Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слепой музыкант» (1886 – 1898 гг.)

Сон Макара».

Прототипом М стал сосед К по сибирской ссылке местный крестьянин Захар Цыкунов (Куда Макар телят не гонял, на которого валятся все шишки). Имя вырастает из фольклора. К в ссылке впервые столкнулся с этническим многообразием российского народа. Русская слобода в якутской тайге – жители слободы и русских и якутских корней. Полиэтнический характер крестьянства.

СМ – святочный рассказ, сюжетом всегда является Рождество. Проявляется в этом аспекте особенности русско-якутской культуры, рассказ вырастает на соединении христианства и якутсткой мифологии (бог Тойон).

На фоне колокольного звона, северного сияния Макар замерзает в тайге и умирает. Сон Макара – суд над его жизнью.

Неоромантизм.

Романтический принцип двоемирия (крайне реалистическое описание жизни М и слободы), судьба Макара после смерти (М просыпается после смерти, царство мёртвых, М на суде Тойона). Проводник в царство мертвых – давно умерший попик Иван. В царстве мертвых М встречает своих знакомых. М оказывается у старого Тойона (М видел Т на изображениях на иконах в церкве), бог-отец Тойон, появляется сын Тойона, белый голубь с Т. вокруг Т люди с крыльями в белых халатах.

Весы: золотая чаша, деревянная чаша. Попик И читает грехи М. сын Т обращается к Макару «Говори!...» - право героя на слово о самом себе. Проявление психологизма К. м объясняет, почему он так грешен: покаяние, объяснение, обвинение. М пришёл в мир прекрасным человеком, жизнь превратила его в гешника. «Ты не на земле… Здесь и для тебя найдётся правда…»

Заглавие.

Сон после смерти, или сон – тяжело и трудно прожитая жизнь.

Предисловие автора к 6-му изданию 1898 г. на протяжении всех предыдущих 5-ти изданий его повесть вызывает многие вопросы. Тема судьбы человека с ограниченными возможностями – тема литературы 20 века.

1 версия: основной мотив этюда составляет инстинктивное влечение к свету, делая своего героя слепорождённым, показывает свойственное человеку стремление к свету.

Главный герой – слепой мальчик Петрусь. Основная тема повести – как слепорождённый человек познаёт мир. Слепой музыкант к - вариант Детства. Отрочества. Юности. Вхождение человека в мир, его взросление. Психологи взрослеющего слепого человека.

Импрессионизм (направление в искусстве и литературе, французская живопись, Клод Моне «Впечатление. Восход солнца», уловить и запечатлеть момент). В повести особое место играет звук, как путь познания мира. К называл повесть этюдом (музыкальный \ живописный, фиксация импрессионистического характера произведения). Переплетение звукописи и светописи. Попытка изобразить, как слепец ловит мгновения и создаёт представление о мире. События происходят в Западной Украине. К рисует собственное детство. Состоятельная дворянская семья Попельские. Отец, деревенский помещик, не в даётся в ситуацию слепоты сына. Мать Анна Михайловна сразу знает о недуге сына. Её брат Максим (дядя Максим), бывший гарибальдиец, воевал в Италии, потерял ногу и травмировал руку. Они поддерживают П. Подруга П – девочка Эвелина. Мать и дядя – две концепции воспитания П. материнское чувство, горе, психологическая травма – стратегия абсолютной защиты. Позиция М принципиально другая – выводить П в мир, приучать к нему. М – истинный воспитатель П, первый учительЮ учит П сидеть в седле.

Восприятие П мира, как мира звуков. Впервые осознанно сталкивается с зазвучавшей весной: мир тепла, света, звуков. На фоне хаотично звучашего мира впервые сталкивается со звуковой гармонией – дудка Иохима (кучер), та музыка, которую он слышит впервые, народная музыка, народня дудка влюблённого Иохима. П сам начинает играть на дудке. АМ испытывает колоссальную ревность к И. но она и М видят выход для П – музыка. АМ приобретает пианино для П. сначала П пугают звуки пианино, но затем осваивает его.

Рядом с П эвелина, она всегда ему предана. Его взросление приводит к новым проблемам. Он знакомится с новыми людьми. П входит в мир своих ровесников. Особое событие в жизни П – посещение монастыря (Саровский монастырь К). П рассказывают о могиле казачьего атамана Карого, отвоёвывавшего монастырь у татар и убитый, по преданию рядом с ним всегда рядом был молодого слепого бандуриста Юрка. Образ героического слепого, тема других возможностей. В этом же монастыре П взбирается на колокольню и встречается со слепыми звонарями. Слепорождённый Егорий и ослепший в детстве Роман. П и Егорий очень похожи внешностью и поведением, одинаковое реагирование, общие реакции, он очень озлобленный человек, завидует Роману, который видел мир. Роман очень добр. Совпадение П с озлобленным Егорием – П находится в состоянии психологического кризиса, бунт против судьбы. П с матушкой и П с М – параллель звуков и красок – перья аиста. Бунт П – невладение представлениями о полноте мира. М знакомит П с бедными слепыми певцами, Федор Кандыба, потерявшими зрение на войне. П отказывается знакомиться с ними. Паломничество в Почаевский монастырь: слепые певцы идут с пваломниками: Кандыба, Кузьма, бандурист Юрий (Петр). Повесть становится повестью о прозрении: прозрение любого человека. Путешествие открывает П глаза на самого себя, он становится мужественным. Вернувшись, он женится, со страхом ждёт рождения ребёнка. На мгновение он всё увидел. Через три года дебют П в Киеве, он импровизатор, необычный композитор. Повесть о прозрении к истинной жизни.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Владимир Галактионович Короленко (1853 - 1921) | Антон Павлович Чехов (1860 - 1904)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.