Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гештальт-психология




Целостная психология включает в себя три направления:

1. Берлинская

2. Вторая Лейпцигская после Берлинской. Фолькент. Эксперименты с детьми.

3. Школа Курта Левина.

Предметом мышления становится решение задач. Метод экспериментальной интроспекции. Выступают по очереди экспериментаторами и испытуемыми. Вспоминали, что происходило в мире при решении внутренних задач.

Выяснилось, что не всегда мышление сопряжено с образами. Следовательно, существует безОбразное мышление.

Представления об ассоциациях элементов неверны. Представители Вюрцбургской школы показали, что задача формирует у человека некую установку, а уже эта установка направляет наши ассоциации.

Вюрцбургская школа прекратила своё существование в 30-е гг., исчерпали идеи. Некоторые их идеи нашли продолжения. Н. Ах первым стал говорить о мыслительных операциях. Систематическая интроспекция.

Макс Вертгеймер вместе со своими коллегами (Кёлер, Коффка, жена Коффки) провёл эксперимент, с помощью которого был описан фи-феномен. Выступили против идей элементаризма. Ощущений как актов сознания нет вообще. Возникает сразу целостный образ восприятия, гештальт.

В 1920-е гг. к гештальт-психологии присоединяется Курт Левин.

Параллельно с гештальт-психологией развивалась Лейбцигская школа Г. Фолькельт. Полагали, что гештальты формируется в процессе развития ребёнка.

Выделили единицы «комплекс качества» — единица нализа психики на более ранних стадиях развития, эмоц. характеристика образов. Исследовали смысловую сторону гештальтов.

Они доказывали гипотезу о том, что психическое развитие идёт от комплекса качеств к более осмысленным гештальтам.

Исследования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Ребёнок подставлял лесенку, если ему надо было что-то достать. А вот стул взять, который стоит рядом со столом, сложнее.

Целостно образующие факторы — чувства, определяют целостный образ.

Крюгер. Структура: душевные, духовные. Душевные — ценности конкретного человека. Объективно духовные — мораль, правила, искусство и т.д. Если духовные более развиты, то человек в целом более развит.

Одни расы более развиты, чем другие.

Выготский высоко ценил исследования этой школы. Рассматривал их результаты как доказательство своей концепции смыслового строения сознания.

Придавали большое значение чувствам, что получило отражение в гештальт-психологии.

Психическое развитие состоит из двух параллельных процессов: созревание по мере развития физических органов, созревание гештальтов и т.д. и обучение. Поэтому иллюзия взаимозависимости.

В 1912 году Максвел Вертгеймер обратил внимание на проблемы восприятия движущегося на встречу пространства. Он решил выйти на остановке во Франкфурте, организовал дома у Курта Коффки эксперимент, в котором участвовал он в качестве экспериментатора, Коффка, его жена и В. Кёлер, — в качестве испытуемых и участников дискуссии.

Грацкая школа. Эренфельс, Витосек и Бенусси (работали 1880-1910 в Грацком университете). Понятие гештальт-качества. Поставил проблему целостности. Первый считал, что свойства психического образа не сводятся к сумме свойств, которые его составляют. Образ = сумма ощущений + гештальт-качество. Например, мелодия или форма.

Представители этой школы не вышли за рамки структурализма, т.к. гештальт-качество — один из элементов.

Поставили первыми проблему построения целостного образа, субъектного целостного восприятия.

Фи-феномен (стробоскопический эффект).

Феноменология Гуссереля. → Субъективная феноменальная реальность. Иллюзия кажущегося движения (изображение на экране — это иллюзия, киноплёнка — ряд статичных кадров).

На экране было 2 прорези, в тёмной комнате они по очереди подсвечивались. Можно было найти такую скорость переключения подсветки так, что казалось, что это одна точка, которая перемещается. Если ещё увеличить скорость, то испытуемый видит 2 точки, между которыми колыхает что-то.

Если есть движение, то мы воспринимаем образ.

Считали восприятие ведущим процессом. Исследовали восприятие.

Вундт. Исходными считались ощущения, образ восприятия — синтез ощущений.

Целостный образ, форма, структура.

Гештальт имеет структуру, состоящую из фигуры и фона. Круг Рубина, ваза Рубина.

Можно выявить законы, по которым фигуры образуются. Наше восприятие стремится что-то объединять и воспринимать целостную фигуру.

Идея фигуры-фона стала переходить в область психологии памяти, в понимание детского развития, на психологию мышления.

Гештальт-психологи первыми начали поднимать проблему продуктивных процессов.

Творческое мышление, в отличие от репродуктивного, — такое решение задачи, когда субъект обнаруживает новый способ решения задачи (новый для субъекта).

В 1914 году В. Кёлер отправился не на войну, а на Канарские острова. Кёлер был разведчиком, поэтому на Канарских островах он выполнял задание. Но одновременно он ставил эксперименты с обезьянами. Присоединился Дункер и Майер.

Открытие «обходного манёвра». Книга М. Гарднера «Есть идея». Проводится боксёрский турнир (по олимпийской системе). На этот турнир приглашено 1225 боксёров. Нечётное количество… При оптимальной организации турнира сколько надо будет провести парных встреч? 1224, т.к. для того, чтобы остался один надо, чтобы выбыли 1224.

Функциональная фиксированность. Мы видим предмет только в одной функции.

1. Постановка условия, осознание проблемы.

2. Переструктурирование элементов.

3. Инсайт.

Лишим животное обходного манёвра, запрём обезьяну в клетке. Положим туда палку, а за клетку банан. На свободу выпускается обезьяний молодняк, и тогда, понимая, что остальные могут спокойно съесть этот банан, обезьяна «понимает», берёт палку и достаёт банан.

Творческое мышление:

1. человек решает проблему

2. отдыхает, происходит в бессознат. процессах проработка некоторых его вариантов

3. приходит решение проблемы

Интроспективный метод. Изучение восприятия. Феноменологическая интроспекция. Испытуемый должен занять позицию наивного наблюдателя.

Обезьяна эту задачу решит не при всех условиях, палка и банан должны оказаться одновременно в поле зрения. Это решается вдруг, т.е. инсайт.

Когда мы говорим о человеке, всё равно момент инсайта сохраняется. И такое ощущение, что это не человек мыслит, а мышление само мыслит. Поэтому инсайт формируется здесь и сейчас и переструктурируется без всякого синтеза.

Карл Дункер придумал метод рассуждения вслух. Малые творческие задачи. По каким-то причинам человек не может найти решения задачи, помогает лишь инсайт.

Книга Вертгеймера «Продуктивное мышление». Автором этой книги был Михель Вертгеймер (его сын).

Гештальт-психология перевернула взгляд на сознание. Были последователи этой психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.