Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подросток»

Бесы».

 

 

Роман написан в 1871 году. Тема преступления и наказания – личное дело Д. в основе романа дело Нечаева и его сподвижников. Политическое расследование дела нечаевцев Д воспринимает, как личное дело.. герои романа люди 2-х поколений: ровесники Д, и поколение 60-х годов. Рома основан на реальных событиях и документах. Нечаев организовал общество «Народной расправы», нацеленное на политические убийства. По Нечаеву революционер – машина, нацеленная только на убийства («Катехизис революционера»). Нечаев считал, что прежде чем его люди начнут совершать политические убийства, они должны сделать пробу. Студент Иванов пытался противостоять Нечаеву. Группа членов общества коллективно убивает Иванова. Все были арестованы, кроме самого Нечаева, сбежавшего за границу. Процесс завершился в 1871 году.

Документализм романа сочетается с глубоким философским и религиозным смыслом. Это первый роман Д с эпиграфами. Современная Россия, ведомая бесами. Изменение хронотопа: событие происходит в провинциальном городе (провинциальный город означает Россию в целом). Большинство героев романа встречались в Швейцарии. Встречи в Швейцарии – встречи политических эмигрантов и заговорщиков. Швейцария – страна политических заговоров. Д отходит от объективности. Текст написан от имени рассказчика-хроникёра событий. Этот рассказчик – хороший знакомый героев. Он – отдельный персонаж и участник событий. Свобода от авторского голоса, рассказа изнутри событий. Имитируется взгляд обычного горожанина, как обычный русский человек воспринимает политическое бесовство.

Система образов:

Два поколения русской интеллигенции

- поколение 1840-х (роман начинается с их характеристики, поколение самого Д, в речь героев входит французский)

С. Т. Верховенский – идеолог 40-х, он принадлежит к западническому крылу русской интеллигенции. Именно отцы-западники 40-х годов виновны в нечаевщене 60-х

В. П. Ставрогина – разделяет западнические идеи СТВ

Кармазинов – писатель, сатирический образ, жёсткая сатира Д на Тургенева, западничество Тургенево – воплощение этих идей для Д, создатель положительного образа революционера Базарова.

- поколение 60-х (нечаевцы, в эту группу входит рассказчик; в эту группу входят и постоянные жители города, и приехавшие в него: налёт бесов на город; этими приезжими являются и дети, тотальная ситуация случайного семейства)

Пётр Верховенский – образ Нечаева, росший без отца. Художественное воплощение личности Нечаева. Задумал революцию через насилие. Пластический образ мелкого беса, фольклорного чёрта, он владеет умами всех, организатор всех событий.

Николай Ставрогин – сын ВПС. Особый образ в русской литературе. Самый обаятельный, красивый и талантливый герой. Человек, которому дано всё. Художественное воплощение человекобога. Все идеи героев романа в определённый момент внушены Ставрогиным. Дав идеи всем и всё зная, он не верит ни во что. ПВ предлагает ему после революции стать новым Иваном-царевичем, новым царём. НС – человек такого масштаба, что может создать новую Россию

Кириллов – предельно важный образ, второй герой, наделённый эпилепсией в начальной стадии. В теории Кириллова идеи человека-бога доведены до конца. Он идеолог самоубийства. Он признаёт существование Бога, которому полностью подчинена жизнь человека, человек не властен над своей жизнью и смертью. С точки зрения Кириллова, единственное, что может противопоставить человек Богу – самостоятельный выбор момента смерти. Актом выбора самостоятельного момента смерти человек становится равен Богу, и рождается новый человек – человек-бог. Кириллов – один из ведущих теоретиков. ПВ хочет воспользоваться самоубийством К, чтоб тот взял на себя всю ответственность за происходящее, заставляет написать его признательную записку. К по-своему честный герой

Шатов – герой идеолог, исповедующий идеи почвенничества. «Русский народ – народ-богоносец». Стал революционером раде народа.

Виргинский

Шигалёв – все люди должны быть рабами своей идеи, главная идея – насилие. Этому персонажу отданы убеждения Нечаева.

Лямшин

Липутин

Роман – большой диалог, тема – политическое преступление, ставшее темой религиозно-философских размышлений, основные участники диалога – дети. Эстетика безобразного организует сцену самоубийства К.

Все женщины в романе любят НС. Первая красавица города Лиза Дроздова любит его. Даша Шатова, воспитанница в доме Ставрогиных и сестра Шатова, глубоко предана НС. Марья Шатова, жена Шатова познакомилась с НС в Швейцарии и ждёт ребёнка от НС.

Глава «У Тихона».

Цензура исключила эту главу из романа. Д сам задумался о необходимости главы. НС приходит к святому старцу Тихону, глава в эстетике безобразного. НС женат на местной юродивой Марье Лебядкиной «Хромоножке». С ней связана идея народа-богоносца, глубоко верующая, её юродство 0 юродство православной женщины. Капитан Лебядкин, брат МЛ (=Лебедев «Идиот») шут и пьяница. Д один раз ввёл свои собственные стихи под авторством Лебядкина.

Кульминация романа – литературный праздник, организованный губернатором фон Лембке и его женой Юлией Михайловной.

Современная власть, занимающая западнические позиции, смыкается с революционными бесами. Нет противостояния. Бесовство охватило и власть.

ЮМ реально управляет городом, она попадает под влияние ПВ. Этот праздник призван запустить бунт в городе. Этот праздник превращается в скандал: пьяный Лебядкин, появляется неадекватный Кармазинов (пародия на Тургенева). Д указывает на вину русской литературы в распространении западнически-нигилистических идей.

СТ Верховенский, наблюдая за бесовством праздника, не выдерживает этого, выходит на сцену и обвиняет молодое поколение. Он единственный вырывается из ада революционного города. На фоне праздника происходит пожар и ряд смертей. Современная Россия охвачена апокалипсисом.

Федька Каторжный – убийца, бывший крепостной Верховенских. Многие убийства в романе совершает он по указанию ПВ.

Умирают: Лиза, гибнет, задавленная толпой, случайная смерть; Кириллов – самоубийство; убийство Ивана Шатова (= убийство И Иванова нечаевцами), т.к воплощал теорию почвенничества. К нему приезжает неожиданно его жена, ждущая ребёнка от НС. Шатова и её новорожденный сын умирают; убиты Лебядкины, зарезанные ножом.

Финал романа связан с образом СТВ. Он уходит из города, перспектива, нереализованная в Шатове. Единственный выход – бежать из города. Тема другого города Спасова. Рядом с СТ оказывается женщина Софья Матвеевна, книгоноша, которая распространяет Евангелие. Через несколько дней он умирает от болезни.

В заключении самоубийство НС. Он принял гражданство Швейцарии, подобно Герцену (по мнению Д, крайнее проявление западничества).

 

 

Роман написан в 1875 г. в романе проблема молодого поколения. Задача Д – обозначить другую сторону молодёжи 60-х, их поиск идеалов, роман о нереволюционной молодёжи. Герой – Аркадий Долгорукий, 19-ти лет. Смена типа повествования. Уход от объективной авторской позиции, текст романа написан от первого лица – собственные записки АД. В центре внимания Д – сфера сознания молодого поколения – анализ и самоанализ. Действие возвращается в Петербург. В центре проблематика случайного семейства. Современный молодой человек – член случайного семейства.

Официальный отец АД – крепостной Версиловых Макар Иванович Долгорукий. Биологический отец – дворянин Андрей Петрович Версилов, егг мать – жена Долгорукого Софья Андреевна, которая всё время находится рядом с Версиловым. СА – девушка из крепостных, её мудрость оборачивается мудростью и кротостью. Чтобы не случалось с АПВ, она всегда была рядом с ним. У Версилова и СА двое детей Аркадий и Лиза. Его законные дети – Анна и Андрей Версиловы.

Аркадий и двое его отцов – герои-идеологи. АД провёл вне семьи почть всю свою жизнь, он крайне редко видел своих родителей. Воспитывался по случайным людям и пансионам. Роман начинается с пришествия АД в семью. Он окончил гимназию, Версилов специальным письмом приглашает его в Петербург. В 19 лет он впервые узнаёт семью. АД владеют крайне сложные чувстсва, чувство глубочайшей обиды. Он, пройдя тяжёлую школу жизни, уже идеолог. Его идея – стать Ротшильдом. В романе Д эта идея – детская идея.

Эта идея у АД особая, он мечтает иметь много денег, чтобы иметь тайную власть над людьми. Тайная власть ему нужна для того, чтобы вернуться в семью. В роман входит тема тайн и загадок. Единственный роман, сюжет которого не организован преступлением и убийством. Он организован тайной. АД приезжает домой, владея тайным письмом, имеющим крайнее влияние на судьбу Версилова. Враг АД по пансиону Ламберт крадёт письмо. В конечном счёте АД приходит в семью, чтобы выбрать свой путь в жизни, опираясь на опыт своих отцов, которые являются героями-идеолгами. АД изучает их выбор. МИД – идея богочеловека. Версилов – человекобог.

С образом МИ входит образ святого, он покинул семью, он религиозный странник, воплощение Д о русском народе-богоносце. МИ иногда появляется у Версиловых, знакомится с АД. Важная особенность современного святого – радость жизни, его душа совершенно гармонична. МИ добрый, светлый, внутренне радостный человек. Он – духовная опора семьи. В итоге он спокойно умирает. АД и Д относятся к идеям МИ с почтением. По мысли Д, современное поколение не выберет путь МИ.

Версилов предлагает другой путь – путь человекобога. Он в каком-то сысле – главный герой романа. Образ В продолжает образ НС, но очень своеобразно. Те же самые проблемы романа «Бесы», но с положительным знаком. В – поколение западников, те же идеалы человекабога. В «Бесах» - эти опнятия разрушительны. Д пытается понять положительные стороны идеи западничества, что можно взять из этого комплекса идей. Версилов – один из лучших людей этого типа и поколения. С образом В связана с тайной личности. АД пришёл в семью, чтобы попытаться понять В, все герои пытаются его разгадать. Бесконечные денежные, любовные, документальные интриги. Отношение людей к В – либо отвращение, либо восхищение. Главная красавица романа – Катерина Николаевна Ахмакова. С одной стороны КН – женщина, способная вызвать роковую страсть, но она глубоко честная и порядочная. Её способность причиняет ей страдания и неловкость. В испытывает к КН роковую страсть, с ней у него сложнейшие отношения.

Исповедь Версилова АД. В очень любит АД. В основе исповеди рассказ о сне В, который приснился ему в Германи. В в этом сне разворачивает положительные смыслы западничества. Русский западник обладает качеством всеотзывчивости, приятие любой культуры. Причина этого качества – способность русского человека к мировому братству. Восприятие В картины Клода Лоррена «Асис и Галатея». Эта картина лежит в основе сна В. Д воспринимает эту картину по-особому, упоминается в 3-х произведениях, называя её золотой век, из сознания Д уходит история Ц. эта картина воплощает состояние золотого века человечества. Это мир до прихода ИсХ – первоначальный рай на земле. На основе этого В разворачивает идею второго пришествия ИсХ. По мысли В, когда в мире нет бога, люди не озлобятся, но объединятся, станут жалеть друг друга, наступит золотой век, тогда Бог их услышит и пожалеет и наступит второе пришествие ИсХ, в ситуации золотого века. Но тайна В сохраняется. После его исповеди В оборачивается другой стороной. МИ, умирая, завещает В икону. В воспринимает это, как духовное завещание, стать духовной опорой семье, окончательно стать христианином. В с благодарностью берёт икону. После похорон он ударяет её об угол, она раскалывается на два куска. К концу романа в В берут верх эти страсти. В пытался убить КН и совершить самоубийство. АД останавливает В. АД берёт ответственность за отца и семью. В конце романа В духовно и физически глубоко ослабел, пол-Версилова. Финал человекобога вновь трагичен.

Заключение.

Завершив свои записки АД отправляет рукопись Николаю Семёновичу. Заключение написано от 1-го лица, от лица Николая Семёновича. Он анализирует записки АД. Публицистическое заключение Д. в письме НС пишет, что АД – член случайного семейства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идиот» | Братья Карамазовы»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.