Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Георгий Иванович Челпанов, эмпирическая психология




Естественнонаучное направление

Духовнофилософская психология

Отечественная психология

На рубеже 19-20 века наша психология была очень богата, были представлены важнейшие направления психологии, представлены наши разработки.

1. Духовнофилософская психология.

2. Естественнонаучная психология.

3. Эмпирическая, или идеалистическо-экспериментальная, психология.

В основном, творилась философами. Издавался философский журнал. В.С. Соловьёв, его ученики-последователи А.Ф. Лосев, братья Трубецкие, Бердяев, В.В. Розанов, Моренский и др.

В начале 20-х гг., когда была первая чистка профессуры университетов, эти люди по приказу Ленина будут вывезены за границу на знаменитом «философском пароходе», благодаря чему выжили. Эти люди стали возвращаться только в перестроечные годы.

Книга Лосева о Соловьёве в Москву не поступала, её распределили по деревенским книжным магазинам.

Когда Зинченко стал пытаться создавать новую антропологию для нашей психологии, он упоминал Бердяева, Бернштейна и Выготского.

Заинтересованные физиологи: И.М. Сеченов (умер в 1905), В.М. Бехтерев (в 1885 году создал лабораторию в Казани на идеях Вундта), И.П. Павлов (некоторое время назывался психологией животных, затем антипсихологист), Ухтомский (теория доминанты) и другие.

Школа Бехтерева: А.Ф. Лазурский (умер в 1917 году). Первым ввёл понятие «отношение» в психологию. Разрабатывал типологию характеров. Естественный эксперимент. Создатель нашей психологии личности, дифференциальной психологии.

В.А. Вагнер в Москве. Беляев «Приключения профессора Вагнера».

Одесский психолог Н.Н. Ланге. Создатель экспериментальной лаборатории в Одессе. Создал теорию восприятия и волевого внимания.

Были свои педологи, психоаналитики и другие.

Первоначально пытался продолжать идеи Вундта. Поэтому эмпирическая, основанная на опыте, психология. Идеалистическая экспериментальная психология.

У него было много учеников, потом они почти все ушли из этого направления.

Вместе с ним пришёл А.А. Смирнов, создатель своей теории памяти.

В институте с Челпановым работала Н.Н. Ладыгина-Котц (книга «Дитя шимпанзе и дитя человека»). Она с мужем взяла к себе на воспитание шимпанзёнка. Через пять лет после смерти шимпанзе у них родился сын. Сопоставление фотографий.

Г.Г. Шпехт был учеником Челпанова.

Работал с ним К.Н. Корнилов.

После революции у новой власти не сразу дошли руки до науки, но всё-таки дошли. Начались репрессии. Стало постепенно понятно, что психология должна переходить на философию марксизма. Но это не помешало развиваться. Например, Выготский был творческим марксистом: «Я не хочу цитировать Маркса, я хочу понять, о чём он говорил».

П.Я. Гальперин сказал: «Мы говорим, мы стоим на позициях марксизма. Мы на них не стоим, мы на них лежим», — 1970-е гг.

П.П. Блонский, ученик Челпанова по Киеву, предал его. Он до революции занимался проблемами философии. Потом он стал «кодироваться», политизироваться. Стал заявлять себя как марксист. Блонский вовремя вышел из СР, вовремя поддержал учредительное собрание, вовремя осудил забастовку Москвы и Петрограда, вовремя ушёл из педологии (в 1935, а в 1936 было постановление). В 1936 Блонский пошёл в ЦК высказывать протест.

Работы Блонского «Реформа науки», «Очерк научной психологии». Например, «Буржуазная наука — это миф. Вундт в психологии не позволяет подойти к проблеме характера психологии, буржуазия не хочет, чтобы другие понимали их характер, поэтому и не позволяет. Что же предмет психологии? Будем строить психологию без души. Предмет психологии — поведение».

Марксизм — учение Маркса, Ленина и Энгельса. Марксизм менялся. Он начинался как гуманистически ориентированная философия. Он состоит из трёх частей:

1. марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм и исторический идеализм. Гегелевская диалектика, материализм Фейербаха. Диалектика — это учение о развивающейся идеи, развитие себя познающего разума. Сознание вторично, материя первична. Идея классовой борьбы. Бытие определяет сознание. «В известном смысле можно сказать, что труд создал самого человека». Человек существует в обществе, с которым он связан отношениями, он есть совокупность общественных отношений.

2. политэкономия

3. научный коммунизм (переработка идей социалистов-утопистов, напр., Оуэн, Фурье и др.) Всеобщее равенство, справедливость по потреблению. Общины, которые пытались жить по законам Фурье, обычно разваливались. От каждого по способностям, каждому по потребностям. Свобода всем в условиях свободы каждому.

Блонский. Орудийное поведение. Человек технический, орудийное поведение надо изучать как историческое поведение. Он первым предложил использовать это в статистике. Полный отказ от самонаблюдения.

Написав свои работы, Блонский обратился к педологии (сотрудник Крупской), затем в 1936-1941 занимался психологией памяти. Он показал, что разные типы памяти (двигательная, эмоциональная и др.) — этапы, которые ребёнок проходит в развитии. Не общался со своими коллегами за пределами института.

В 20-е гг. главным предметом нашей психологии было поведение.

Программу новой психологии предложил другой ученик Челпанова, Константин Николаевич Корнилов (1879—1957).

Это был учитель, который пришёл с Алтая и стал профессором университета.

Говорят, что Челпанова отговаривали от того, чтобы он помог Корнилова сделать профессором.

На первом съезде выступил с докладом психология-марксизм, Корнилов назначен вместо Челпанова директором института.

Он предложил науку реактология — учение о реакциях. Эту науку Корнилов начал развивать вместе с Челпановым. Возможно ли соединить сознание и реакцию? В реакции воплощается единая энергия, но эта энергия может распределяться.

У самого Корнилова это вылилось в типичный бихевиоризм.

Книги по реактологии выходили до революции, про Маркса там ничего не было. А в последней книге в предисловии он написал про Маркса, приверженность её идеям и т.д. (при том же содержании).

А.Р. Лурия вспоминал романтизм: менять название табличек аудиторий…

А.Н. Леонтьев рассказывал, как Корнилов стал директором, а Леонтьева послал в Питер к Павлову изучать его теорию. Павлов не разговаривал с Леонтьевым после того, как узнал, что Челпанова сняли с поста директора.

Челпанов, уйдя из института, проводил эксперимент. Он стоял у института и спрашивал: «Вы меня знаете», — а его никто не знал, либо боялись узнавать. Но от него отвернулись не все. Например, его ученик Г.Г. Шпет. Он знал 12 языков. Создал кабинет этнопсихологии в институте. Стажировался у Гуссереля. Феноменология — наука о феноменах сознания. Он изучал культурную феноменологию: по изучению языка можно судить о культурном изменении сознания.

Сначала его работы не публиковались. Шпет сильно повлиял на Выготского, они очень похожи. Он был президентом Академии художеств (ГАХТ). Он был проректором актёрской академии Станиславского.

Шпет пригласил в ГАХТ Челпанова. В 1935 году сын Челпанова и Шпет были арестованы. Сына расстреляли, но семья от него это утаила. Но смерть ученика сильно на него повлияла, в 1936 году Челпанов умер.

Сибирь отдаёт России то, что Россия туда ссылала.

Повторное обвинение Шпета без права переписки, Шпета расстреляли. Семья узнала об этом только после войны.

Балерина Екатерина Максимова — внучка Шпета, жена Владимира Васильева.

Корнилов стал менять состав института. Он был зорок на талантливых людей. В 1924 году в психологический институт был приглашён в качестве учёного секретаря человек 22 лет из Казани. Он занимался проблемами реакций. Его звали А.Р. Лурия. В 1924 году на втором съезде по психоневрологии Лурия заметил Л.С. Выготского, Лурия уговорил Корнилова пригласить Выготского в институт. Затем к ним присоединился Леонтьев. Это знаменитая тройка, которая будет основывать школу Выготского. Также работал Бернштейн и другие талантливые люди.

Затем к ним присоединятся Морозова, Божович, Славина и.., Запорожец.

1920-е гг. развитие психологии в Ленинграде. Психоневрологический институт Бехтерева, сотрудники: Н.М. Щелованов, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев.

Н.М. Щелованов вместе с Бехтеревым занимался комплексными лонгитюдными исследованиями детского развития. М.Я. Басов в контексте питерской школы разрабатывал теоретически концепцию человека как деятельности.

В 1927 году скончался Бехтерев, причина кончины до сих пор не установлена. Его рефлексология на этом почти прекращает развиваться. Вскоре уйдёт из жизни Басов. Школа претерпевает изменения.

Ананьев не будет продолжать развивать идеи Бехтерева.

В Питере Павлов (умер в 1936 году), антипсихологист. Павлов часто не очень благожелательно отзывался об экспериментах Бехтерева.

Павлов сын священника, сам получил духовное образование, был верующим человеком. Он прославился в мире своими идеями в области кровообращения и пищеварения. Был первым русским Нобелевским лауреатом. С начала столетия стал разрабатывать концепцию рефлексов на собаках.

Он очень своеобразно относился к революции и её последствиям. Он был фанат науки, отдавал все свои деньги на науку. Отказывал себе в нормальной семейной жизни. Он стал носить с 1919 года царские ордена. Он открыто говорил, что он не материалист, заявлял, что верит в бога. В 1920 году писал: «Эксперименты, которые проводятся над народом, ещё жёстче, чем эксперименты над собаками». Репрессий не последовало, но Ленин приказал выделить деньги на содержание над собаками.

Он весьма уважительно относился к конкурентам, например, говорил, что эксперименты Торндайка интереснее, чем его.

Не понимал гештальт-психологию.

По Павлову мозг — это очень простая вещь, поступил сигнал, переключился механизм.

Он был очень вспыльчив, очень отзывчив.

Сталин удерживал на свободе некоторых людей, на которых были заведены уголовные дела. Например, писатель Оренбург, Булгаков, Пастернак, Павлов…

В 1920-е года в Грузии начинаются разработки теории Узнадзе, бурно развивается психоанализ.

Но основным предметом нашей психологии было поведение.

1930-е годы.

Страна становится закрытым обществом. Обвинение против не-марксистов становится публичным аргументом. У психологов это началось с Ананьева, он начал обвинять Выготского в не-марксизме. Выготский умер в 38 лет.

В науке стали появляться комиссары, которые закончили академию Красной профессуры. Например, Презан в генетике, в психологии Колбановский (зам. директора психологического института). Колбановский отслеживал, чтобы не проникал немарксизм. А.В. Петровский «Психология и время».

1936 год постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроссов».

Педология. Ст. Холл, основатель детской экспериментальной психологии. Он провозгласил принцип педоцентризма (всё вокруг ребёнка). Прошла по штатам, по Европе. Это целостная наука о ребёнке, всё что можно о ребёнке. Это комплексная дисциплина. Педологами были многие психологи.

Это постановление оказалось для многих неожиданным, также неожиданная аргументация. Например, «Педологи рассматривают развитие ребёнка в неизменной среде», — но это не так.

Сын Сталина показывал плохие результаты по педологическим тестам. Плохо учился, плохо себя вёл. Но Сталин, наверное, не дал явного указания насчёт педологии.

Педологию поддерживала Крупская, она выступала для Сталина фигурой ненавистной, т.к. она была как бы символом Ленина. Проводились социологические исследования, кто наиболее популярен, оказалось, Ленин. Крупская (она возглавляла ЦКК) полагала, что ЦКК оказывается выше, чем ЦК. Возможно, постановление было против Крупской.

Ещё одна версия. Педология как бы не встраивалась в то, что массы важнее, чем индивидуальность. Тестирование, разные особенности. (Психотехника так же исчезла в те годы.) Это была неудобная наука, педология была первой репрессированной наукой.

У Павлова стали возникать интересные термины. Например, рефлекс цели, рефлекс свободы.

Интересно, что это постановление до сих пор не отменено. Поэтому в любой момент тот, кому это удобно, может натянуть поводья и сказать, что то, чем психологи занимаются, незаконно и т.п.

Кроме одного человека отрёкся весь педологический институт в Ленинграде (кроме Эльконина). Он был вызван к себе Жданиным (третья величина после Сталина). Эльконина сняли с работы, но не убрали из просвещения.

С 1936 по 1976 год исчезла практическая психология, слово «тест» стало ругательным.

Г.И. Сытин придумал речёвки (вербальные послания).

В практике мы очень отстали от других стран.

В начале 30-х гг. распалась школа Выготского. В архивах Выготского обнаружено письмо, в котором Леонтьев предлагает Выготскому работать в школе в Харькове. Леонтьев писал, что, возможно, ему придётся порвать с Лурией.

1930-е гг. Харьковский период. Появление теории деятельности Леонтьева. Главным предметом исследований становится деятельность.

В эти же годы на один из первых планов нашей психологии выходит Рубинштейн. Профессиональный философ высокого уровня. Специалист по немецкой классической философии (в неокантианской школе).

Басов пригласил Рубинштейна приехать в Ленинград, быть зам. директора по научной работе. Рубинштейн крупной фигурой становится постепенно. Появляются статьи, где он обозначает принцип единства сознания и деятельности. Книга «Основы общей психологии», — удостоена Сталинской премии. Рубинштейн был первым психологом, который удостоился премии такого уровня.

Его не задевают педологические установления, т.к. он никогда этим не занимался.

Поговаривают, что психология могла исчезнуть, но во многом их спасла война, где они подтвердили свою нужность.

Огромную часть психологического института отправили в ополчение. Вернули тех, кого могли, но многие люди уже погибли. Была эвакуация психологического института. После снятия Корнилова в начале войны это была как бы бесхозная организация. Во главе института стал выбранный человек, а именно А.Н. Леонтьев. Он эвакуировал институт в Ашхабад, затем под Свердловск.

Леонтьев: «Если у вас есть проблемы дома, не ходите на работу», — все ходили.

Психологи проявили себя как люди значимые:

1. Военная маскировка. Специалисты по военной маскировке.

2. Теплов «Ум полководца». Разработка психологии в направлении практического мышления.

3. Лурия организует под Челябинском госпиталь, где занимается реабилитацией военных с черепно-мозговой травмой.

4. Леонтьев восстанавливает движение человека после физической травмы. Опирается на идеи Бернштейна. Нужна предметная деятельность.

В 1943 году выясняется, что директором института назначен Рубинштейн (а Леонтьев думал, что он директор). Рубинштейн остался директором до 1945 года. В дальнейшем отношения у них будут плохими, «загадочными». Рубинштейн пытается консолидировать психологические силы страны. Он открывает кафедру психологии, где начинает функционировать психологическое отделение института. До этого не было психологического образования.

Кафедру Рубинштейн возглавлял до конца 50-х гг. В 1945 году создал сектор философии в институте психологии. Была академия наук СССР, были академии отраслевые. Психологию курировала академия педагогических наук. До сих пор он ПИРАО. Но никто никогда не вводил психологию в эту главную академию. Философия тоже относилась к введению академии.

Среди психологов никогда не было академиков (жили в Питере) и даже член-корреспондентов (жили в других городах). Сейчас член-корреспондент на ступеньку ниже.

В.С. Мухина сказала, что получает академическую стипендию 500 рублей. 2 месяца и можно купить запорожец. Многие сотрудники ЦК очень любили быть академиками.

Рубинштейн смог стать первым член-корреспондентом в психологии. Т.е. психология приобретает статус.

Во время войны ежовые рукавицы были отпущены. Но потом пошла новая волна. Наши солдаты посмотрели, как живут люди в Европе. Вернулись со своими представлениями о том, как надо жить. Репрессии пошли и в народ.

1948 год — разгон генетики. Наука должна быть коммунистической. Коммунистическая математика, биология.

Борьба с космополитизмом. Люди мира, не патриоты. Национализм. Много людей попало под это обвинение.

Павловская сессия (объединённая сессия, посвящённая Павлову). Неблагодарные ученики. Например, Лысенко. В результате этой сессии были сняты с работы многие выдающиеся учёные: профессор Анохин, Н.А. Бернштейн (в 30-е гг. стал противником павловского понимания рефлекса), Эльконин, Рубинштейн. Эльконину повезло, потому что Сталин умер в 1953 году.

Мещеряков возглавлял волнения студентов. Сотрудники и студенты кафедры ополчились против Рубинштейна. Его лишили Сталинской премии, он оказался вне психологии на несколько лет.

Начинается эра Леонтьева (до 1979 года, его кончины).

Он создаёт в 1965 году факультет психологии в МГУ. В 1966 ему удастся организовать в Москве 18-ый международный психологический конгресс — возобновление связей советской и зарубежной психологий.

После смерти Леонтьева начались дела другого порядка, т.к. когда он был жив, против него мало кто выступал.

Начинается борьба между школами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.