Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карл Рэнсом Роджерс




Лекция 16-18. 21.11.2012

Семинар 5-6. 09.11.2012

Фрейд впервые обратил внимание на личность и на её внутренний мир. Конфликт между принципом реальности и принципом удовольствия. Бессознательное. Невроз.

1. Он понимал психическое развитие как мотивационно-личностное развитие.

2. Рассматривал развитие как адаптацию к среде. Среда всегда противостоит индивиду.

3. Силы психического развития врождённые и бессознательные.

4. Основные механизмы психического развития и основы личности закладываются в раннем детстве, и существенных изменений после этого не происходит.

Карл Густав Юнг

Создатель аналитической психологии. Внёс огромный вклад в развитие психотерапии.

Клиентом в аналитической терапии может быть любой здоровый человек.

Родился в семье протестанского священника.

Увлекался изучением мифов.

Поступил в университет на медицину.

Был очень эрудированным человеком. Разнонаправленные интересы.

Первый учитель Блёйер.

Понятия: Эго, Персона, Тень, архетипы анима, анимуса.

Эрих Фромм

Одиночество, изоляция, отчуждение.

Стремление подчинить себе что-то или кого-то.

5 потребностей:

1. в установлении связей

2. в преодолении. Искусство, созидание.

3. в идентичности

4. в стабильности и преданности

Социальные типы характера: продуктивные, непродуктивные.

Альфред Адлер

Переболел в 5 лет пневмонией.

Был самым отстающим учеником по математике в классе. Затем стал самым успешным. → Творческое Я в теории Адлера.

В 1911 году покидает психоаналитическое общество Фрейда.

Написал более 300 книг по психологии и психотерапии.

Клиент, а не пациент.

Феноменальное поле.

Тенденция к самоактуализации движет организмом даже несмотря на препятствия.

Организм будет оценивать свой опыт как некую реальность проживания (субъективная реальность).

Тенденция актуализации. Опыт может быть приятен или неприятен. Приятен тот опыт, который помогает актуализации, и неприятен, который мешает. Организм будет стараться вновь и вновь переживать тот опыт, который соответствует тенденции актуализации. Никто лучше организма не может знать, что ему нужно. Поэтому ребёнок, даже если он падает и ему больно, снова встаёт и идёт.

Маленький ребёнок нисколько не сомневается в том, что хочет есть, и будет орать, пока его не накормят.

Но когда ребёнок подрастёт, ситуация изменится. Ребёнок начнёт осваивать мир, у него появятся слова «я», «ты». Появляется стабильность его феноменального поля: «Я сам», self. «Я хотел бы себя найти», «Я себя не знаю». Т.е. self — очень важная часть субъективной реальности человека.

Когда начинает формироваться Я-концепция (представление о самости), то возникают потребности, которых раньше не было. А именно потребность в том, чтобы к его self позитивно относились (хвалили), и потребность, чтобы к самому себе хорошо относиться.

У ребёнка нет своих критериев для того, чтобы считать себя хорошим или нехорошим. Поэтому он вынужден пользоваться теми критериями, которые его окружают, мнениями других. Ребёнок вычленяет условия, при которых его считают хорошим.

Ребёнок хочет есть, но обед ещё не наступил. Он поглядывает на стол, а родители говорят: «Ты же хороший мальчик, а хорошие мальчики до обеда не хотят кушать». У ребёнка начинает выстраиваться идеальный образ, каким он должен быть. Но у родителей свои представления об идеальности. Поэтому ребёнок начинает отказывать своим реальным чувствам в пользу Я-концепции. Он скажет: «Я не хочу есть». Возникнет то, что Роджерс называл «неконгруэнтность человека». Т.е. несоответствие того, что человек переживает и того, что он знает об этом переживании, несоответствие опыта и Я-концепции. Эта неконгруэнтность порождает неопределённость, тревогу, сложные переживания.

Бывают острые случаи неконгруэнтности: несоответствие себя себе. Тогда надо обращаться к психологу.

А как предотвратить неконгруэнтность, когда мы воспитываем ребёнка? Как работать с такими пациентами?

Главное условие правильного развития — наличие одобрения. Условия проявления одобрения (принятие):

Если что-то плохо, то принятие должно быть безусловным. Ребёнок ни при каких условиях не должен сомневаться в родительской любви (что бы он ни делал).

«Мы любим тебя всякого, но то, что ты делаешь, нас очень огорчает, и мы бы хотели, чтобы ты этого не делал.» Нет оценок ни ребёнка, ни его действия. У ребёнка развивается эмпатия.

«Ты меня раздражаешь», — «Я раздражаюсь».

Именно принятие, т.к. чувства не могут быть правильные и неправильные. Нельзя сказать, что эти чувства не те, которые должны быть.

Полностью функционирующий человек — человек, который открыт опыту, доверяет опыту, другим людям. Это некоторый идеал, но движение в этом направлении означает развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.