Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути активизации семейного устройства детей сиротской категории

С учетом важности в Беларуси проблемы семейно­го устройства детей сиротской категории очевид­на необходимость усиления информацион­но-разъяснительной работы в широких об­щественных следующими путями:

Ø создание и закрепления положитель­ного мнения о гражданах, принявших в свои семьи детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей;

Ø распространение опыта успешных за­мещающих семей (родителей) по воспита­нию, социальной реабилитации и адапта­ции детей сиротской категории;

Ø расширения группы потенциальных замещающих родителей, что будет способ­ствовать оптимальному подбору замещаю­щей семьи для ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Следует отметить, чтоосновная идеяинформационно-разъяснительной кампании заключаетсяв предложении возможности стать замещающим родителем, а не в предложении конкретных детей в замещающие семьи.

Важным аспектом в реализации кампа­нии является создание положительных мо­тивов к замещающему родительству, отсев лиц с корыстными и педагогически неце­лесообразными и несостоятельными устрем­лениями к замещающему родительству.

Основные принципы организации кам­пании:

ü доступность информации по пробле­мам социального сиротства и семейного ус­тройства детей сиротской категории (инфор­мационные материалы должны быть максимально доступны (но не примитивны) для понимания различным категориям граждан;

ü системность и качественность инфор­мации (достигается подачей достоверных, грамотных материалов по проблеме семей­ного устройства детей-сирот из разных ис­точников информации);

ü педагогическая деликатность, такт в изложении проблемы социального сирот­ства и семейного устройства осиротевших;

ü комплексность кампании (реализуется путем использования различных форм и методов работы с аудиторией).

Информационно-разъяснительную кампа­нию по проблемам семейного устройства детей сиротской категории должны осуще­ствлять, в первую очередь, администрация и специалисты детских интернатных и социально-педагогических учреждений и служб. Для организации комплексной ра­боты в этом направлении предлагается следующая примерная программа информационной кам­пании по активизации семейного устройства детей сиротской категории.

Раздел 1. Работа в средствах массовой информации.

1. Публикации в местной, региональной и центральной прессе.

2. Выступления в теле- и радиопереда­чах.

3. Проведение пресс-конференций (бриффингов) для представителей СМИ.

4. Рекламные акции на местном и цен­тральном телевидении и радио (телезастав­ки, объявления «бегущей строкой», рек­ламные ролики, иные виды телерадиорекламы).

Раздел 2. Создание и распространение рекламного и информационного продук­тов.

1. Разработка и распространение печат­ной рекламной продукции: листовки, бук­леты, календари, проспекты; обустройство щитов с социальной рекламой, реклама на транспорте, уличных стендах.

2. Создание и распространение теле- и радиорекламного продукта: циклы теле- и радиопередач; видеофильмы, видеоролики, реклама на радио.

3. Проведение местных и региональных конкурсов рекламной продукции по семей­ным формам устройства детей-сирот.

Раздел 3. Работа с родительской обще­ственностью, трудовыми коллективами предприятий, учреждений, организаций.

1. Организация выступлений на роди­тельских собраниях и конференциях в школах, дошкольных воспитательных уч­реждениях.

2. Информирование трудовых коллекти­вов предприятий и организаций.

3. Издание и распространение информа­ционных печатных материалов на предпри­ятиях, в учреждениях, организациях.

Раздел 4. Информационно-разъясни­тельная деятельность посредством интер­нет-технологий.

1. Разработка информационных интер­нет-страниц учреждений в существующих сайтах.

2. Создание, наполнение и поддержание собственных сайтов.

Раздел 5. Культурно-организационная работа с замещающими семьями.

1. Организация и социально-педагоги­ческое сопровождение деятельности клубов, секций, групп замещающих родителей.

2. Проведение педагогических конфе­ренций, праздников, конкурсов (выставок) замещающих родителей и приемных де­тей.

3. Организация дней открытых дверей в детских интернатных и социально-педа­гогических учреждениях (детских соци­альных приютах).

4. Обеспечение гостевых форм контак­тов воспитанников интернатных учрежде­ний с потенциальными кандидатами в за­мещающие родители.

Раздел 6. Разъяснительная работа по­средством социально-педагогического кон­сультирования.

1. Организация работы телефонов дове­рия для замещающих родителей и прием­ных детей.

2. Создание консультативных пунктов, организация выездных консультаций по проблемам создания замещающих семей и воспитания детей в замещающей семье.

3. Разработка и наполнение стендов, иных видов наглядности материалами по вопросам информирования общественности о возможностях семейного устройства детей.

Раздел 7. Работа с религиозными кон­фессиями, общественными организациями.

1. Обращения к служителям культа с просьбой о пропаганде семейного устрой­ства осиротевших несовершеннолетних.

2. По согласию настоятелей приходов – размещение информации о возможности семейного устройства детей сиротской ка­тегории в храмах.

3. Организация совместных мероприя­тий с общественными организациями и фондами по распространению опыта заме­щающих семей.

Раздел 8. Издательско-методическая де­ятельность.

1. Подготовка и издание методических материалов по проблемам семейного уст­ройства несовершеннолетних для специали­стов образования.

2. Издание публицистических, справочных и методических материалов для заме­щающих родителей.

Разработка и реализация специалистами собственных программ и планов информационно-разъяснительной кампании на базе детских интернатных и социально-педаго­гических учреждений также создаст предпосылки активизации семейного устройства детей сиротской категории.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления

(заведующий отделом) образования

___________ __________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

М.П. ____________________(дата)

 

АКТ
обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели

 

Даты проведения обследования ____________________________________

 

Обследование произведено _______________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, место работы лиц,

________________________________________________________________

производивших обследование)

 

Адрес и телефон управления (отдела) образования ___________________

________________________________________________________________

 

Цель обследования ______________________________________________

(усыновление (удочерение), установление опеки, попечительства,

________________________________________________________________

создание приемной семьи, детского дома семейного типа)

 

1. Общая характеристика кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть).

Фамилия _______________________________ имя _________________

отчество _______________________________ дата рождения __________

образование ____________________________ гражданство ____________

место работы ___________________________ должность _______________

доход за предшествующий усыновлению, установлению опеки, попечительства, созданию приемной семьи, детского дома семейного типа год составил _____________ рублей (заполняется на основании справки о доходах).

 

Фамилия _______________________________ имя _________________

отчество _______________________________ дата рождения __________

образование ____________________________ гражданство ____________

место работы ___________________________ должность _______________

доход за предшествующий усыновлению, установлению опеки, попечительства, созданию приемной семьи, детского дома семейного типа год составил _____________ рублей (заполняется на основании справки о доходах).

 

Место жительства _______________________________________________

В браке ____________________________ с __________________________

(состоят, не состоит) дата регистрации брака)

 

Предыдущие браки у мужа __________________ с _______________ по ___

(да, нет)

Предыдущие браки у жены __________________ с ______________по ____

(да, нет)

 

Дети ________________________________________________________________

(имеют, не имеют)

 

Сведения о детях.

1) Фамилия _________________________ имя ______________________

отчество __________________ дата рождения ______________________

 

Правоотношения (с мужем и женой отдельно) _______________________

(кровный, усыновленный, подопечный, приемный)

 

Место жительства ______________________________________________

_____________________________________________________________

2) Фамилия _________________________имя ______________________

отчество _____________________дата рождения ____________________

Правоотношения (с мужем и женой отдельно) _______________________

(кровный, усыновленный, подопечный, приемный)

 

Место жительства_________________________________________________

_____________________________________________________________

 

2. Характеристика жилищных условий кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть).

Общая площадь _____________________ (кв. м), жилая площадь _______________ (кв. м), количество жилых комнат ________________

 

Прописаны _____________________________________________________________

(постоянно, временно)

 

Проживают на правах ____________________________________________

(собственника, нанимателя, поднанимателя)

 

Принадлежность дома, квартиры ___________________________________

(государственный, частный)

 

Благоустроенность жилья _________________________________________

(благоустроенное, неблагоустроенное, с частичными удобствами)

 

Санитарно-гигиеническое состояние _______________________________

(хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное)

 

Дополнительные сведения о жилье _________________________________

________________________________________________________________

 

Другие члены семьи, проживающие совместно:

Фамилия, имя, отчество Дата рождения Родственные отношения

 

3. Биографические данные (семейная обстановка в детстве и юности, отношения с родителями, братьями, сестрами, другими родственниками) _____________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Внутрисемейные взаимоотношения (характеристика супружеской жизни в прошлом и обстановка в семье в настоящее время, личностные качества супругов, интересы, занятия в свободное время, мировоззрение, отношение к религии, воспитанию, имеется ли опыт общения с детьми, отношение к приему ребенка на воспитание в семью близких родственников) _____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Мотивы усыновления, установления опеки, попечительства, создания приемной семьи, детского дома семейного типа (нужное подчеркнуть) ______________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Состояние здоровья кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (согласно врачебному заключению о состоянии здоровья) _______________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

7. Кандидаты в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть)

Не признавались судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Не лишались судом родительских прав и не были ограничены в них.

Не отстранялись от обязанностей опекунов, попечителей за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

Не являются бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Не имеют судимости за умышленное преступление, не осуждались за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Дети кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, родители-воспитатели не были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии со статьей 116 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

 

8. Результаты психологического обследования кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть) _________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

9. Заключение о возможности кандидата (кандидатов) в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели (нужное подчеркнуть) воспитывать и материально содержать ребенка ______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

_______________________ ________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

 

«__» _______________ 20__ г.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»

 

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них – 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 – касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три группы: I – оптимальный эмоциональный контакт, II – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III – излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли. Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

§ ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

  • ощущение самопожертвования в роли матери (5);
  • семейные конфликты (7);
  • сверхавторитет родителей (11);
  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
  • доминирование матери (19);
  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
  • партнерские отношения (14);
  • развитие активности ребенка (15);
  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);
  • суровость, излишняя строгость (9);
  • уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);
  • создание безопасности, опасение обидеть (6);
  • исключение внесемейных влияний (10);
  • подавление агрессивности (12);
  • подавление сексуальности (18);
  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
  • стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная 5, 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие. Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция. Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собственным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво.

Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание детей.

На заполнение вопросника потребуется примерно 20 мин. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро. Рядом с каждым положением находятся буквы «А а б Б», их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения: А – если с данным положением согласны полностью; а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны; б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны; Б – если с данным положением полностью не согласны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.