Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сегментация рынка. Маркетинговое изучение спроса имеет конечной целью, как правило, его целена­правленное регулирование




Маркетинговое изучение спроса имеет конечной целью, как правило, его целена­правленное регулирование. Такое регулирование будет эффективным, если будет диффе­ренцировано по различным группам потребителей.

 

Сегментация (сегментирование) - процесс разделения рынка на группы потребителей по зара­нее определенным признакам, позволяет сконцентрировать средства на наиболее эффективном на­правлении (наиболее привлекательном сегменте - по правилу Парето). Сегмент рынка - однородная совокупность потребителей, одинаково реагирующих на то­вар и маркетинговые действия. Целевой сегмент (рынок) - сегмент, выбранный в результате исследования рынков сбыта той или иной продукции или услуги, характеризующийся минимальными расходами на маркетинг и обеспечивающий для фирмы основную долю результата ее деятельности (прибыли или других критериев цели вывода на рынок товара или услуги).

 

Задачей сегментации может быть определение: ■ незанятой рыночной зоны (где нет конкуренции или она слаба); ■ зоны активной покупательской реакции на маркетинговые действия; ■ рыночной зоны, где норма прибыли выше средней.

Сегментацию проводят чаще всего крупные и средние фирмы. Малые фирмы, как правило, ориентируются на рыночную нишу - более узкий участок рынка (сегмент в сег­менте), где уникальность (оригинальность) товара или формы обслуживания позволяет фирме быть конкурентоспособной. Как правило, это участки, открывающие перспективы роста для самой фирмы или неперспективные по емкости для крупных фирм.

Ниша называется вертикальной, если товар (товарная группа) удовлетворяет по­требности разных групп населения; горизонтальной - если используются различные това­ры (услуги), расширяется ассортимент.

Первым шагом при проведении сегментации является выбор признаков (критериев) сегментации. Существуют определенные отличия между признаками сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и т.д.

Как правило, для сегментации (по сути, статистической группировки) рынков по­требительских товаров используют следующие критерии:

географический;

демографический;

психографический (тип личности, образ жизни, мораль, социальная группа);

поведенческий (время признания товара, реакция на изменение условий про­дажи, рекламу).

Таблица 4.17 Основные критерии сегментирования российского потребительского рынка

Критерий Переменные Типичное деление
  сегментирования  
Географический Регион Область Район Размер города или населен­ного пункта Плотность Климат Западная Сибирь, Урал и т.п. Московская, Рязанская, Тульская и др. Коломенский, Воскресенский и т.д. Менее 5000, 5000-49999 и более жителей. Город, пригород, сельская местность Северный, южный
Демографический Возраст Пол Размер семьи Состав семьи Жизненный цикл семьи Уровень доходов в месяц Род занятий Образование Религия Национальность Миграционные особенности До 6 лет, 6-11, 12-19 и более лет Мужской, женский 1 чел., 2 чел. и т.д. Одинокий; женатый; без детей и т.д. Меньше года, 1 год, 5 лет и др. Менее 1 тыс. руб., 1 - 2тыс. руб. и т.д. Менеджеры, служащие, продавцы, мастера и т.д. Начальное, среднее и т.д. Христиане, мусульмане, иудеи и.д. Русские, татары, евреи, белорусы и т.д. Местный житель, приезжий (приезжает на работу, приехал на жительство 1 год, 5 лет.назад)
Поведенческий Регулярность покупок Полезность покупки Статус пользователя Степень использования Приверженность марке Готовность к совершению покупки Средство побуждения к по­купке Регулярные, по особому поводу и т.д. Экономия, удобство, престиж и т.д. Непользователь, бывший пользователь, по­тенциальный пользователь и т.д. Малая, средняя, высокая Отсутствует, средняя, сильная, абсолютная Ничего не знает, знает кое-что, информиро­ван, заинтересован и т.д. Качество, цена, сервис, реклама
Критерий Переменные сегментирования Типичное деление
Психографический Социальный класс Стиль жизни Тип личности Моральные ценности Низший, верхний слой низшего, нижний слой среднего и т.д. Упорядоченный, свободный, беспорядочный Импульсивный, обязательный, авторитар­ный, честолюбивый Семья, дети, свобода передвижения, свобод­ная любовь и т.д.

При сегментации рынка продукции производственного назначения используются следующие критерии:

демографический / географический;

операционный;

закупочный;

ситуационный;

покупательский.

Таблица 4.18 Основные критерии сегментирования рынка продукции производственного назначения

Критерий Переменные сегментирования Типичное деление
Демографический Отрасль Размеры потребителей Местонахождение Автомобилестроение и т.п. Численность, объем выручки.. $ млн и т.п. Западная Сибирь, Урал и т.п.
Операционный Технология потребителей Статус пользователей Объем требуемых товаров Комплектующие, полуфабрикаты и т.п. Высокая, средняя, низкая активность потребления и т.п. Большие / малые партии поставок и т.п.
Закупочный Организация снабжения Профиль компании Структура отношений Политика в области заку­пок Критерий закупок Централизованная, децентрализованная Промышленные, финансовые и т.д. Существующие, новые, постоянные клиенты Получают товар на основе лизинга, комплектные поставки, т.п. Качество, уровень обслуживания, цена, сро­ки поставки и т.д.
Ситуационный Срочность Область применения Размер заказа Срочно, предварительный заказ и т.п. Товары по прямому назначению или широ­кие варианты использования $млн, млн т и т.п.
Покупательский Сходство покупателя и продавца Отношение к риску Лояльность Сотрудники покупателей схожи / несхожи по многим признакам с сотрудниками фирмы Любят рисковать, избегают опасностей Высокая / низкая «преданность» поставщикам
Например, производители компьютеров могут сегментировать рынок компьютеров по на­правлениям их использования / области применения (ситуационный критерий)—требования различных организаций к техническим и программным продуктам определяются целями их использования.
         

Сегментация может осуществляться как на основе одного, так и с последователь­ным применением нескольких показателей (табл. 4.19).

Таблица 4.19

 

Продавец Сегментация по конечному применению Сегментация по принципу применения Сегментация по объему потребления
Производитель металла Автомобили Комплектующие, полуфабрикаты Большое

В Украине значительное распространение получило сегментирование потребителей в зависимости от их платежеспособности.

После выявления рыночных сегментов оценивается степень их привлекательности и осуществляется выбор целевых сегментов и маркетинговых стратегий охвата по отно­шению к ним. При этом компании необходимо решить:

• Сколько сегментов следует охватить?

• Как определить самые выгодные для нее сегменты?
Привлекательность сегментов складывается из следующих факторов:

 

1. Общий объем сегментов.

2. Показатель темпов роста в год.

3. Доля прибыльности (в динамике за несколько лет).

4. Интенсивность конкуренции.

5. Технологические требования.

6. Влияние инфляции.

7. Энергоемкость.

8. Воздействие окружающей среды.

9. Социальный аспект.

 

10. Политический аспект.

11. Юридический аспект.

Кроме привлекательности сегментов при их оценке необходимо учесть:

1. Возможность изменения потребителями в сегменте своих предпочтений. Для обслуживания покупателей, чьи потребности не были удовлетворены или были удовле­творены не полностью, требуется значительно меньше усилий, чем для привлечения по­требителей, имеющих стойкую приверженность к другому товару.

2. Необходимо учитывать финансовое положение потребителей. Фирма должна ориентироваться на потребителей, тратящих достаточные суммы денег на приобретение определенных товаров преданным марке.

3. Целесообразность освоения сегмента определяется также с точки зрения воз­можностей компании, т.е. имеющихся у нее свободных ресурсов (потенциала): матери­альных, финансовых, научных, технических и т.д.

 

Основными условиями эффективной сегментации являются: ■ измеримость сегмента (возможность измерить характеристики и границы); ■ доступность (возможность использовать имеющийся канал товародвижения и приемле­мые для фирмы методы продвижения товара); ■ выгодность (большая емкость сегмента на длительную перспективу).

Существует и моральная сторона выбора целевых рынков: необходимо учитывать, кто составляет рыночный сегмент (например, дети) и какое воздействие с моральной точ­ки зрения на этих потребителей приемлемо (воздействие на детскую психику).

После оценки привлекательности сегментов и определения целевых из них компа­ния может воспользоваться тремя стратегиями охвата рынка:

• недифференцированный маркетинг,

• дифференцированный маркетинг,

• концентрированный маркетинг.

Недифференцированный маркетинг - обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. Недифференцированный маркетинг обеспечивает экономию средств. Узкий ассортимент товаров позволяет поддержать на низком уровне стоимость производст­ва, хранения, транспортировки, затрат на стимулирование, рекламу. Трудности возникают при разработке товара или товарной марки, которая бы удовлетворяла всех потребителей.

Дифференцированный маркетинг - выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них. Дифференцированный марке­тинг порождает, как правило, большие объемы продаж, по сравнению с недифференци­рованный маркетингом.

 

Компания General Motors стремится производить автомобили для различных потребите­лей. Используя разнообразные товары и маркетинговые подходы, она нацелена на увеличение объ­емов продаж и усиление своей позиции внутри каждого рыночного сегмента.

Рис. 4.10. Три варианта стратегии охвата рынка

Концентрированный маркетинг - концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного или на нескольких субсегментах / нишах (рис. 4.10). Концентрированный марке­тинг привлекателен, когда ресурсы компании ограничены. С помощью концентрированного маркетинга компания достигает в обслуживаемых ею сегментах (или нишах) более сильной рыночной позиции, т.к. обладает лучшими знаниями потребностей, характерных для данных сегментов, имеет преимущества специализации в выпуске и стимулировании сбыта. Вместе с тем концентрированный маркетинг сопровождается высокой степенью риска.

 

Высокая норма прибыли, престижность и отсутствие конкуренции на рынке спортивных автомобилей привлекли на этот рынок Mazda, Toyota и Honda, что составило угрозу специализа­ции компании Porsche.

 

Сегмент может иметь различные границы и может меняться от рынка в целом (массовый маркетинг) до конкретного покупателя (индивидуальный маркетинг). Индиви­дуальный маркетинг применяется на рынке предприятий, например, при продажах через Интернет.

 

Индивидуальный маркетинг и Интернет. Джерри Уинд (Jerry Wind) из Уартона, директор Центра изучения новых методов управ­ления, и его соавтор Виджай Махаджан (Vijay Mahajan), профессор маркетинга из расположен­ного в Остине, штат Техас, Колледжа делового администрирования, изучают влияние электрон­ного маркетинга на основы ценообразования. По их мнению, стремительное развитие Интерне­та подталкивает перемены. «Перепрограммируются не только наши компьютеры, но и сами клиенты, —утверждает Уинд. —Новые «киберклиенты» ведут себя как инопланетяне, попавшие в условия земных рынков. У них совершенно другие ожидания, они по-другому строят отношения с компаниями, в которых приобретают продукцию и услуги». Достаточно сказать, что «киберклиенты» ожидают персональной подгонки любого то­вара, — от продукции и услуг до информации и цен, которые они готовы платить. И, благодаря новым каналам получения информации, открытым с помощью современных технологий, они бо­лее информированы и требовательны по сравнению с предыдущими клиентами. «Электронные» клиенты умеют сортировать товары по нужным характеристикам, стоимости, качеству компонентов, функциональности. Они пользуются средствами поддержки и пробными версиями, активно перенимают опыт других пользователей. «В проигрыше останут­ся компании, которые не смогут соответствовать запросам и ожиданиям этих клиентов».

Важно отметить также, что границы сегментов постоянно меняются, поэтому ис­следование сегментов необходимо проводить с определенной периодичностью.

Необходимо планировать последовательность освоения сегментов: в начале определяется «точка опоры» на рынке, затем - методы закрепления на рынке и дальнейшее расширение ассортимента.

 

Фирма «Тойота», на автомобильном рынке начинала с представления малолитражек, по­следовательно перешла на внедрожники, после чего предложила автомобили высшего класса мар­ки «Лексус».

Существует стратегия выхода на новые сегменты с отработанным товаром (например, выход на новые географические сегменты). Возможно также применение мегамаркетинга -стратегии координации экономических, психологических, политических и общественных воздействий, направленной на установление сотрудничества с политиками (политическими партиями) для выхода на определенный рынок и /или эффективной работе на нем.

 

Примером может служить выход на российский рынок американской авиационной техники. Американские компании с помощью российских чиновников тормозили внедрение российской авиатех­ники, активно продвигая свои самолеты, в том числе и устаревшие (DC-10), используемые только в третьих странах.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.