТ. Дополни­тельное воспитание и развитие ребята получают посредством взаимодействия с ближайшей со­циальной средой, для этого организуется тесная связь приюта с учреждениями культуры и спорта, вырабатывается определённая система экскурсионной работы. В течение всего периода пребывания в прию­те воспитанники знакомятся с историей и заме­чательными людьми города и страны, посещают музеи, выставки и т.д. В библиотеках проводятся утренники и кон­курсные программы, беседы, поэтические часы. Со­трудничество детского социального приюта с учреждениями и организациями носит постоян­ный партнёрский характер и повышает эффек­тивность воспитательного воздействия.

Все специалисты должны выполнять свои функции согласно собственной профессиональной компетентности с постоянным уточнением и обменом информации о ребенке. Эти требования вырабатываются с учетом социально одобряемых и социально приемлемых моделей поведения воспитанников и утверждаются всеми субъектами, осуществляющими реабилитационную работу, после чего предъявляются воспитанникам СПЦ (приюта) как условия их проживания в учреждении.

Немаловажным фактором при этом является этика взаимоотношений между субъектами взаимодействия. Не допускаются панибратские отношения, нарушение единства требований к ребенку, манипулятивное поведение, решение сотрудниками межличностных конфликтов в присутствии детей, обсуждение других членов трудового коллектива с воспитанниками СПЦ.

Исходя из вышеизложенного, можно опре­делить две основные цели в рамках работы с детьми, нуждающимися в социальной защите:

1. Сохранение естественных механизмов развития несовершеннолетнего, предотвращение условий, способных деформировать характер.

2. Формирование у несовершеннолетнего по­требности к саморазвитию, саморегуляции, са­моизменению и самосо-вершенствованию.

Для достижения этих целей необходимо руководствоваться следующими правилами:

ü Если не знаете, как взаимодействовать с ребенком, остановитесь! Закон врачей «Не навреди» в полной мере можно отнести к пе­дагогике и психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через ка­кой-то промежуток времени, но ее послед­ствия могут быть не менее трагичными, чем при врачебной ошибке. Поэтому прежде чем начинать социально-психолого-педагогическую деятельность с несовершеннолетним, необходи­мо ощутить внутреннюю готовность оказать ему реальную помощь.

ü Устраняйте из вашего общения с ребен­ком те способы или формы воздействия, ко­торые вызывают у него протест или негатив­ную реакцию. Исключите личную неприязнь к несовершеннолетнему и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. По­мните, что ваши негативные эмоции и не­рвозность могут свести на нет весь положительный эффект от общения и взаимодействия с ребенком.

ü Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком. Функционально-ролевым следстви­ем процесса сопровождения должна стать ак­тивная роль подростка в системе его взаимо­действия с учителем, психологом, социальным педагогом.

ü Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах. Если этого не избежать, то дайте комплексную оценку их причин.

ü Не сравнивайте подростка с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспек­тах. Важнейшими принципами социально-психолого-педагогической работы с таким ребенком являются безусловная ценность и уникальность личности подростка, приоритетность его потребностей, целей и ценностей развития. Поэтому любое сравнение в данном случае не­допустимо, так как может навредить несовер­шеннолетнему.

Как правило, выстраивая процесс взаимодействия с воспитанником на основе учета его психолого-педагогических характеристик, социальный педагог выполняет следующие функции:

Восстановительная функция. Предпо­лагает восстановление естественных механиз­мов развития несовершеннолетнего, положи­тельных качеств его характера.

Компенсирующаяфункция. Эта функция проявляется в формировании у несовершенно­летнего стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той об­ласти, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации.

Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у ребенка.

Корректирующая функция. Она заключает­ся в исправлении негативных характерологи­ческих изменений несовершеннолетнего.

Социализирующая функция. Направлена на предоставление возможностей несовершеннолет­нему для социального развития и социально­го познания – формирования различных на­выков и умений, повышения социально-пси­хологической компетентности.

Необходимо помнить, что эффективно взаимодействовать с воспитанником сможет только тот специалист, кто умеет видеть в каждом ребенке уни­кальную личность, творчески подходить к де­ятельности по сопровождению несовершенно­летних, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной защите.

Для каждого ребёнка неоспорима важность и уникальность опыта воспитания в родной се­мье, потому что только она может сформиро­вать представления о социальных ролях, раз­вить чувство ответственности и заботы, поэтому, на­ряду с реабилитацией воспитанников, проводит­ся социальная реабилитация семьи. Для этого важно определить проблемы семьи и пути их преодоления со­вместно с родителями, родственниками и заинтересованными организациями; заключить до­говор, который налагает на неё определённые обязательства и ставит перед ней посильные задачи.

Ежемесячно социальным педагогом совмест­но с психологом и воспитателями осуществля­ется патронат семьи по месту жительства с целью проведения диагностических, просветитель­ских бесед и обследования материально-бытовых условий. Это позволя­ет определить положительные изменения, про­исходящие в семье, даёт возможность правиль­но решить вопрос о возвращении ребёнка в се­мью или о поиске других форм его жизнеустрой­ства. Важным направлением является психолого-педагогическое просвещение родителей с це­лью создания оптимальных условий для взаи­модействия в семье. Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения заканчивается различного рода рекомендация­ми. Без внимания не остаются вопросы родите­лей. В приюте один раз в квартал проводятся роди­тельские собрания, где освещаются наиболее ак­туальные проблемы, которые возникают в про­цессе воспитания детей и реабилитации семьи.

В процессе работы целесообразно организовывать семейные советы с родителями и родственниками (опыт шведских педагогов). На них приглашаются ра­ботники сектора по охране прав детства и спе­циалисты учреждения образования, по ходатай­ству которого ребёнок был определён в приют. Цель этой методики – координация усилий чле­нов семьи по поиску путей выхода из кризис­ной ситуации, в которой оказался ребёнок. Если его возвращение в биологическую семью по тем или иным причинам невозможно, то в ДСП реа­лизуется программа по подготовке воспитанников приюта к помещению в опекунские и приём­ные семьи. Данная программа направ­лена на психолого-педагогическую и правовую подготовку воспитанников детского социаль­ного приюта для проживания в замещающей семье.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.