Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема войны

Эпилог.

IV том.

III том.

I том

Структура романа-эпопеи.

Война и мир, описание и того и другого, каждый том начинается с чёткой фиксации даты.

Начало – июль 1805 года, салон Анны Павловны, где обсуждается Наполеон.

Финал – Аустерлицкое сражение.

Война России с Наполеоном 1805 – 1807 гг. союзники: Россия, Австрия, Англия, Швеция, Неаполь. Аустерлицкое сражение – поражение союзников и распад их союза, начало наполеоновской эпохи.

II том.

Только мирная жизнь.

Начало 1806 года, возвращение Николая Ростова домой.

Финал. Пьер видит комету 1812 года, предсказывающая дальнейшее.

Только война.

Начало. Конец 1811 года, стягиваются силы Европы, начало военной кампании. Том о национальной катастрофе и падении России, падение Смоленска, Бородино, французы в Москве, московский пожар.

Финал – арест Пьера в Москве.

Война. Национальная катастрофа сменяется национальной победой, дубина народной войны, освобождение России от французской армии. Народ, как единая нация, преодоление кризиса в национальном единстве.

Начало – 26 августа, салон Анны Павловны.

Финал – шаг в мирную жизнь, разговор о браке Пьера и Наташи, Николая и княжны Марьи.

Часть первая – новый этап мирной жизни, 1819 год (с 1818 года начинают оформляться тайные общества). Философия истории – версия Т об окончании войны, в центре две семьи – два идеальных брака.

Финал вновь чреват войной.

Спор Пьера и Николая Ростова о тайном обществе (Пьер будет декабристом). Новый исторический кризис.

Сон Николеньки Болконского – видит отца, Пьера, Николая Ростова в облике античных героев.

Вторая часть эпилога – философия истории.

В основе сюжета военная тема. Т в ВиМ предлагает свою концепцию войн с Наполеоном. Эти войны до сих пор обсуждаются, т.к оказали большое влияние на оба народа.

Толстовская версия Войны 1812 года. Он изучил почти все доступные материалы. В основе его версии войны – философия истории. Тема войны основана на проблематике национального кризиса. Пути выхода из него.

Позиция Толстого относительно войны 1805-7 гг. война ведётся на чужой территории и, в общем, за чужие интересы, нация в ней не заинтересована, с чем связано и поражение России.

Негативные стороны войны. Т сосредоточен на изображении контактов России с союзниками, штабов и офицерства – властные структуры войны изображены негативно. Важна позиция Андрея Болконского (война, как способ строительства карьеры, кумир Наполеон). Для АБ светлым идеалом является бой при Тулоне, в котором малоизвестный подполковник Бонапарт взял в руки стяг, возглавил атаку. Образ молодого Н с флагом в руке – символический образ, вся военная молодёжь Европы стремится совершить этот подвиг. Вторая грань войны – смерть. Связана с образом Николая Ростова, он связан с изображением военного быта. Битва при Браунау. Описание этой битвы связано с историей НР. Он обменивается словами дружбы и уважения словами с немцем, они говорят о счастье и любви. В этой сцене проявляется принципиальная идея всемирной связи людей: русский и немец испытывают друг к другу симпатию, свойственную всякому человеку.

Категории, сформулированные Соловьёвым.

Как у каждого человека есть душа, также есть и единая душа каждой нации. Души всех людей на следующем уровне жизни сливаются в единую душу нации, а на следующем в единую душу мира. Сцена НР и немца – проявление единой всемирной души. Война 1812 г.Т оценивается в этой парадигме. Пока война идёт на чужой территории, душа наци не проснулась, поэтому война 1805 года оборачивается ужасом смерти.

Сцена всемирного единения сменяется сражением при Браунау. Битва за мост – переход между жизнью и смертью. Все важные события в романе изображаются в восприятии кого-либо из героев. Бахтин считает, что позиция Т предельно монологична, в противовес ориентированному на героя Достоевскому, но это не так.

Закономерный финал тома – АБ на поле Аустерлица. Он был ранен, повторяя подвиг Н. образ Н – как кумира поколения, заканчивается в первом томе.

3 и 4 том – война на своей земле.

Этапы Войны 1812 года в версии Т:

1. История падения Смоленска. Описание мирного гражданского горада, в который ужасно входит французская армия. Мирная русская жизнь, в которую входи французская армия. Национальная катастрофа воплощена в сцене падения Смоленска. Люди сами уничтожают свой город. Национальная катастрофа – смерть России. Победить можно, только пройдя через кризис, по мысли Т. национальная катастрофа пробуждает душу нации, оказавшейся на гране жизни и смерти.

2. Бородинское сражение. Показано глазами ПБ, совершенно гражданского человека. Глазами ПБ Бородино изображается, ка4к кровавый бессмысленный ужас. Смысл этих смертей, данных глазами ПБ, совершенно другой. Бородино до сих пор интерпретируется по разному. В Бородино русские потеряли половину своего войска, но русская армия не сдвинулась с места. Россия одержала нравственную победу, остановили силу французов, и на смену бессилия Смоленска пришла уверенность в своих силах поднятие духа. По Т Кутузов, как часть души нации, чувствовал, как нужно поступить, отдавая Москву.

3. Оставление Москвы. Население Москвы уходит, оставляя город совершенно пустым. Пожар Москвы, французы в Москве – последствие общего решения нации в целом. Психологическая невозможность остаться под властью французов.

4. Дубина народной войны – партизанская война против армии Наполеона. Начало партизанской войны против французов, возвращающихся по старой смоленской войны. Борьба всей нации – апофеоз души нации.

Толстовская версия Войны 1812 года – фиксация психологического состояния, народа, войска, всей нации и страны.

Эпилог. Формирование тайных политических обществ. Распадение единой души нации. Начало формирования национального кризиса: столкновение разных сторон единой нации. Финал сюжета ВиМ – сон Николеньки Болконского. Он и Пьер – герои Плутарха. Размышляет об отце. Завершение романа темой отца и семьи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Война и мир» | Человек в ВиМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.