Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антон Павлович Чехов (1860 - 1904)

Познание человеком мира (онтология – познание бытия, самой сущности жизни, гносеология – процесс познания и понимания мира). Толстой и Достоевский по сути онтологии. Считается, что специфика гениальности Ч в его гносеологии. Онтолог и гносеолог различаются отношением к конечной правде. Толстой и Достоевский как онтологии исходили из наличия конечной истины. Позиция Ч-гносеолога сходится к тому, что никто не знает настоящей правды. Художник должен ставить вопросы, но не давать ответы на них. Ч: «Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы лжи, в чём бы последние две не выражались». Первая бесспорная позиция Ч – человек идеальное создание природы, ему дано всё, сама природа воспринимается Ч, как земной рай.

Ответственность человека за то, что ему дано, за себя и свою судьбу. Высокая требовательность по отношению к человеку. Пошлые и скучные герои Ч сами исказили свою судьбу, сами за это ответственны.

Прочему человек, которому дано всё, искажает свою жизнь – вопрос, который ставит Ч.

Ч отрицает идею среды, с его точки зрения человек сам искажает свою жизнь и природу, не попричинам среды, а по причинам, лежащим в сфере человеческого сознания. Гносеология – познание мира героем и автором, изучение сферы сознания.

Ч в основном творит в малом жанре, т.к в своих рассказах и повестях Ч ставит вопросы, роман нужен онтологам, которые рисуют бытие в целом. Только в период зрелого творчества Ч переходит к драме. Драматургия выполнит роль романа в его творчестве.

Проблема реализма. Реализм, осложнённый модернизмом (художественный метод начала 20 века, в котроый вошли многие направления и течения, модернизм в целом возникает в принципиальной оппозиции реализму, вырастает на ценности искусства и новых художественных формах). В западноевропейской культуре Ч воспринимается исключительно, как модернист и новатор.

Ч родился в 1860 г в Таганроге на Азовском море. Родители Павел Егорович и Евгения Яковлевна Чеховы. В семье 6 детей, Отец из семьи крепостных. Все дети былм очень талантливы артистически. П. Е. Чехов в Таганроге был купцом, когда построил новый дом, разорился, бежал в Москву, скрываясь от долгов. В Таганроге был церковным старостой. Детство всех детей прошло в купеческой лавке и на церковном клиросе.

После переезда отца в Москву, семья постепенно переберается в Москву. Ч с 1868 – 1879 учился в гимназии, основанной в 1806 году, считается одним из лучших учебных заведений. Там же начинает своё литературное творчество, пишет юмористические рассказы и сценки, пьеса «безотцовщина». В 1878 году семья переезжает в Москву. Ч один живёт в Таганроге, заканчивая гимназию, окончательно сворачивает семейное дело. Начинается его особая ответственность за всю семью, так будет всю его жизнь. 1879 – 1884 – учится на медицинском факультете Московского университета. Будучи студентом ведёт реальную врачебную практику, окончив университет некоторое время служит врачом. С 1880 – 1887 первые период творчества Ч, антоша Чехонте, период юмористического творчества. В 1880 году выходят первые публикации, в 1884 году выходит сборник рассказов «Сказки Мельпомены». В этот период сотрудничает с юмористическими журналами. Период 1888 – 1889 переходный \ кризисный. В 1887 году выходит сборник «в сумерках». В 1888 г Чехов получает Пушкинскую премию за сборник коротких юмористических рассказов. Она принесла Ч определённую проблему ответственности художника за своё слово, культура предлагает ему всерьёз отнестись к своему таланту. В эти же годы на фоне этого требования Ч пишет две первые повести «Степь и «Скучная история». 1889 году умирает брат Ч Николай, самый близкий Ч, от туберкулёза.

1890 г – сахалинский период. Ч был очень закрытым человеком. Принимает решение о путешествии через всю Россию на Сахалин – каторжный остров. Он был одним из первых мыслителей России, кто отправился добровольно. Ч проезжает через всю Сибирь, ему не повезло с погодой. Первой серьёзной остановкой за Уралом был Томск. Три месяца проводит на Сахалине, переписывает всё населения Сахалина (10 000 карточек). В 1891 – 1894 гг пишет документальный труд «Остров Сахалин» - социологическое исследования. Возвращался по океану – фактически кругосветное путешествие.

1891 – 1892 постсахалинский период. Произведения этого времени внутренне очень жёстки «Дуэль», «Палата № 6», «Попрыгунья». В книге Катаева «Проза Чехова», автор проанализировал гносиологическую природу творчества Ч. Катаев вводит позицию «казалось - оказалось» - принципиальные сюжеты Ч основаны на позиции казалось-оказалось, процесс, протекающий в сознании героя. В начале герою казалось одно, а в итоге оказалось другое, перелом в сознании героя, смена точки зрения на самого себя.

1892 – 1889. Приобретает подмосковное имение Мелихово, он ведущий писатель России, каждый его рассказ ждала вся Россия. Вся семья живёт за его счёт. В это время написано 42 произведения, постоянная врачебная практика, оказывает колоссальную финансовую помощь.

Середина 1890-х – эксперементальная проза, модернистская. «Черный монах», «Дом с мезонином».

Проза 1898 года. Смена позиции Ч. «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», позиция предельной требовательности к человеку.

«Чайка» - начало зрелой драматургии, первая постановка в 1896 году в Александринке, провл. Пытались поставить пьесу, как одну из пьес Островского. Первый неуспех в жизни Ч. Ч принял решение никогда не писать пьес.

В 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко создают театр нового типа МХТ (МХТ им. Чехова с 1987 г). Система Станиславского. Они решают, что новому театру «Чайка» абсолютно подходит новому театру. В 1898 году их постановка закончилась триумфом. Начало нового театра, театра и драмы 20 века в общеевропейском контексте.

Ольга Леонардовна Книппер стала женой Ч в 1901 году, ведущая актриса МХТ. С 1899 – 1904 Ч живёт в Ялте, строит новый дом, Белая дача. Проблема болезни Ч закрыта. Он долгое время не признавал у себя болезни. В 1884 году – предположительное начало болезни. С 1897 года болезнь принимает тяжёлые формы, начинает ездить в Ялту. С 1901 года Ч признал болезнь, переходит на положение постоянного пациента.

Ялтинский период. «Дама с собачкой», «Архиерей». Время создания драматургии. Чехов пишет пьесы «Дядя Ваня, Три сестры, Вишнёвый сад» для МХТ. Последняя пьеса ВС, завещание Ч. летом 1904 отправляется с женой в Баденвайлер, где и скончался. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Новелла - небольшое прз с жёстко организованным сюжетом и неожиданной развязкой. Иван Дмитриевич, чиновник, сидит в театре на втором ряду, наслаждается спектаклем, но вдруг (обязательное слово в новелле) чихает на лысину впереди сидящего генерала. Он извиняется несколько раз, в результате чего генерал приходит в ярость, выгоняет его, и, придя машинально домой, чиновник лёг на диван и помер. Чеховское здесь то, что чк сам себя делает маленьким. Генерал испытал минуту неудобства, но тут же об этом забыл. Чк сам переживает и унижается из-за того, что побеспокоил генерала. Юмористичность ситуации в том, что это смерть не чка, а чиновника - того, кто не считает себя чком. Смерть чка, к. изначально себя считает маленьким чком.

"Толстый и тонкий". На вокзале встречаются два друга детства, к. вместе учились в гимназии, толстый Миша и тонкий Порфирий. Первым узнаёт своего гимназического друга толстый. Они начинают вспоминать свои детские гимназические годы, но затем разговор переходит на то, кто они сейчас. Тонкий - чиновник оч. низкого разряда, а толстый - тайный советник, чиновник оч. высокого разряда. Обычно автор на стороне бедного, и толстый - определение сатирическое, но толстый ведёт себя как нормальный чк, к. рад встрече с другом детства, и его больше ничего не интересует. Тонкий же, узнав, что толстый - тайный советник, начинает вести себя не как друг, а как чиновник низшего разряда. Он ведёт себя крайне униженно, и толстого от этого тошнит. Чк сам себя делает маленьким. Вся семья тонкого была приятно ошеломлена тем, что друг детства - тайный советник.

85 г. - новелла "Горе". Жёсткая. Рассказывается о токаре Григории Петрове, к. везёт в пургу на санях больную жену Матрёну в больницу. Она оч. сильно заболела и по дороге умирает. Это одно из первых прз Чехова, к. посвящено важной для него проблеме смены т.з., взгляда чка на мир и на свою жизнь. Казалось - оказалось. В связи с этим прз критика определяла прз Чехова: "Фсфствующая мелюзга". У Чехова фсфствуют все герои, а герои Чехова - люди самых разных соц. слоёв. Это одно из первых прз гносеологич. харра. Токаря постигло горе, он понимает, что жена умирает, и столкновение с горем заставляет его посмотреть на то, как он прожил свою жизнь. Вспоминает, что был оч. одарённым чком (харрный мотив), и за него как за одарённого чка вышла красавица Матрёна. На свадьбу он напился, и больше он ничего не помнит: сорок лет он пьёт, бьёт жену, ничего не делает. Он думает о том, что сызнова бы жить, и как на этом свете всё быстро делается. Вся жизнь прожита бессмысленно. Чеховская тема - тема убытков: чк бессмысленно растрачивает свою жизнь. Жёсткость Чехова в том, что, осознав, что жена умерла, Григорий тоже засыпает и приходит в себя в больнице, куда и вёз жену, и в больнице ему ампутировали руки и ноги. "Токарю - аминь". Жёсткая сатирическая, насмешливая позиция Чехова по отношению к чку, к. так относится к своей жизни, неприятие такого.

"Счастье" 87 г. Это рассказ. Вторая ведущая малая жанровая форма, и рассказ у Чехова на первый взгляд совершенно бессюжетен. Др. тип сюжета. Рассказы Чехова основаны на описании процесса мышления. Сюжет не события и действия, а сюжет мышления. Милюзга продолжает фсфствовать. Широкая степная дорога, ночь и рассвет. Отара овец, при ней - два пастуха, один - старик, второй - молодой Санька, и к ним подъезжает объездчик имений Пантелей, чтобы закурить. Случайная ситуация. Этот рассказ становится размышлением о счастье, фсфским диалогом этих людей о счастье, их фсф счастья. Первыми начинают размышлять овцы: в мире Чехова мыслют не только люди. Процесс мышления организован так: старик всю жизнь ищет клады, пытается так разбогатеть, начинает разговор о кладах, к. зарыты в этих степях, и размышления о кладах переходят в размышления молодого пастуха и объездчика о том, что такое счастье. Что для чка счастье, фантастичность и сказочность чкого счастья. Санька и Пантелей задумываются о том, что чк считает счастьем. Весь рассказ организован как начало процесса мышления: как оно организовано, как выстраивается. Процесс мышления начинается с того, что думают овцы, затем люди, и в общем процессе мышления оч. важен хронотоп: ночь и рассвет, входит большое ист время: старик вспоминает времена П1, А1, плюс большое пространство степи. Когда Чехов организует процесс мышления, в него входит всё: широкое пространство и время - это всё единый процесс мышленя о счастье. Финал: овцы тоже думали.

Это юмористический период.

88-89 годы. Этот период называют переходным, кризисным. В 88 году Чехов получил премию за сборник "В сумерках", и это воспринимается как позиция требовательности и ответственности за свой талант. Он воспринимает эту премию как обращение к нему же: не растрачивать свою жизнь напрасно. 89 г. - смерть брата Николая. Первая повесть - прз не малой, а средней прозы, - "Степь", затем "Скучная ист". После этого периода в начале 90 года Чехов едет на Сахалин.

У этих двух повестей - странная рифма. "Степь" - о мальчике Егорушке 9 лет, к. входит в жизнь. "Скучная ист" - о профессоре Николае Степановиче, к. находится на пороге смерти. Начало жизни и конец жизни. Особть творчества Чехова: если он пишет какое-то прз на одну тему, то следующее напишет с прямо противоположной позиции.

"Степь". Подзаголовок: "Ист одной поездки". Из некоего города выезжает бричка, в ней сидят четыре чка, в т.ч. гг - мальчик Егорушка 9 лет, к. его матушка отправляет в город учиться в гимназии. Матушка расстаётся со своим единственным сыном. Три остальные пассажира - взрослые люди в благодушном настроении, а мальчик сидит в слезах, не хочет никуда ехать, не понимает, что происходит. Ист его поездки в город. Поездка по степи. В повести три главных героя: Егорушка, степь и Россия.

В связи со "Степью" начинаются проблемы с художественным методом Чехова. 1) Символизм: Егорушка, затерянный в степи, чк, затерянный в мире и находится в процессе и состоянии познания мира. Люди в степи - люди в огромном мире, к. они пытаются постичь. Это символический план.

2) Импрессионистический план. Егорушка постигает степь, и она нарисована импрессионистически, как сменяющие друг друга разные мгновения.

3) Реализм. Тоже связан с Егорушкой и степью: кого он встречает в степи, описания людей, это, по Чехову, картина русского мира, нарисованная реалистично.

Разные художественные методы в сложном сочетании.

Степь - это живое существо. Степи - это родные места Чехова, т.ч. он о них так пишет. Степь не только требует певца, но и сама поёт.

Россия. В бричке, к. выезжает из города, едут купец Иван Иванович Кузьмичов - дядя Егорушки, к. везёт его в город, и священник отец Христофор. Эти двое - две классич. ипостаси русского нац. харра, восходящие к классич. образам Тургенева - Хорь и Калиныч - рмтик и практик. Купцу даже снятся цены, овцы, шерсть и т.д.

Аспект хозяев жизни, по крайней мере, степи. Нескко раз упоминается Варламов - хозяин степи - чк, к. запускает всю деятть в степи. В его фигуре кроется колоссальная сила. Графиня Драницкая - возникает перед Егорушкой как прекрасная молодая женщина - тема красоты как тоже хозяина жизни. Постоялый двор, еврейская семья. Женская доброта, с к. жена Моисея встречает Егорушку, колоритная фигура Соломона - бунтарь - тоже харрная фигура для российского мира.

Когда Егорушка пересаживается с брички на обоз, ряд нац. харров. Пантелей - старик-мудрец. Вечная тема Чехова: ум, размышления. Егорушка каждому сообщает, что едет учиться, и тема ума постоянно возникает. Пантелей: "У чка бывает три ума: один от родителей, др. - от учения, третий - от хорошей жизни". Тот чк, у которого три ума, - умный. Пантелей - народный фсф.

Емельян - бывший певчий, потерявший голос. Тема нереализованного таланта. Всё время пытается петь, но не может.

Вася. Нездоровый пж, но с ним связана др. тема: у него оч. острое зрение, и он видит в степи то, чего не видит никто. Вася живёт в мире, и у Васи есть свой мир, к. неведом больше никому. У каждого чка есть неведомый др. людям мир.

Дымов - второй вариант бунтаря. Он сначала пугает Егорушку, но затем говорит, что ему скучно.

Константин - чк, к. подходит к костру ночью и рассказывает о том, как он счастлив: недавно женился и любит свою жену, пришёл рассказать об этом.

Мудрец, талант, бунтарь и т.д. - картина русского мира.

Ночью у костра травят байки, но сама русская жизнь фантастична.

Егорушка. Георгий Победоносец. Егорушке дано имя деда Чехова по отцу, - считается, что это важно. Тема вхождения чка в жизнь, тяжёлое, болезненное. Сама матушка считает это важным и нужным, а он не понимает, что с ним делают. Чеховская тема, что чк не понимает, что с ним происходит, с его жизнью, но тут не его вина.

Финал: Егорушку привезли в город, оставили у женщины, у к. он будет жить. "Какова-то будет эта жизнь?" - заканчивается вопросом. По Чехову, неизвестно, какой будет эта жизнь.

Жанр, близкий к хронике. Нет жёсткого понятного сюжета, а нанизывание ситуаций. Хроника поездки.

"Степь" - сложное сочетание реализма, импрессионизма и символизма. Но возможны и др. т.з. Современниками воспринималось как совершенно новаторское прз.

 

89 г. "Скучная ист". "Из записок старого чка".

Начинается с того, что в России есть знаменитый профессор Николай Степанович. Его имя знаменито и как имя блестящего учёного, лектора, глубоко уважаемого чка, ничем не запятнано. След. абзац: "Это моё имя. Насколько блестяще и красиво моё имя, настолько тускл и безобразен я сам". Записки: повесть организована бессюжетностью. Записки не имеют единого сюжета: размышления о себе, своей жизни и т.д. У якобы бессюжетного прз Чехова всегда есть свой др. сюжет. Сюжет "Скучной ист" - попытка понять смысл своей жизни. Есть формулировка "Познай самого себя". Понять смысл своей жизни он хочет, т.к. осознает себя накануне смерти. Старость здесь - синоним приближающейся смерти. Он ощущает себя старым, немощным, чтобы перед смертью понять смысл своей жизни. Как бы модель "Смерти Ивана Ильича", но оч. по-Чеховски. Оппозиция: имя блестяще и красиво - сам тускл и безобразен, - в этом изначальная проблема Николая Степановича: успешный чк, жизнь состоялась, но в финале жизни испытывает чувство краха.

Прз о старом умирающем чке, к. знает вся страна, пишет тридцатилетний Чехов, но его имя тоже уже знает вся страна, оч. популярен. Проблема популярности имени - в т.ч. личная проблема Чехова.

Семья Н.С. Жена - пожилая женщина, в к. он никак не может узнать молодую, к. он полюбил. Дочь Лиза. Сын - офицер, служащий в Варшаве, - нет даже имени. Жених Лизы Гнеккер. В своей семье Н.С. чувствует себя совершенно одиноким, никакого взаимопонимания ни с кем. Ведущая тема, к. связана с семьёй, - одиночество всех этих людей, т.к. они без конца обсуждают деньги и бедность. Он знаменит, но в семье обсуждаются только денежные проблемы, семью объединяет только нехватка денег. Становится непонятно: то ли там такая бедность, то ли этих людей просто ничего не связывает, кроме денег.

Принципиальное отличие Чехова от ЛНТ и т.д. В "Смерти Ивана Ильича" всё организовано так, что он одинок, но здоровые люди перед ним виноваты. У Чехова Н.С. в своём абсолютном одиночестве виноват ровно столько же, сколько и все остальные. Анализируя себя и своё отне к семье, он сказал: "Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть", - так он оценивает своё отне к семье.

Н.С. - знаменитый профессор. Почти всю жизнь главной ценностью для него была наука. Он блестяще читает лекции, любит это делать. Появляется тема науки, чтения лекций, появляются коллеги, и снова тема абсолютного одиночества и равнодушия. Любовь к науке, студентам, коллегам - в прошлом. В его жизни есть только один по-настоящему близкий чк, единственный чк, к. он любит, - его воспитанница Катя. Довольно давно умер один из его коллег и назначил Н.С. опекуном своей дочери. Она воспитывалась у него в семье. Только Катю он любит по-отцовски, испытывает к ней семейные чувства, и она сама называет его отцом. У неё непростая судьба: стала актрисой, был внебрачный ребёнок, умер, сейчас она живёт в Мск недалеко от него, он постоянно приходит к ней в гости, и также к ней ходит филолог Николай Фёдорович - это люди, с к. Н.С. по-настоящему близок. Но и их общение он описывает как бессмысленное, ничего важного. Вся повесть заканчивается прощанием с Катей: "Прощай, моё сокровище": её в финале повести он тоже теряет.

Кульминация повести - поездка в Харьков. Оттуда жених Лизы, и жена попросила съездить и узнать, что он из себя представляет; в Харькове он получает телеграмму, что Лиза и жених тайно венчались, - в семье происходят события, к к. он не имеет никакого отня. Н.С. в Харькове - кульминация повести. Там он ставит задачу познать себя. Он хочет, чтобы его любили, но при этом "я хочу, чтобы любили в нас обыкновенных людей", а не имя. Тема имени и сущности чка. Считается, что это высказывание уже самого Чехова. Н.С. осознаёт, что в его жизни было много увлечений: наука, лтр и т.д. - упоминается в записках, - но он осознает, что у него нет общей идеи, а значит, нет и ничего. Проблема общей идеи. В жизни каждого чка, по Чехову, должна быть общая идея, к. объединяет всё, а в жизни Н.С. всё распалось, нет ощущения, к. связывало бы всё воедино, а должно быть.

В Харьков к нему приезжает Катя, к. находится в том же состоянии, что и он: тоже пытается понять, в чём смысл жизни. Н.С. ничего не может ей ответить, но сам думает: "Отсутствие того, что мы называем общей идеей, я заметил только перед смертью, а душа этой бедняжки не будет знать покоя всю жизнь". Общей идеи нет, - в этом их трагедия.

Написав повесть об отсутствии общей идеи, Чехов отправляется на Сахалин.

Постсахалинский период - та проза, к. написана сразу же после поездки на Сахалин. Важна не столько проблематика, скко позиция Чехова: оппозиция казалось - оказалось, связанная со сферой чкого сознания и процессом познания. Для Чехова самое важное - процесс познания своей собственной жизни. Важно, что один из самых первых прз после Сахалина - 91 г. - повесть "Дуэль". Начиная с этого времени в творчестве Чехова система пжей и сюжет организуется принципом дуэльности - дуэльное столкновение. 92 г. - Палата № 6 - о свободе и несвободе, внутренне непосредственно связана с сахалинской проблематикой. "Попрыгунья" - тема таланта, истинного и ложного, но это один из рассказов, где принцип "казалось - оказалось" работает наиболее прозрачно.

"Дуэль". Дуэль как тема и принцип: столкновение. Дуэль была анахронизмом уже для Базарова и Павла Петровича, это явление русской клт 20-30 - начала 40-х годов 19 века, затем прекращается. Чехову дуэль нужна как сюжетно организованный принцип столкновения, борьбы. Летний Кавказ, Чёрное море. Повесть на этом прекрасном фоне - столкновение двух противоположных концепций чкой жизни, два взгляда на неё - это, в первую очередь, интеллектуальная дуэль. Лаевский и фон Корен.

Повесть начинается с разговором между Лаевским и доктором Самойленко. Почти в каждой повести постсахалинского периода есть доктор - тема собственной профессии Чехова, к. начинает сложно сочетаться с др. позициями. Иван Андреевич Лаевский в этом разговоре проявляет свою жизненную позицию: чк должен наслаждаться жизнью, чк должен быть совершенно безответственным. Рассказывается ист о том, как Лаевский, полюбив замужнюю женщину Надежду Фёдоровну, заставил её оставить семью, и они приехали на Кавказ наслаждаться жизнью. Герой в начале повести - в сложной ситуации: он её уже разлюбил, она ему действует на нервы, и её муж умер, т.ч. он должен жениться на ней, а он хочет убежать. Принцип наслаждения жизнью и абсолютной безответственности. Самойленко, стесняясь, говорит, что он бы всю жизнь прожил, терпел бы, но он стесняется.

Один подход к жизни: чк рождён для наслаждения и исполнения своих желаний. Этой же фсф руководствуется и сама Надежда Фёдоровна, к. приехала с Лаевским наслаждаться жизнью, изменяет Лаевскому. Эту жизненную позицию жёстко не приемлет зоолог Николай фон Корен. Лаевский относится ко всем толерантно, а фон Корен оч. много размышляет и говорит о Лаевском и этой паре и искренне ненавидит Лаевского. Важно, что он зоолог: его профессия - ещё одна грань медицинского образования. С 60-х годов в России распр. теория Дарвина, дарвинизм в России 80-90-х годов достигает своего апогея, тогда это было откровением - что чк - тоже животное, что в чке действуют те же самые биологич. принципы и законы. Откровение дарвинизма в 90-е годы привело к тому, что в России мощно на фоне капитализма стал распр. принцип, по к. живём до сих пор: в чком обществе господствует тот же самый закон, что и в животном мире, - сильные и слабые животные. Любое животное стремится быть сильным, слабое животное погибнет. Фон Корен именно с этой позиции размышляет о Лаевском. Чехов прямо вводит актуальную фсфскую проблематику времени. Фон Корен доводит идею до проговаривания прямым текстом: Лаевский - слабое, ничтожное создание, и таких людей надо уничтожать, - он это проговаривает. Уничтожать, чтобы чкая популяция была сильной. Рядом с фон Кореном - др. второстепенный пж - молодой дьякон, его слушатель и собеседник, он несёт христианскую позицию, но он молод и к идеям фон Корена относится оптимистично, ему это смешно.

Лаевский, запутавшийся, нервный, даже не желая этого, оскорбляет доктора Самойленко и в ответ на его возмущение говорит, что будет драться. Это в присутствии фон Корена. Лаевский не имел в виду дуэль, а то, что будет сражаться за чувство собственного достоинства, но фон Корен воспользовался ситуацией и эту не ориентированную на дуэль фразу: "Я принимаю ваш вызов". Т.е. дуэль организована фон Кореном, к. действительно хочет убить Лаевского. Они оба друг друга ненавидят.

Глава 17 - Лаевский, ночь перед дуэлью. Втянувшись в дуэль, он ещё узнает, что Надежда Фёдоровна ему изменяет. Его мир отчасти разрушен. Поразительная вещь для Чехова: этой главе одной в повести препослан эпиграф (они у него вообще редко бывают). Ночь перед дуэлью становится абсолютной переоценкой жизни Лаевским, это ситуация "казалось - оказалось". За эту ночь он отказывается от своей позиции наслаждения и безответственности, он берёт на себя ответственность за Надежду Фёдоровну, признаёт свою вину, прощает её. Когда он отправляется на дуэль, ему хотелось вернуться домой живым.

Дуэль. Лаевский в тяжёлом психологич. состе, стреляет в воздух, и невидимый зритель - дьякон, к. не может присутствовать на дуэли, но пробирается туда и прячется в кустах. После того, как Лаевский выстрелил в воздух, думает, что сейчас убьёт его. Ситуация абсолютной готовности к убийству. "Он убьёт его!" - закричал дьякон. Пистолет дрогнул, Лаевский остался жив.

Через три месяца фон Корен уезжает из этого города и приходит прощаться с супругами Лаевскими, и именно фон Корен произносит: "Никто не знает настоящей правды". Для него дуэль - тоже "казалось - оказалось".

Повесть организована как дуэль двух правд, и в финале никто не знает правды. Лаевский повторяет то же самое. Повесть о том, как чк теряет знание правды, и в мире Чехова это не плохо, а хорошо.

 

"Палата № 6" 92 г.

Мощно развивается важная для Чехова тема провинциального города как своего рода большой тюрьмы. Чехов сложно относился к провинции: сам родился в маленьком Таганроге и оч. ценил, что семья переехала в Мск. Больница, палата № 6 - для душевнобольних, тоже организована как тюрьма. В этом сахалинская проблематика. Начинается формирование зрелой чеховской прозы. Его зрелые прз всегда несут в себе нескко уровней: 1 - мир - тюрьма. 2 - принцип дуэльности, тоже столкновение двух противоположных концепций жизни. В "Дуэли" это собственно дуэль, а здесь - фсфский диалог, столкновение двух жизненных фсф. Иван Дмитриевич Громов - одарённый молодой чк, заключённый в палате № 6, его начинает посещать доктор Андрей Ефимович Рагин. Рагин: "Дело в том, что мы с вами мыслим", - ему в этом городе глубоко не хватает мыслящих людей, - пустая среда провинциального города по Чехову. Единственный мыслящий чк - сумасшедший Громов. Их диалог - две концепции чкой свободы и несвободы. В центре их споров - тема свободы: свободен ли чк. У Громова мания преследования, с к. он и попал в палату № 6. Все его монологи и реплики в диалогах - тема несвободы личности: он заключён в палату и призывает доктора фиксировать то, что чк живёт в тюрьме. Доктор Рагин: покой и довольство чка не вне его, а в нём самом, т.е. всё определяется сферой сознания, чк свободен или нет не внешне, а внутренне. Эта позиция близка самому Чехову. Чехов любую идею, даже свою собственную, исследует гносеологически. Громов - это идея влияния среды, обств, а Рагин - внутренняя позиция самого Чехова, но гносеологич. творчество требует от Чехова исследовать любую идею, и в этой повести его собственая идея терпит крах. В провинциальном городе за Рагиным начинают следить: его коллегам непонятно то, что он беседует с Громовым, и молодой врач Хоботов, к. хочет занять его место, организует его отставку. Рагин ненадолго уезжает из города, возвращается и оказывается сам в палате № 6. "Казалось - оказалось": на протяжение долгих бесед он убеждал Громова, что свобода - внутренее состе, но, как только он оказался в палате № 6, он меньше чем чз сутки умер. После Сахалина Чехов готов осмыслять, проверять любую, даже самую дорогую собственную позицию. В этой повести внутренняя свобода чка опровергается. Он исследует и даже отвергает свою идею, чтобы в последующем творчестве вернуться к ней, у Чехова прз идейно противоречат друг другу, потому что он гносеолог. Это у ЛНТ и Дст миры более целостные. Чехов отрицает то, что утверждал в предыдущем прз: "Никто не знает настоящей правды".

 

92 год - "Попрыгунья".

Тема таланта. Она займёт колоссальное место в зрелом творчестве Чехова. Доктор Дымов и Ольга Ивановна. Нехарактерно для Чехова: в названии проявляется отне. Ольга Ивановна ценит талантливых людей и коллекционирует таланты. В этом рассказе появляется важная для эпохи тема, к. развивается в мировой клт до сих пор: противопоставление двух типов таланта. Для Ольги Ивановны талантливые люди - только люди исва, и она живёт в мире художников, её окружают люди исва, и она гордится ими и наслаждается ими. Рядом с ними - бесцветный и неинтересный её муж. В рассказе изображён круг художников, достаточно сатирически, и Ольга Ивановна учится живописи, находит любовника - таковый выбор она делает между талантливым и неталантливым чком. Как бы она себя ни вела, Дымов терпит и прощает.

"Казалось - оказалось". Дымов, пытаясь вылечить ребёнка, больного дифтеритом (это была смертельная болезнь), сам заражается и умирает. Только когда он умер, оказалось, что единственным истинным талантом рядом с Ольгой Ивановной был он. Тема истинного и ложного таланта. Только в это время в русскую клт начинает входить отчётливое представление о том, что таланты - это не только люди исва, но и наука и т.д. Наука в России начинает развиваться только в 2/2 19 века. Какой тип таланта важнее? Что важнее - открытие в медицине и т.д. или гениальное художественное прз? - вопросы эпохи.

 

Творчество Чехова середины 90-х годов - эксперименты. Эксперименты есть в любом периоде, но. "Чёрный монах" 94, "Дом с мезонином" 96.

"Чёрный монах". Повесть организована так, что в ней самой заложена возможность разных интерпретаций. Продолжается тема таланта и тема сумасшествия. Проблема: гений или сумасшествие: есть т.з., что гений и сумасшедший - это где-то оч. близко. Гг повести был гением, или сумасшедшим, или ещё что-то.

Гг - фсф Алексей Коврин. Фсф по профессии. В эту эпоху в России появляется собственная фсф, и Коврин - проявление этой тенденции. Утомившись от своих фсфских занятий, он приезжает к своим самым близким людям - садовод Песоцкий и его дочь Таня.

Входит тема сада. Описывается сад, созданный Песоцким, - чуть ли не один из лучших садов того времени. Люди в раю. Коврин и Таня - Адам и Ева в этом саду. Люди в раю, и между ними идеальные, райские отня. Чеховский вопрос: людям дан рай на земле - почему они его разрушают? Этим вопросом завершается творчество в "Вишнёвом саде".

В опр. момент Коврин, продолжая работать над своим фсфским трудом, сначала слышит серенаду итал. композитора, к. была оч. популярна во времена Чехова. После этого Коврин начинает рассказывать Тане легенду о чёрном монахе.

Рассказав, Коврин выходит в поле, и ему впервые является чёрный монах, пронёсся мимо, кивнул ему и улыбнулся. Это было первое являение чёрного монаха, и затем он приходит к Коврину всё чаще, они беседуют, оказываются равными собеседниками. Для фсфа Коврина он - истинный собеседник. "Ты один из немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими". Пока Коврину является монах, он пишет свой фсфский труд с вдохновением и наслаждением. Встреча с чёрным монахом сочетается в жизни Коврина с любовью к Тане. Отня с Таней заканчиваются свадьбой. Расцвет личности Коврина.

Но в какой-то момент Таня и Песоцкий понимают, что с Ковриным что-то не так: Таня застаёт его в пустой комнате разговаривающим с кем-то. Таня считает, что он сумасшедший, а когда она начинает так считать, он признаёт себя сумасшедшим и говорит об этом Песоцкому.

Его начинают всячески лечить и излечивают от явления чёрного монаха, но вместе с ним ушло вдохновение, творчество, и излеченный Коврин говорит о себе: "Я посредственность, мне скучно жить". Излечился и от гениальности.

Финал. Прошло время. Коврин расстался с Таней, с ним Варвара Николаевна, к. ухаживает за ним, он болен туберкулёзом. Варвара Николаевна повезла его в Крым, и по дороге в Ялту они останавливаются в Севастополе, где его настигает письмо Тани: отец умер, и она проклинает Коврина за гибель собственной жизни, гибель отца, гибель сада. Рай на земле совершенно разрушен. Вновь серенада, и со стороны Севастопольской бухты к умирающему Коврину летит чёрный монах.

В современных спектаклях монах описывается как наваждение. У Чехова - принципиальная многозначность ситуации.

Чехов пел на клиросе, было домашнее религ. образование. Чёрный монах - в православии монашество - чёрное духовенство, т.ч. это тавтология.

Вопрос художественного метода - практически неразрешимая проблема. Есть интерпретации, что "Чёрный монах" - символизм, и чёрный монах - символ и гениальности, и сумасшествия, т.е. особого состя сознания. Реализм: чёрный монах - мираж и призрак. Импрессионизм: импрессионистические моменты, особенно в финале. Однозначного ответа нет, как и на вопрос о художественном методе зрелого Чехова: он продолжает бросать вызов о его природе.

 

"Дом с мезонином" 96 г.

Подзаголовок: "Рассказ художника". Продолжается тема таланта, уточняется как тема исва: что такое исво, что такое талант. Именно тема исва: судьба современного Чехову исва. Это рассказ художника. В этой повести важное место занимает импрессионизм: он начинался во фр. живописи, и русская живопись подхватила его быстро. Один из близких друзей Чехова - Левитан. В рассказе "Попрыгунья", сатирически изображая круг совр. художников, он изображал и тех, кого знал рядом с ним, и отне Ольги Ивановны и Рябовского - это переложение отней Левитана с одной дамой; Левитан на это обиделся. Но прз Чехова противоречат друг другу. Здесь главный и любимый герой - художник, Левитан - его прототип. Художник талантлив и создаёт новое русское исво. Художник проводит лето у Петра Петровича Белокурова, и в соседнем поместье проживают сёстры Молчаниновы, Лида и Женя-Мисюсь. Между художником и Мисюсь завязываются сначала дружеские отня: ей интересно, что и как он рисует, тема совр. исва. Но снова нескко уровней: тема таланта + дуэльный принцип, столкновение двух противоположных концепций чкой жизни. Дуэль - между художником и Лидой. Смысл дуэли в том, что, с одной стороны, ценность исва - бесспорная для Чехова, и это отстаивает художник; Лида отстаивает "теорию малых дел": вся живопись никому не нужна, важнее помогать людям, учить детей, строить больницы и т.д. - малые дела. Фактически в столкновении этих двух позиций - столкновение двух собственных Чеховских позиций: он разделяет и позицию художника, но в Мелехово он сам занимался "малыми делами". Эти две жизненные позиции сталкиваются, и это ещё одна позиция гносеологич. творчества: сталкивать между собой две свои идеи.

Между художником и Мисюсь возникает любовь, тихая, импрессионистическая, но глубокая и искренняя. В эти отня жёстко вмешивается сестра Лида, и в один из дней художник, придя в усадьбу, не находит сестёр: Лида заставляет их уехать, осщ духовное насилие, разлучив художника и свою сестру. Финал: художник думает, что ему кажется, что его помнят, что его зовут: "Мисюсь, где ты?" - всё обрывается на полуслове.

Та же проблема художественного метода: Чехов пишет прз об импрессионизме и пытается создать импрессионистич. прз, а Лида и финал - это реалм. Сложно.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слепой музыкант» (1886 – 1898 гг.) | Понятие и виды юридического письма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.