Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Февраля 2012

Социология – наука об обществе, о развитии общества и о том, что влияет на его развитие в течение исторического процесса.

Движение общества не всегда безболезненно, как правило даже происходит из-за катаклизмов. Появилась потребность систематически изложить знание о социуме.

Предтеча социологии – О. Конт, К. Маркс, А. де Пасквиль. Их труды становятся эталонами в осмыслении развития событий.

Поздние классики: Э. Дюркгейм, М. Вебер. У каждого из них был свой взгляд на процедуру анализа общества, разными были исторические контексты.

Многие из них прошли Первую Мировую Войну, распад великих колониальных держав и даже захватили время зарождения фашизма.

Первый этап развития социологии – классический, далее социология уже начинает развиваться как академическая наука. Прикладная социология связана с учеными США.

Огюст Конт. Запустил в оборот термин «социология», пытался отделить её от других гуманитарных наук. «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии», «Система позитивной политики» - утверждает научность и веру в науку (позитивизм). Опыт и эксперимент – универсальные методы науки, которые применимы и для такого объекта изучения, как общество. С другой стороны, необходимо учитывать и специфическую природу человека.

Как изучать общество? Конт ориентировался на методы наук, характерных для биологии (аналогия, системность, эволюция, структурность и развитие). Общество – это совокупность систем. Если одна из них отказывает, общество дает сбой в работе.

У общества есть и свой скелет – социальная статика (в противовес социальной динамике).

То есть мы можем говорить о стадиях развития общества и о причинах этого развития.

Социальная статика – моментальный срез в развитии общества; динамика – закономерности развития (что и почему изменяется в обществе).

Закон трех стадий развития человеческого духа:

· теологическая;

· метафизическая;

· позитивная.

Позитивизм для Конта есть высшая стадия развития человеческого мышления и сознания. Научные знания первоначально сосредоточились в математике, затем в физике, биологии и т. д. Та наука, которая выйдет на вершину научного здания – на знание о человеке и обществе, будет высшей из наук.

Как соотнести ступени развития духа с иерархией взаимодействия между людьми?

Теологическое и метафизическое общество = традиционное общество (руководители: священнослужители и военные); позитивистское общество = индустриальное общество (господство интеллигенции). Конт заложил начала структурно-функционального анализа общества. По Кону, у каждого общества есть свои пути развития, но направление у всех равно.

Карл Маркс. Заметил нарастающие внутри общества противоречия, которые, по его мнению, взорвут его. Люди втягиваются в общественное производство, но занимают разные положения: одни подчиняют процесс себе, другие подчиняются. Сформулировал материалистическое понимание истории: стадия развития общества опознается по тому, что люди производят, как распространяют произведенное.

Обращает внимание на сторону, контролирующую основные средства производства.

В рабовладельческом обществе основная форма собственности – раб, в средневековье – феодальная земля, в капитализме – промышленное производство. Однако вечный контроль над собственностью в одних и тех же руках неминуемо влечет застой = учение о классовой борьбе, как движущей силе истории.

Маркса обвиняли в экономическом детерминизме, однако, многие считали, что он вполне оправдан и дает свои научные результаты. Что и обусловливает его популярность в последнее время.

А. де Токвиль. Основоположник компаративной социолингвистики. Не отрицает поступательное развитие общества. Но есть одна глобальная тенденция – демократизация. Но она бывает либеральной, демократической и деспотической. Делает акцент на особенном – география, психология, религия, экономика, политическая система и т. д.

Демократия, согласно Токвилю, есть уравнивание угловой жизни. Шанс на то, чтобы повысить свой статус есть у каждого, но не каждый может найти в себе смелость им воспользоваться. Жесткие рамки постепенно уходят со временем. Либеральность / деспотичность зависит от численности аристократии в стране, которые регулируют морально-нравственный фактор в обществе.

В социологии и политологии учреждена премия имени Алексиса де Деквила. Завоевал Зиновьев.

Макс Вебер. «Протестантская этика и дух капитализма». Смысл развития общества в религии и её рационализации. Религия изначально исходит из того, что человек изначально грешен, и его путь – путь к спасению. Разные религии диктуют разные пути спасения.

Если нет общих идеалов и общих ценностей, то нет и общества. Наиболее рационализована та религия, где есть священный текс. Их он и сравнивает.

Озабочен конфликтом между наукой и религией, богатыми и бедными. Он ввел понятие социального действия – внутреннего мотива и ориентации на другого. Благодаря этому люди сплачивают свое общество и единство между собой. Закладывает основы «понимающей» социологии.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Й век. Правление Александра I. 1801-1825 | Мая 2012. Эмиль Дюркгейм. Общество держитя на осознание общественных ценностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.