Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и типология потребностей




Тема 3. Спрос как объект маркетинга

Вопросы:

3.1. Понятие и типология потребностей

3.2. Типы потребителей

3.3. Моделирование потребительского / покупательского поведения

3.4. Понятие и виды спроса

3.5. Факторы и закономерности спроса

3.6. Консьюмеризм и его значение для маркетинга

Потребность является объектом изучения и формирования для маркетинга. Рас­смотрим основные понятия, используемые маркетингом и связанные с потребностью.

Таблица 3.1 Основные понятия

 

Понятие Определение
Нужда Чувство, что недостаток чего-либо наносит ущерб хозяйству или об­разу жизни потребителя.
Потребность Осознанное (принявшее специфическую форму в соответствии с личностью) чувство нужды, необходимости или желание.
Потребитель Субъект рынка, использующий материальные или духовные блага для собственных целей, но не для перепродажи. Это понятие не идентично понятию «покупатель»: процесс покупки и потребления может осуществляться как одним, так и несколькими субъектами.
Потребление Процесс использования материальных или духовных благ, услуг для удовлетворения потребностей.
Спрос Потребность, предъявляемая на рынок и подкрепленная деньгами.

Рис. 3.1 Взаимосвязь основных элементов формирования и реализации спроса

 

Различие между нуждой и потребностью довольно условно. Зачастую в маркетинге эти понятия даже подменяются друг другом. Так, нередко говорится о потребности в об­щении, потребности в перемещении из одного пункта в другой, потребности в пище. Од­нако, если исходить из данных определений, то все перечисленное - это различные нужды человека, в то время как потребности (т.е. нужда, принявшая специфическую форму) -это, например, посещение ночного клуба с друзьями, поездка на общественном транспор­те и желание съесть жаркое.

Исследование потребностей в маркетинге необходимо, чтобы:

_________ понять причины возникновения и изменения потребностей;

_________ выявить структуру потребностей и их взаимосвязь;

__ определить перспективы и коммерческие возможности удовлетворения по­требностей.

Для того чтобы четко ориентироваться в структуре потребностей, необходимо в первую очередь, выявить факторы, влияющие на их формирование и развитие. Среди наи­более действенных факторов выделяют:

_ исторические;

_ национальные;

_ географические;

_ возрастные;

_ социально-групповые.

Рис. 3.2. Факторы, влияющие на формирование и развитие потребностей

Таблица 3.2 Классификация потребностей

Признак классификации Вид потребности
По историческому месту потребления прошлые настоящие будущие
По степени настоятельности насущные ненасущные
По степени сопряженности слабо сопряженные сопряженные сильно сопряженные
По степени удовлетворения удовлетворенные частично удовлетворенные неудовлетворенные
По уровню взаимосвязи товаров в процессе удовлетворения потребности простые сложные
По степени выраженности явные скрытые
По степени активности действий, необходимых для удовлетворения потребностей активные пассивные

Потребность как объективное явление характеризуется рядом закономерностей.

Дифференциация потребностей проявляется, например, в их возрастных различиях. По этому признаку различаются как абсолютный уровень, так и структура потребности. Для оценки возрастных различий потребности используется шкала потребностей, которая не аб­солютна и пересматривается в зависимости от места, времени и конкретных условий. В целом жизненный цикл потребностей напоминает асимметричную параболическую кривую: по­требности возникают с момента появления человека на свет (а фактически - еще до этого мо­мента), растут по восходящей линии до какого-то момента (пика потребностей, приходящего­ся на период расцвета физических, духовных и профессиональных качеств человека), затем начинают постепенно сокращаться вплоть до момента ухода из жизни.

Каждому этапу жизненного цикла потребностей должна соответствовать опреде­ленная маркетинговая политика, направленная на максимальное удовлетворение этих по­требностей с учетом их масштабов и структурной специфики.

Рис. 3.3. Жизненный цикл потребностей

Установлена и зависимость потребности от уровня доходов. В маркетинге данная закономерность, в частности, проявляется в форме затухающей кривой роста потребления по мере увеличения дохода, а следовательно, и уровня удовлетворения первичных по­требностей. Этот процесс можно смоделировать регрессионным уравнением полулога­рифмической функции: Yx = a + b lgx, где y - спрос, x - доход.

Рис. 3.4. Зависимость потребления от изменения дохода семьи (в расчете на душу населения)

Потребность в товаре зависит также и от получаемой полезности. Одним из постула­тов теории предельной полезности является утверждение, что мотивом формирования по­требности служит стремление получить удовлетворение (релаксацию). Под собственно пре­дельной полезностью понимают величину добавочной полезности, полученную от единично­го прироста величины потребления некоторого блага при прочих равных условиях. Принцип убывания предельной полезности гласит: чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения его потребления.

Среди закономерностей потребности следует отметить также закон возвышения потребностей: каждая следующая потребность удовлетворяется на более высоком уровне (исключение составляют потребители-консерваторы, но их на целевом рынке, как прави­ло, не более 5%).

Важно знать, что в процессе удовлетворения потребностей действует закон взаим­ного страхования поколений: каждое поколение первоначально удовлетворяет свои по­требности за счет старшего (родительского) поколения; это происходит до определенного момента, когда новое поколение само начинает отдавать долги старшему и берет на обес­печение следующего нового поколения. Этот процесс непрерывен. В его осуществление вмешивается государство (пенсионное обеспечение, помощь детям и т.п.), он является ос­новой воспроизводства жизни и самих потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.