Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевая сфера личности




Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Если, например, чело­веку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое не­желание, он заставляет себя систематически выполнять назначен­ное лечение. Другой пример: студенту хочется сходить на дискоте­ку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к зав­трашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний ус­пех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях об­щения. Например, человек нам неприятен, но от него объективна зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для даннной ситуации психологическую "маску" и как результат добиваемся своего.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типич­ных ситуациях:

необходимо сделать выбор между двумя или несколькими оди­наково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом;

несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигать­ся по пути к намеченной цели;

на пути практической деятельности человека возникают внутрен­ние (боязнь, неуверенность, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

Иными словами, воля (ее наличие или отсутствие) проявляет­ся во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием решения. Воля— это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

В качестве основных функций воли выделяют:

выбор мотивов и целей;

регуляцию побуждения к действиям при недостаточной ими избыточной их мотивации;

организацию психических процессов в систему, которая аде к ватна выполняемой человеком деятельности;

мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Воля как феномен человеческой психики еще в античное) и привлекала внимание мыслителей. Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением спо­собный изменять ход поведения: инициировать его, останавли­вать, менять направление и темп. Однако мыслители античности, а позднее и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие "воля" по­глощалось понятием "логика". По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения. В период средневековья существовал обряд экзориса — изгна­ния дьявола. Человек в те времена воспринимался лишь как пас­сивное начало, в котором воля проявлялась в виде добрых и злых духов (порой даже персонифицированных). Такое понимание воли было обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в поведении С.И Рогов отме­чает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например шаманом — челове­ком, который общается с духами предков; кузнецом — челове­ком, которому подвластна сила огня и металла; разбойником — человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.

Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных ценностей ко­торой является свобода воли. Появляется новое мировоззрение — экзистенциализм, "философия существования", согласно кото­рому свобода — это абсолютная, свободная воля. М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр и А.Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.

В России интересную трактовку воли представил И.П.Павлов, рассматривая волю как "инстинкт" (рефлекс) свободы. Как ин­стинкт свободы воля выступает не меньшим стимулом поведе­ния, чем инстинкты голода или опасности.

Много споров возникло и возникает по вопросу сознательного или бессознательного происхождения понятия "воля".

Сторонники идеалистических воззрений истолковывали как феномен воли присущую человеку способность к самостоятельно­му выбору цели и способов ее достижения. Способность же прини­мать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали как результат действий стоящей за этими акта­ми иррациональной силы.

В свое время немецкие философы А.Шопенгауэр и Э.Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являют­ся все психические проявления человека.

Психоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая энергия человека, превращенная в психическую. Фрейд отождествлял эту энергию с психосексуальной энергией полового влечения — бессознательным либидо, объясняя тем са^ мым человеческое поведение сначала "окультуренными" проявлеУ ниями этой жизнеутверждающей силы (Эрос), а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти (Тантос).

Сторонниками теории о воле как об особой надприродной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие изве­стные психологи, как В.Вундт и У.Джеймс.

Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отож­дествляется с божественным началом в мире: Бог — исключи­тельный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей по сво­ему усмотрению.

Материалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Воле­вые или произвольные действия развиваются на основе непроиз­вольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. В противоположность ни иные действия человека направлены не достижение им цели, что характерно для волевого поведения.

Воля и ее сила проявляются и в волевых действиях человека. Волевые действия, как и вся согласно И.П.Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизурующую (побудитель, стимулирующую) и тормозящую. Побудительная функция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних got в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побуди­тельная и тормозная функция составляют "содержательную" ос­нову процесса волевой регуляции.

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде — это сознательное управление собственными мыслями, чув­ствами, желаниями и поведением.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные ре­акции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулиро­вания);

волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при до­стижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Элемен­тарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове чело­века одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Та­ким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способ­ность одной мысли о движении вызвать само движение. Более слож­ный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкури­рующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специ­фическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с про­явлением силы воли.

Самый сложный волевой акт — такой, при котором путем пре­одоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. К слож­ным волевым актам относятся, например, отказ от вредных при­вычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный во­левой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максималь­ной силы воли. Сложные волевые акты — наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

Волевые качества подразделяются на три категории, первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка), вторич­ные, или производные, волевые качества (решительность, сме­лость, самообладание, уверенность); третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, прин­ципиальность, деловитость, инициативность).

Волевые качества — категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмо­ционально возбудимых, когда им приходится действовать вопре­ки своим природным или характерологическим данным.

Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые про­цессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько су­щественных фаз

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Ключевыми понятиями 1—3-й фаз являются влечение и жела­ние. Влечение— это неосознанная потребность, а желание— осоз­нанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а за­тем и в цель поведения. Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматрива­ется как ядро волевого акта Преодоление же внутреннего конф­ликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотно­шения мотивов, их важности для человека и последствий, резуль­тирующих волевое действие.

Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чув­ство ответственности за действие Процесс принятия решения до­статочно сложен, и его скорость во многом зависит от такой кате­гории, как "решимость" человека, степень которой зависит от следующих факторов:

наличия разумных оснований для осуществления волевого акта;

динамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шка­лу мотивов,

темперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.

Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру, принять решение — это не значит сразу его выполнить.

Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполне­ния требуется волевое усилие.

Волевое усилие — это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:

мировоззрения личности;

моральной устойчивости;

наличия общественной значимости целей;

установки по отношению к действию;

уровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое дей­ствие каждого человека неповторимо.

Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомер­ному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.