Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности расследования и рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних




С целью наиболее полного обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) законодательством наряду с общими гарантиями предусмотрены ряд дополнительных. К ним относятся нормы Уголовно-процессуального кодекса РБ (УПК):

■ обязательность предварительного следствия по всем делам о преступлениях, совершенных несовершен­нолетними (часть 2 ст. 181, ст. 189 УПК);

■ обязательное участие защитника (п. 2 части 1 ст. 45 УПК);

■ участие в производстве по уголовному делу законно­го представителя (ст. 436, 437 УПК);

■ участие при допросе педагога или психолога (часть 1 ст. 435 УПК);

■ расширенный предмет доказывания (ст. 89 УПК);

■ сокращенная максимальная продолжительность допроса (часть 1 ст. 434 УПК);

■ особенности применения задержания и мер пресече­ния (ст. 432 УПК);

■ возможность назначения разбирательства уголовно­го дела в закрытом судебном заседании (часть 2 ст. 23 УПК);

■ недопустимость применения сокращенного порядка судебного следствия (часть 2 ст. 326 УПК);

■ удаление несовершеннолетнего обвиняемого из зала судебного заседания (часть 1 ст. 438 УПК).

Как известно, предварительное расследование протека­ет в двух формах: дознание и предварительное следствие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой права участников наиболее полно гарантированы при осу­ществлении предварительного расследования в форме пред­варительного следствия.

В правиле 12.1 Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несо­вершеннолетних (Пекинские правила, приняты резолюци­ей 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.), содержится рекомендация заниматься расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних наиболее подготов­ленным сотрудникам правоохранительных органов.

В соответствии с частью 2 ст. 181, ст. 189 УПК по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовер­шеннолетними, обязательно предварительное следствие.

Участие защитника (адвоката) по делу о преступлении несовершеннолетнего обязательно независимо от того, дос­тиг ли обвиняемый совершеннолетия к моменту расследо­вания и судебного разбирательства. Это же правило приме­няется и когда лицо обвиняется в преступлениях, одно из которых совершено в возрасте до 18 лет, а другое – после достижения совершеннолетия (п. 8 постановления Плену­ма Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях не­совершеннолетних» 1, с изм. и доп. от 25 сентября 2003 г. № 11, 28 сентября 2006 г. № 9).

Обязательное участие защитника по делам несовершен­нолетних вызвано тем, что обвиняемый (подозреваемый) в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно осуще­ствлять полноценную защиту своих интересов. Оно направ­лено на создание действительного процессуального равно­правия между стороной защиты и стороной обвинения.

Несоблюдение судом требований закона об обязатель­ном участии защитника (адвоката) по делам о преступле­ниях несовершеннолетних признается в соответствии с п. 4 ст. 391 УПК существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет отмену обвинительного приговора (часть 4 п. 8 постановления Пленума Верхов­ного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»).

Законное представительство вытекает из обязанности родителей, усыновителей, опекунов и попечителей по за­щите прав и законных интересов несовершеннолетних во всех учреждениях, в том числе следственных и судебных.

Судебная практика исходит из того, что содержащийся в части 1 ст. 56 УПК перечень лиц, которые могут быть законными представителями, является исчерпывающим. Однако если несовершеннолетний не имеет родителей и про­живает один или у лица, не назначенного надлежащим образом его опекуном или попечителем, суд в качестве закон­ного представителя несовершеннолетнего должен вызвать представителя органа опеки и попечительства. Очевидно, что в названных случаях аналогичная обязанность лежит и на следователе.

Если несовершеннолетний воспитывается в детском доме или школе-интернате в связи с сиротством или лише­нием родителей родительских прав, законным представите­лем является представитель воспитательного учреждения. Законными представителями несовершеннолетнего обвиня­емого не могут быть признаны родители (усыновители), лишенные родительских прав; опекуны или попечители, освобожденные органами опеки и попечительства от вы­полнения своих обязанностей; лица, признанные недееспо­собными; лицо, которому вменяемым обвиняемому деяни­ем, предусмотренным уголовным законом, причинен вред. Если указанные препятствия возникли после признания лица законным представителем несовершеннолетнего обви­няемого, суд решает вопрос о прекращении участия данно­го лица в судебном разбирательстве и принимает меры к замене его другим законным представителем.

Законный представитель может участвовать в деле в качестве защитника несовершеннолетнего, а также в качестве гражданского ответчика.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого или по­дозреваемого участие педагога или психолога обязательно (часть 1 ст. 435 УПК).

Перед допросом несовершеннолетнего следователь, про­курор, судья должны разъяснить педагогу или психологу его права и обязанности. Согласно части 1 ст. 62 УПК педагог или психолог являются специалистами и, следова­тельно, имеют права и несут обязанности специалиста.

Педагог или психолог вправе с разрешения следовате­ля, прокурора или суда задавать вопросы подозреваемому или обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса или с соответствующей частью прото­кола судебного заседания и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Исходя из требований ст. 435 УПК, показания несовер­шеннолетнего обвиняемого, подозреваемого в отсутствие педагога или психолога не имеют юридической силы, в со­ответствии с частью 5 ст. 105 УПК признаются недопусти­мыми и не могут быть положены в основу обвинения.

Прекращение участия педагога или психолога при до­стижении обвиняемым 18-летнего возраста во время судеб­ного следствия не допускается.

Успешное решение задач уголовно-процессуального до­казывания во многом предопределяется четким представле­нием о предмете данной деятельности – предмете доказыва­ния. Под предметом доказывания понимается совокуп­ность обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголов­ному делу.

Предмет доказывания включает такие обстоятельства, которые непременно должны быть установлены посредством специальной процедуры судебного доказывания.

В соответствии с частью 1 ст. 89 УПК при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разби­рательства уголовного дела подлежат доказыванию:

• наличие общественно опасного деяния, предусмотрен­ного уголовным законом (время, место, способ и другие об­стоятельства его совершения);

• виновность обвиняемого в совершении преступления;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер от­ветственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого).

Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

• возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

• условия жизни и воспитания;

• причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним;

• наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то наказание, которое наилучшим образом обеспечивает его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим.

Допрос несовершеннолетних ограничен четырьмя часами в день, и при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса. Данное положе­ние вызвано тем, что само по себе вовлечение несовершен­нолетнего в уголовный процесс может стать причиной психологической травмы подростка. В случае же длитель­ного допроса несовершеннолетнего негативное воздействие усилится.

При решении вопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемого или обви­няемого в каждом случае должна обсуждаться возможность применения такой меры, как отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст. 432 УПК).

Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, усыновителей, опекунов или попечителей регулируется ст. 123 УПК и является, по существу, поручительством лиц, на которых возложены обязанности по его воспита­нию и которые находятся с ним в близких родственных отношениях. Это усиливает воздействие данной меры на обвиняемого и подозреваемого.

Отдача под присмотр может быть осуществлена по письменному ходатайству лиц, которым подросток отдается под присмотр. При этом должны быть собраны данные об от­ношении этих лиц к воспитанию, выяснено, имеют ли они возможность в силу состояния здоровья, характера работы и других обстоятельств осуществлять присмотр. Обязатель­ства о присмотре может принять на себя один из родите­лей. Участие его в деле в качестве законного представителя не исключает возможности принять такое обязательство.

О принятии под присмотр дается подписка, в которой лицо, берущее на себя присмотр, обязуется обеспечить ус­ловия, при которых несовершеннолетний не скроется, бу­дет являться по вызовам органа, ведущего уголовный про­цесс, не будет препятствовать предварительному расследо­ванию дела или рассмотрению его судом, в том числе путем оказания незаконного воздействия на лиц, участвующих в уголовном процессе, сокрытия или фальсификации матери­алов, имеющих значение для дела, не будет заниматься противоправной деятельностью, будет надлежаще вести себя в семье, в быту, по месту работы или учебы. Лицу, которое берет на себя обязательства о присмотре, разъяс­няется характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершен-нолетний, ответственность за не­выполнение обязательства. Об этом также указывается в подписке.

Отдача несовершеннолетних под присмотр администра­ции специальных детских учреждений применяется в отно­шении подозреваемых (обвиняемых), воспитывающихся в этих учреждениях (детские дома, школы-интернаты, спец­школы и специальные ПТУ, приемники-распределители).

Законодательство Республики Беларусь, воплощая его в жизнь, предусматривает по делам о преступлениях, со­вершенных лицами, не достигшими 16-летнего возраста, возможность проведения закрытого судебного разбиратель­ства. Этот принцип защищает несовершенно-летнего от огласки сведений, способных отрицательно повлиять на его будущую жизнь, позволяет «избежать причинения ему вре­да из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации» (п. 8.1 Пекинских правил).

При наличии оснований для рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего обвиняемого в за­крытом судебном заседании судья при назначении судебно­го разбирательства указывает об этом в постановлении с обязательным обоснованием такого решения (часть 1 п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»).

В судебное заседание вызываются законный представи­тель, педагог (часть 3 ст. 435, ст. 437 УПК). Вместе с тем неявка законного представителя несовершеннолетнего об­виняемого, надлежащим образом извещенного о рассмотре­нии уголовного дела и не заявившего ходатайства об его отложении, не препятствует рассмотрению уголовного дела, если суд не найдет его участие необходимым (часть 3 ст. 437 УПК).

Необходимо также отметить, что уголовно-процессуаль­ным законом не предусмотрен вызов для участия в судеб­ном разбирательстве представителей комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, а равно представителей учебно-воспитательных учреждений и трудовых коллекти­вов, в которых учился или работал несовершеннолетний. Работники этих органов, учреждений и организаций могут быть допрошены судом в качестве свидетелей, если это тре­буется для выяснения обстоятельств дела и данных о лич­ности несовершеннолетнего.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам несовершеннолетнего и осуществляться в атмосфере пони­мания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (п. 14.2 Пекин­ских правил).

Все дела о преступлениях несовершеннолетних рассматриваются коллегиально (судья и два народных заседателя с обязательным участием защитника. В зале суда также должны находиться педагог или психолог.

ОХРАНА ДЕТСТВА (вопросы к экзамену)

1.Сущность и содержание понятий «социальная защита», «охрана и защита детства».

2. Становление системы охраны и защиты детства как приоритетного направления государственной молодежной политики Республики Беларусь.

3. Основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы по охране и защите детства в РБ.

4. Становление и развитие международно-правового регулирования прав ребёнка (Женевская декларация прав ребёнка. Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах ребёнка).

5. Конвенция о правах ребёнка (1989): история создания, принципы и содержание.

6. ЮНИСЕФ: основные на­правления деятельности организации по охране и защите детства.

7. Конституция Республики Беларусь (1994) как га­рант государственной политики по охране и защи­те детства. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000).

8. Целевая Президентская программа «Дети Бела­руси» (2006–2010).

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг.

9. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержа­щие статьи о правах ребёнка (УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.).

10. Защита прав детей как основная функция На­циональной комиссии по правам ребёнка.

11. Национальные доклады о положении детей в Республике Беларусь. Состояние образования, здравоохранения, отдыха, досуга детей.

12. Понятие о социальном сиротстве, его причины и масштабы распространения в современном белорусском об­ществе.

13. Факторы и причины социального сиротства в Республике Беларусь.

14. Правовые и юридические основания лишения ро­дительских прав. Понятие об ограничении в роди­тельских правах.

15. Процедура и последствия лишения родительских прав.

16. Содержание понятий «опека», «попечительство». Выбор и назначение опе­куна или попечителя.

17. Органы опеки и по­печительства: задачи и функции их деятельности.

18. Права и обязанности опекунов и попечителей. Контроль за деятельно­стью опекунов и попечителей.

19. Комиссия по делам несовершеннолетних: общая характеристика, функции опеки и попечительства.

20. Основные формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

21. Усыновление (удочерение) как форма устройства детей-сирот.

22. Патронатное воспитание: сущность и специфика.

23. Государственные учреждения как форма жизнеустройства детей, оставшихся без попече­ния родителей.

24. Нормативно-правовые основы форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Пути сокращения социального сиротства в Беларуси.

25. Характеристики неблагополучия семьи. Статус ребенка, находящегося в социально опасном положении.

26. Система работы социального педагога по выявлению, признанию и учету детей, нуждающихся в государственной защите.

27. Социальное расследование в ходе социально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

28. Индивидуальный план по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.

29. Состояния здоровья как фактор деформации личностных качеств детей-сирот.

30. Характеристика отклонений в поведении детей-сирот и социальных сирот.

31.Требования к работе социального педагога с детьми, нуждающимися в социальной защите.

32. Психолого-педагогические аспекты воспитаниядетей, нуждающихся в социальной защите, в условиях приюта.

33. Понятия «замещающая семья», «при­ёмная семья». Нормативно-правовые критерии подбора заме­щающей семьи.

34. Психолого-педагогические критерии подбора замещающей семьи.

35. Методы и методики изучения готовности к ис­полнению роли замещающего родителя.

36. Порядок организации приёмной се­мьи и оформ­ление ее правового статуса.

37. Права и обязанности приёмных родителей. Ответственность приёмных ро­дителей.

38. Ма­териальное обеспечение приёмной семьи. Защита прав и законных интересов детей, воспитывающихся в приёмных семьях.

39. Принципы, содержание и формы работы с семьей в процессе подготовки к исполнению роли приемных родителей.

40. Направления деятельности органов опеки и попечительства по передаче ребёнка в приём­ную семью.

41. Предварительная подготовка воспитанника к переда­че в приёмную семью. Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями.

42. Процесс адаптации ребёнка в приёмной семье. Характеристика этапов адаптации.

43. Основные про­блемы во взаимоотношениях приёмныхродителей и детей. Причины отказа от детей в приёмных се­мьях.

44. Критерии успешности воспитания и личностно­го развития ребёнка в приёмной семье.

45. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: виды помощи, направления, формы и методы работы. Мониторинг положения детей в замещающих семьях.

46. Работа с биологическими родителями воспитанников приемных и опекунских семей, детских домов семейного типа.

47. Насилие над детьми как социально-педагогическая проблема. Причины, факторы и виды насилия.

48. Проблема семейного насилия. Работа с ребенком, пережившим насилие, и семьей, характеризующейся жестоким обращением с ребенком.

49. Школа как фактор риска в насилии над детьми.

50. Система защиты детей от насилия и жестокого обращения.

51. Понятие «имущество подопечного». Право на материальное обеспечение и жильё.

52. Защита жилищных прав детей сиротской категории.

53. Нормативно-правовая база, регламентирующая обеспечение детей-сирот.

54. Материальное обеспечение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, в детских до­мах, школах-интернатах всех типов. Льго­ты для детей-сирот.

55. Основания и порядок возбуждения дел о лишении родительских прав. Отобрание ребёнка без лишения родительских прав. Восстановление в родительских правах.

56. Споры, связанные с воспитанием детей. Иски о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

57. Законодательство Республики Беларусь о трудоустройстве несовершеннолетних.

58. Рабочее время, оплата и охрана труда несовершеннолетних.

59. Меры административной ответственности несовершеннолетних. Деятельность КДН по регулированию административной ответственности несовершеннолетних.

60. Специфика уголовной ответственности и расследования правонарушений несовершеннолетних.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.