Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система 1С:Предприятие




1.

Использование вычислительной техники привело к качественно новым тенденциям в построении структуры учетного аппарата.

Первое характерное различие заключается в использовании АРМ бухгалтера.

Под АРМ понимают профессионально ориентированный программно-аппаратный комплекс, который обеспечивает решение задач пользователя непосредственно на его рабочем месте

Создание АРМ бухгалтера основано на принципах персонификации вычислений и самообучения учетных работников, компьютеризации основных учетных функций, безбумажной технологии ведения бухгалтерского учета, рациональном объединении распределенной, децентрализованной и централизованной системобработки учетной информации.

АРМ для обработки учетной информации дают возможность классифицировать их по уровню управления:

• АРМ высших руководителей, включая главного бухгалтера, а также руководителей среднего и нижнего уровней управления;

• АРМ специалистов (АРМ бухгалтера и экономиста; нормировщика, диспетчера, инженера, технолога и др.);

• АРМ технических исполнителей (кладовщика, секретаря, кассира, продавца, оператора и др.).

Специфика состоит в том, что АРМ бухгалтера нуждается в создании технологии, которая предусматривает участие широкого круга работников организации: бухгалтеров, операторов, секретарей, кладовщиков, руководителей и других специалистов по обработке учетной информации — во введении данных, формировании первичных документов, визуальном контроле входных данных, составлении форм итоговых документов, которые осуществляются

на рабочем месте с помощью персонального компьютера.

При применении АРМ функции бухгалтеров изменяются следующим образом:

• основной обязанностью бухгалтера, ответственного за ведение учета на конкретном участке, становится обработка локальной информации на относительно небольшой информационной

базе;

• или информация поступает в виде заполненных первичных документов с регламентированной структурой, или первичный документ заполняется и оформляется на компьютере непосредственно бухгалтером;

• обработка документов состоит в отражении информации из документов в учетных регистрах путем введения их реквизитов и формирования проводок;

• обработка учетной информации строго регламентируется как инструктивными материалами, так и технологией работы с ней в системе.

Другой особенностью применения вычислительной техники является трансформация форм построения учетного аппарата.

Широкое использование вычислительной техники сначала обусловило централизованную обработку учетной информации, поскольку все вычислительные устройства были в одном отделе предприятия. Высокая цена компьютеров второго и третьего поколений, сложность их эксплуатации и обслуживания послужили причиной необходимости создания больших централизованных вычислительных центров со специальным штатом операторов и программистов и, как следствие, требовали максимальной степени централизации учета.

Унификация системы кодирования информации в масштабе организации облегчает управление хозяйственной деятельностью. Интегрированный централизованный массив данных обеспечивает возможность доступа к устройствам памяти для своевременного получения

необходимой информации

Использование одного мощного вычислительного центра сокращает затраты на электронную обработку данных

Централизованная база данных и использование вычислительной системой всей библиотеки программ способствует снижению трудоемкости и стоимости обработки информации

Однако максимальная централизация учета имела и негативные последствия: обработка учетной информации отрывалась от места осуществления хозяйственных операций, увеличивалась продолжительность документооборота, повышались затраты на перемещение носителей информации к месту их обработки и пр.

С развитием возможностей вычислительной техники и ее удешевлением, появлением персональных компьютеров, созданием АРМ бухгалтеров возникла возможность децентрализовать учет, поскольку теперь обработка первичной учетной информации и формирование конечной информации могут происходить непосредственно на рабочих местах учетных работников.

Децентрализованная система обработки данных имеет следующие преимущества

Обработка данных в непосредственном приближении к месту их возникновения и использования увеличивает заинтересованность управленческого и учетного персонала

в повышении достоверности входных данных

Могут быть учтены интересы отдельных подразделений (отделов) предприятий.

При помощи персональных компьютеров более оперативно решаются учетные задачи,

необходимые для управления этими подразделениями Повышается жизнеспособность системы обработки данных.

2. Создание структуры компьютерной бухгалтерии

В условиях использования некомпьютеризированных способов обработки учетной информации наиболее эффективным принципом построения структуры учетного аппарата является

централизация. Среди недостатков децентрализованной структуры бухгалтерского аппарата осложнение разделения труда между учетными работниками, увеличение штата и соответственно затрат на его удержание, несвоевременность отчетности, невозможность эффективного контроля.

Таким образом, построение структуры бухгалтерского аппарата по принципу централизации при некомпьютеризированных способах обработки учетной информации наиболее приемлемо,

поскольку дает возможность осуществлять эффективный контроль и разделение труда по функциональному признаку, хотя и не позволяет руководителям в подразделениях предприятия полностью использовать данные текущего учета для оперативного управления.

Вообще построение структуры бухгалтерии может базироваться на следующей совокупности принципов:

• определение для каждого структурного подразделения одной основной функции;

• подчинение одному руководителю не более пяти-восьми бухгалтеров;

• распределение обязанностей согласно индивидуальным возможностям исполнителей;

• децентрализация оперативной ответственности по объектам учета и контроля.

Исходя из критерия построения компьютерной бухгалтерии

можно выделить три группы предприятий, на которых работает:

а) один-два бухгалтера;

б) три-восемь бухгалтеров;

в) больше восьми бухгалтеров.

При численности бухгалтеров от трех до восьми главный бухгалтер выполняет функции контроля введения данных. Если бухгалтеров больше восьми, то следует разделить бухгалтерию на отделы (секторы). Подразделениями бухгалтерии могут быть отделы

контроля первичной информации, автоматизированной обработки и сохранения данных, формирования исходящих документов, документального контроля, инвентаризации, бухгалтерского архива.

Следует создать информационное и контрольное специализированные подразделения, а также отдел введения данных

Традиционно основой разделения труда бухгалтеров являлся принцип организации учета по отдельным учетным задачам (или участкам): учет внеоборотных активов, учет производственных запасов, учет оплаты труда, учет денежных средств, учет расчетных операций, учет затрат производства и т.п.

При автоматизации бухгалтерского учета по принципам компьютерной формы учета перечень учетных задач остается неизменным, но сохранение и преобразование информации, формирование результатных данных осуществляются в единой информационной базе.

Возможности компьютерной формы учета позволяют гибко распределять учетную работу между персоналом разных участков учета. Состав учетных задач остается неизменным при разных объемах учетных работ, однако список исполнителей существенно отличается в зависимости от размера предприятия и соответственно от объема учетной работы.

На малых предприятиях учет ведет одно лицо — главный бухгалтер предприятия на одном компьютере При необходимости к его компьютеру подсоединяются компьютеры руководителей С увеличением объема учетных работ увеличивается численность бухгалтеров на предприятии. К локальной сети подключаются АРМ бухгалтеров с разных участков учета Для наибольшей эффективности учетных работ следует предусматривать выделение мощного

компьютера как сервера, на котором будет сохраняться информационная база и выполняться основная масса вычислений.

Дальнейшая реализация информационной технологии компьютеризированного решения задач бухгалтерского учета с использованием АРМ на растущем предприятии предопределяет необ­

ходимость построения многоуровневой вычислительной системы, основанной на применении АРМ технических исполните­лей (первичный учет), АРМ функциональных работников (участки учета, круг 4) и АРМ руководителей. В условиях промышленного предприятия система бухгалтерского учета на основе АРМ на низшем уровне состоит из АРМ работников первичного учета (АРМ кладовщика по учету материальных ценностей, АРМ по учету выработки работников в цехах основного и вспомогательного производств, АРМ кладовщика по учету готовой продукции). Фактически КСБУ на этом этапе превращается в КИСП. Информацию на основе введенных данных передают по каналам связи в бухгалтерию. Последующие уровни относятся к бухгалтерии и содержат АРМ с участков учета и отдельных синтетических счетов (учет внеоборотных активов, учет производственных запасов, учет оплаты труда, учет готовой продукции и ее реализации, учет расчетных операций, учет затрат производства). Бухгалтеры контролируют введенные данные, проверяют их полноту и достоверность, при необходимости дополняют информацию и создают учетную информационную базу. Ее дополняют информацией с других АРМ и из информационных систем предприятия. Кроме того, возможна организация АРМ бухгалтера-аналитика и АРМ контроллера. Эти два АРМ охватывают задачи анализа и контроля, выполняемые работниками бухгалтерии. Таким образом, современная структура учетного аппарата не может эффективно функционировать без компьютерной формы учета. В условиях применения КСБУ возникает возможность усилить функцию контроля законности и экономической целесообразности фактов хозяйственной жизни, не повышая трудоемкость ведения учета. Информационная система обеспечивает непрерывный контроль как составления документов, так и текущих учетных записей. Это обусловлено тем, что компьютерная система бухгалтерского учета имеет свою внутреннюю структуру и встроенные алгоритмы, определяет правила учета и схему до­

кументооборота. Практический результат для предприятия — уменьшение вероятности как случайных, так и преднамеренных ошибок бухгалтера.

Лекция 28Возможности компьютерных систем бухгалтерского учета

Заменить бухгалтера не может ни одна бухгалтерская програм­ма, она всего лишь помогает специалисту выполнять ряд утоми­тельных действий. Самая качественная программа не поможет, если ею будет пользоваться неквалифицированный бухгалтер. А специ­алист, не разбирающийся в бухгалтерском учете, просто не смо­жет работать с бухгалтерской программой.

Компьютерные бухгалтерские системы должны уметь:

• правильно производить арифметические расчеты;

• обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы;

• осуществлять безошибочный перенос данных из одной печат­ной формы в другую;

• производить накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности;

• обращаться к данным и отчетам за прошлые периоды.

Для обеспечения указанных возможностей система должна иметь единую базу данных (БД) по текущему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, из которой любые данные могут быть легко получены по запросу пользователя. В за­висимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут содержать различную информацию, но в обязательном по­рядке должны соответствовать структуре принятого плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкрет­ную учетную деятельность.

Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, сум­мирование итогов и начисление процентов, должны использовать действующие расчетные нормативы. При этом программа должна уметь легко изменять их по запросу пользователя. Важно, чтобы правильность расчетов проверялась с помощью специальных на­дежных методов и одновременно результаты заносились во все необходимые документы и таблицы.

Весь бухгалтерский и налоговый учет ведется на основе пер­вичных документов, поэтому первая задача любой бухгалтерской программы — автоматизировать ввод, создание, хранение и учет таких документов.

Некоторые документы создаются непосредственно в програм­ме, и она должна максимально упростить бухгалтеру эту процеду­ру. Автоматическая нумерация документов и подстановка нужных дат, выбор значений из справочников вместо ввода информации с помощью клавиатуры существенно ускоряет и упрощает созда­ние документов. Если в документах есть расчетная часть (напри­мер, следует отдельно выделить НДС — налог на добавленную стоимость), то программа автоматически выполнит нужные рас четы и самостоятельно выведет сумму прописью. А бухгалтеру ос­тается выполнить минимум операций — ввести только наименование товара, количество и цену без НДС.

Другие документы попадают в бухгалтерию из разных подраз­делений или от сторонних организаций. Данные из этих докумен­тов следует ввести в компьютер, не изменяя при этом никакой информации.

Для ввода документа в компьютер хорошо бы использовать сканер, а затем автоматически преобразовать отсканированный документ в удобный для хранения вид. Но пока современные бухгалтерские программы не способны на это, поэтому бухгалтеру приходится вручную вводить нужную информацию, используя формы соответствующих документов.

Для облегчения ввода во многих программах используются раз­личные справочники, которые существенно помогают при вводе множества однотипных документов.

Введенные и созданные документы хранятся в программе, их в любой момент можно просмотреть и при необходимости откор­ректировать. Программа должна иметь удобные средства поиска нужного документа, а продуманная структура хранения докумен­тов существенно облегчит работу бухгалтера.

Следует отметить, что не всегда в бухгалтерию документы по­падают в нужном виде и в установленный срок. Важно, чтобы программа позволяла изменять документы задним числом и такие и изменения не нарушали все дальнейшие операции, выполняемые мосле введения документа.

На основе первичных документов создается журнал хозяйствен­ных операций. При отсутствии компьютера эта трудоемкая и уто­мительная работа выполняется бухгалтером вручную. Любая бухгалтерская программа автоматически создает журнал операций на основе введенных документов, однако некоторые операции все же приходится выполнять вручную. В идеале весь журнал хозяйственных операций должен создаваться автоматически.

Чем совершеннее бухгалтерская программа и чем лучше она настроена на особенности учета на конкретном предприятии, тем меньше операций вводится вручную.

Каждая хозяйственная операция порождает одну или несколько проводок, которые помещаются в журнал проводок. Бухгалтерская программа делает эту операцию автоматически, поэтому вводить проводки вручную в журнал приходится достаточно редко. Ввод операции вручную и состоит в описании связанных с ней проводок, так что на практике бухгалтеру все же приходится иногда описывать нужные проводки, но это делается через журнал опе­рший, а не напрямую в журнале проводок. В некоторых программах отдельный журнал проводок отсутствует и вся работа ведется с журналом хозяйственных операций. Требование ведения налогового учета наряду с бухгалтерским учетом существенно увеличило нагрузку на бухгалтеров. Исполь­зование компьютера для ведения не только бухгалтерского, но и налогового учета помогает избежать двойного учета. Для ведения большинства налоговых регистров достаточно информации, получаемой из первичных документов, используемых в бухгалтерском учете. Добавив несколько документов, программа может автоматически построить любой налоговый регистр. Многие фир­мы, производящие бухгалтерские программы, своевременно добавили возможность ведения налогового учета в свои програм­мы.

Кроме первичных документов, журналов хозяйственных опе­раций и проводок любая бухгалтерская программа обязательно поддерживает ведение многочисленных справочников. Они нуж­ны не только для быстрого ввода документов, но и для автомати­ческих расчетов.

План счетов, штатный состав предприятия, курсы валют, ставки налогов и другая информация должны храниться в программе для ее правильного функционирования. Программа должна обязательно давать возможность редактирования справочников, добавления и удаления из них информации. Справочной информации может быть очень много, поэтому в программе должны быть предусмотрены способы структурирования и поиска, облегчающие работу со спра­вочниками.

Конечная цель работы любой бухгалтерии — составление отче­тов по результатам хозяйственной деятельности предприятия. Важно иметь возможность оперативно получать такие отчеты, как обо­ротную ведомость, шахматку, Главную книгу, журнал-ордер и некоторые другие. Данные отчеты программами строятся автома­тически на основе информации из журнала проводок. Отчеты, сдаваемые в налоговую инспекцию, во внебюджетные фонды и в органы государственной статистики, большинство программ так­же создают автоматически, хотя иногда вам предлагается вруч­ную заполнить ряд полей в стандартной форме.

Можно сказать, что одна из главных причин использования бухгалтерских программ — автоматизация построения этих отче­тов. При ручном расчете неизбежны ошибки, а компьютер пост­роит отчет абсолютно безошибочно, конечно, если информация в журнале проводок верна.

В любой компьютерной бухгалтерской системе должен быть ге­нератор отчетов, обеспечивающий все функции подготовки и пе­чати документов. Чем мощнее эти средства, тем привлекательнее система для ее пользователей. Что еще здесь важно? Конечно же, возможность распечатки отчетов на различных по классу печата­ющих устройствах — матричных, струйных или лазерных принте­рах. Пользователь не должен испытывать никаких проблем при подключении к своему компьютеру любых допустимых моделей принтеров или при смене одной модели на другую.

Ценность бухгалтерской системы во многом определяется ее возможностями по перерасчету прежних объектов учета в связи с новыми условиями (например, деноминацией). При таких пере­расчетах должны быть предусмотрены изменения данных во всех предыдущих документах и в текущей отчетности.

Практические работники отмечают, что с бухгалтерской программой удобнее работать, когда максимально используется клавиатура и минимально — мышь. Это сильно влияет на скорость работы, а бухгалтер умеет считать не только деньги, но и время.

В бухгалтерском учете имеется ряд периодических действий, которые следует регулярно выполнять: начисление и выплата за­работной платы, расчет амортизационных отчислений, пере­оценка валюты. Эти операции в большинстве бухгалтерских программ выполняются автоматически, при этом формируются все необходимые проводки.

Ряд бухгалтерских программ позволяет производит импорт данных из других специализированных программ, скажем смет­ных программ, таких как «Сметчик-строитель», «WinCMeTa», СМЕТА-плюс». Примером может служить реализация экспорта чанных в «1С: Бухгалтерию» из «WinABePC» (начиная с версии ' 31). Режим «Экспорт в 1С» формирует транспортный файл фор­мата, стандартного для «1С», который содержит все необходимые чанные для проведения операций списания материалов. После им­порта данных в «1С: Бухгалтерию» каждой переданной ресурсной позиции из сметной программы соответствует операция в журнале операций.

Некоторые специализированные программы создаются на базе существующих бухгалтерских программ. Например, для автоматизации учета деятельности предприятий питания разработана программа «1С-Рарус: Общепит» (на базе программы «1С: Бухгалте­рия»), позволяющие оформлять всю документацию предприятия от составления плана-меню до списания продуктов со склада.

Для бухгалтерий крупных предприятий чрезвычайно важно иметь возможность одновременной работы нескольких бухгалте­ров с одной информационной базой. Иногда возникает необходи­мость консолидации учета. Эти проблемы решаются большинством бухгалтерских программ, но для этого необходимо использовать более дорогую сетевую версию программы.

Многие программы имеют встроенный калькулятор и календарь, хотя обычный настольный калькулятор или настенный календарь часто оказывается значительно удобнее, чем встроенные и программу.

Некоторые бухгалтерские программы позволяют также создать текстовые документы, но для этих целей значительно удобнее использовать текстовый редактор MS Word. Если же програм­ма позволяет создавать электронные таблицы, то они оказывают­ся менее удобными, чем электронные таблицы Excel. Многие дополнительные возможности, встроенные в бухгалтерские програм­мы, на практике используются достаточно редко.

Следует отметить одну особенность российского бухгалтерско­го учета: все время выходят новые законы, приказы, постановле­ния и инструкции, правила учета постоянно меняются. Большин­ство бухгалтерских программ отслеживают такие изменения, но для этого программу приходится постоянно модифицировать и обновлять. Если вы не обновляли программу длительное время, многие автоматически выполняемые действия окажутся ошибо­чными, при этом брльшее число операций надо будет выполнять вручную.

Для успешной работы программы ее следует адаптировать под особенности деятельности конкретного предприятия. Часто затра­ты на приобретение программы оказываются меньше, чем затра­ты на ее адаптацию и обновление, поэтому иногда проще изме­нить учет в организации под возможности программы.

Современные бухгалтерские системы вышли за рамки автома­тизации чисто бухгалтерской деятельности. Фирмы, производя­щие бухгалтерские системы, предлагают дополнительные програм­мы по автоматизации учета кадров, складского учета, торговой деятельности и т. д. При этом все программы тесно связаны между собой и позволяют работать в едином информационном простран­стве различным подразделениям организации.

Отдельные бухгалтерские программы могут напрямую работать с некоторым автоматизированным торговым и складским обору­дованием. Например, информация с контрольно-кассовых машин, со сканеров штрих-кодов и другого оборудования автоматически может попадать в информационную базу бухгалтерской программы.

На сегодняшний день создаются комплексные системы авто­матизации, включающие в себя и бухгалтерский учет. Так, для автоматизации ресторанов, баров и кафе создан программный ком­плекс R-KEEPER. Это мощный инструмент для всеобъемлющего контроля зала, складского учета и учета рабочего времени, от­личный помощник для финансового менеджмента.

Практически все бухгалтерские программы позволяют вести не только синтетический, но и аналитический учет. Различные отче­ты, формируемые на основе данных по объектам аналитического учета, позволяют облегчить ведение складского учета и учета вза­имоотношений с контрагентами.

Постоянное развитие специализированных программ для фи­нансового анализа позволяет предположить, что в недалеком бу­дущем они станут удобнее и доступнее. Следует отметить, что та­кие программы не слишком распространены, достаточно дорогии сложны в освоении. Чаще всего для финансового анализа ис­пользуются электронные таблицы MS Excel, которые предостав­ляют собой мощные расчетные средства, легки в освоении и удоб­ны в использовании.

Современные бухгалтерские программы не предлагают полную автоматизацию бухгалтерской деятельности. Они ограничиваются учетом и хранением первичных документов и выполнением ряда расчетов, а также построением различных отчетов. Полную авто­матизацию расчетов в любой финансово-хозяйственной ситуации бухгалтеру не предлагает ни одна из программ.

Бухгалтерская программа реализует указания бухгалтера, но не подсказывает нужные решения. Бухгалтеру следует самостоятельно выбрать, что он должен сделать в той или иной ситуации. В идеаль­ном варианте хотелось бы, чтобы любая задача, которую надо ре­шить бухгалтеру, передавалась программе и она автоматически выбирала бы необходимую последовательность действий, предлагая бухгалтеру лишь ввести нужную информацию.

На сегодняшний день бухгалтер при работе с существующими программами должен самостоятельно определить последователь­ность действий, после чего программа поможет выполнить их.

Ведущие российские фирмы-разработчики оперативно выявляют основные неудовлетворенные потребности бухгалтеров и быстро приводят свои системы в соответствие к новым требова­ниям и запросам. Во многих компаниях есть собственные службы сопровождения, которые при необходимости могут и качать помощь непосредственно на местах.

 

Лекция 29Классификация бухгалтерского программного обеспечения

Для классификации современного программного обеспечения по бухгалтерскому учету выделяются следующие классы программ:

• мини-бухгалтерия;

• интегрированные бухгалтерские системы;

• бухгалтерский конструктор;

• бухгалтерский комплекс;

• бухгалтерия-офис;

• системы учета международного уровня;

• международные системы.

Мини-бухгалтерия. Отличительными чертами систем этого комплекса является небольшой объем учетных операций, а также отсутствие инструментов для организации учета по различным участкам. При этом ограничен набор операций, реализованных в программах дан- класса. Мини-бухгалтерии позволяют оформлять небольшое количество первичных документов и форм отчетности, использу­ются для бухгалтерий с малой численностью (до трех человек).

Интегрированные бухгалтерские системы. Эти си­стемы обеспечивают ведение учета по всем основным участкам и предоставляют пользователям более широкие возможности. Организация учета на нескольких компьютерах с объединением данных в одной базе, на основе которой формируется отчетность является их отличительной особенностью. Интегрированные бух­галтерские системы позволяют организовать работу и в локальной сети. При этом на каждом компьютере, как правило, работает вся система, а для разделения учета используются лишь определен­ные ее возможности.

Бухгалтерский конструктор. Программы класса бухгалтерский конструктор отличаются наличием развитого языка макропрограммирования и средств настройки, что позволяет адапти­ровать их к особенностям учета на любом предприятии.

В современных условиях, когда довольно часто изменяются си­стема налогообложения и методика учета, разработчики программ любого класса стремятся обеспечить гибкость своих программ. Правда, чаще всего они ограничиваются возможностью редакти­ровать текстовые файлы форм первичных документов и изменять ставки налогов.

Программы класса бухгалтерский конструктор предоставляют пользователям возможность изменять методику учета, корректи­ровать учетную политику предприятия, которая предполагает, например, выбор определенных правил оценки запасов товарно-материальных ценностей.

Бухгалтерский комплекс. Это уже целая система из отдельных взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (на­пример, «Финансы», «Заработная плата», «Склад», «Торговый зал»). Каждый отдельный элемент системы предназначен для ав­томатизации отдельного участка бухгалтерского учета. Работа от­дельных АРМ может быть организована как на одном компьюте­ре, так и на разных машинах, объединенных в локальной вычис­лительной сети. Совместная работа различных АРМ обеспечивает­ся чаще всего через АРМ главного бухгалтера. Такая организация работы системы обладает широкими функциональными возмож­ностями, что позволяет сосредоточиться на отдельных участках учета и требует меньшей доработки пользователями.

Бухгалтерия-офис. Программы этого класса помимо учет­ных функций решают аналитические задачи, оптимизируют сбыт продукции, управляют закупками сырья, обеспечивают органи­зацию делопроизводства на предприятии, а в некоторых системах и правовую поддержку бизнеса благодаря возможности совмест­ной работы со справочными правовыми системами, поставля­емыми отдельно от основного модуля. Система предоставляет широкие возможности в области менеджмента и маркетинга, поэто­му бухгалтерская составляющая здесь может не быть главенству­ющей. Больше внимания уделяется взаимосвязи составных частей системы и возможности эффективного управления предприятием.

Системы учета международного уровня. Эти системы позволяют организовать учет и проводить анализ в соответствии с некоторыми международными стандартами учета (GAAP, IAS). Поскольку совместить отечественные методики с междуна­родными довольно сложно, такие системы позволяют сформировать лишь наиболее распространенные формы внутрифирменной отчетности (Income Statement, Cash Flow) и произвести анализ хозяйственной деятельности по набору ограниченных показате­лей с использованием несложных методик (например, Break Event I'oint). Интерфейс таких программ организован, как правило, на русском и английском языках.

Международные системы. Программы этого класса поставляются на отечественный рынок программных продуктов иностранными фирмами. Первой отличительной особенностью этих программ является многоязычность (10— 15 языков), вторая особенность — модульность программ, что предполагает наращива­ние возможностей программы посредством новых модулей, при­обретаемых за дополнительную плату.

Международные системы, как и программы Бухгалтерия-офис, не только предоставляют пользователю широкие возможности в области организации традиционного бухгалтерского учета, но и позволяют обеспечить управление проектами, системой закупок и продаж. Кроме таких возможностей, как генерация отчетов, настройка меню пользователя, указанные системы могут содержать специфические и не свойственные отечественным программам сервисные возможности. Например, работа программы по таймеру позволяет выполнить длительную обработку данных, резерв­ное копирование и формирование объемных ежедневных отчетов и ночное и нерабочее время.

 

 

Лекция 30Российские программы бухгалтерского учета

В настоящее время на российском рынке программного обес­печения бухгалтерского учета предлагается множество программ разныхпроизводителей. Все они имеют схожее функциональное наполнение, но основаны на различающихся технологических принципах и часто имеют непохожий интерфейс.

Переход от использования одной программы к другой вызывает некоторые затруднения, которые связаны с индивидуальностью интерфейса и различиями в правилах настройки программ.

Однако несмотря на существенные различия в порядке приме­нения различных программ все они основаны на едином подходе к решению задач бухгалтерского учета, вытекающем из его клас­сической технологии. В самом общем виде она сводится к тому, чтобы на основании информации первичных документов, вводи­мых в базу данных системы, составить записи о хозяйственных операциях, вычислить обороты и исходящие остатки счетов и за­тем составить отчетность.

По результатам анкетирования ведущих российских фирм—раз­работчиков программ для бизнеса было установлено, что более половины из них занимаются разработкой автоматизированных систем для бухгалтерии.

Приведем перечень наиболее известных и популярных россий­ских разработчиков автоматизированных бухгалтерских систем:

«1С» (серия программ «1С: Бухгалтерия»);

«Инфо-Бухгалтер» («Инфо-Бухгалтер»);

«ПАРУС-Предприятие» («ПАРУС»);

«Интеллект-Сервис» (серия «БЭСТ», с конца 2004 г. — «ИС»),

«ДИЦ» («Турбо Бухгалтер»);

«Инфин» («ИНФИН Управление»);

«Омега» (серия ABACUS, AF7);

«Инфософт» (система «Флагман»);

«Галактика-Парус» (серии программ «Галактика» и «Парус»);

«Гектор» («Гектор: Бухгалтер»).

Коротко остановимся на некоторых из перечисленных выше программ.

По некоторым оценкам «1С: Бухгалтерия» является наиболее распространенным экономическим программным продуктом на территории бывшего СССР, число официальных пользователей превышает 300 тысяч.

Версия «1С: Бухгалтерия 7.7» обеспечивает ведение бухгалтер­ского учета хозяйственных операций и налогового учета. На осно­ве информации из этих регистров в дальнейшем создаются пока­затели регистров формирования данных. Разработанная «1С» ме­тодология позволяет обойтись без двойного ввода, так как каждая хозяйственная операция автоматически регистрируется и в бух­галтерском, и в налоговом учете.

Программа отличается следующими качествами: широкие воз­можности ведения планов счетов, поддержка ведения многомер­ной аналитики, реализация системы регистрации информации о движении средств, объединение вводимых проводок в операции, реализация единого механизма построения отчетов. В «1С: Бухгал­терия 7.7» имеются мощные (по сравнению с предыдущими вер­сиями) средства для организации работы «от документа», кото­рые сочетаются с развитыми режимами ручного ввода операций (работа с журналом операций и проводок, типовые операции).

В программе присутствует весь стандартный набор сервисных иозможностей системы «1С: Предприятие»: современный интер­фейс, мощные средства конфигурирования, построение диаграмм, гибкие средства связи с другими программами и многое другое.

В 2002 г. фирма «1С» создала новую технологическую платфор­му «1С: Предприятие 8.0», при проектировании которой был проведен серьезный анализ опыта применения предыдущих версий и учтены многочисленные пожелания партнеров и пользователей системы.

Программа «Инфо-Бухгалтер» была создана в 1992 г. Она пред­назначалась для автоматизации бухгалтерской деятельности на малых и средних предприятиях. Она пользуется заслуженной попу­лярностью благодаря простоте освоения. По возможностям эта программа уступает некоторым другим более мощным программам, но для автоматизации работы бухгалтерии на большинстве пред­приятий ее вполне достаточно. В последних версиях программы кроме бухгалтерского учета реализован и налоговый учет.

Программа «Инфо-Бухгалтер» сертифицирована Госстандартом России на основании протокола испытаний и внесена в перечень программ, рекомендованных к использованию ГНИ.

Разработчики программы «Инфо-Бухгалтер» предлагают базовую и профессиональную версию программы. В базовой версии содержатся только самые необходимые документы для ведения учета на небольшом предприятии. В профессиональной версии до­полнительно имеется возможность ведения количественного уче-1'П, расчета зарплаты, ведения валютных операций. Кроме того, в профессиональную версию добавлены дополнительные докумен-1Ы, а также имеется возможность построения графиков и некото­рые другие сервисные функции. Когда необходимо, чтобы с од­ной информационной базой одновременно работали несколько бухгалтеров, следует приобрести сетевую версию программы.

Широко известна программа «ПАРУС-Предприятие» под Windows. Она предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности. Это простая, удобная, но в то же время мощная функциональная система, позволяющая автоматизировать бухгалтерский, складской и кадровый учет, основные торговые процессы, расчет заработ­ной платы. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких объединенных в локальную сеть компьютерах.

Для автоматизации крупных корпоративных пользователей разработанпрограммный комплекс «Парус», в который помимо основных модулей добавились две новые подсистемы: «Консолида­ция учета» и «Обработка авизо». Их применение дает возможность решать вопросы построения единого информационного поля для российских холдингов и объединений, а также автоматизировать различные бизнес-процессы компаний со сложной, многоуров­невой, территориально-распределенной структурой управления.

Компания «Интеллект-Сервис» предлагает систему «БЭСТ-5». В конце 2004 г. серия «БЭСТ» поменяла название на «ИС». Это программный комплекс, развивающий все лучшие качества «БЭСТ-4» и реализованный на Windows-платформе. Программа автоматизирует бухгалтерский и налоговый учет, ведение кассо­вых и банковский операций, управление складом, закупками и продажами, учет имущества, расчет заработной платы. Осуществ­ляет контроллинг: управленческий учет, бюджетирование, анализ экономической деятельности, и оказывает помощь в приня­тии управленческих решений.

Система «БЭСТ-4» является, в первую очередь, торговой сис­темой, но тем не менее обеспечивает автоматизацию всех основ­ных участков учета на предприятии (ведение расчетных счетов, кассы и расчетов с подотчетными лицами, учет основных средств и материалов, расчет зарплаты) и может быть успешно использо­вана для автоматизации предприятий любого профиля.

Интерфейс системы направлен на пользователя, благодаря чему большинство настроек может быть выполнено пользователем са­мостоятельно, без привлечения специалистов фирмы-разработ­чика.

Система управления предприятием «БЭСТ-ПРО» предназна­чена для автоматизации учета и управления на промышленных предприятиях и адаптирована к различным условиям хозяйство­вания, в том числе и во время кризисов.

Программа «БЭСТ-ОФИС» предназначена для малых предпри­ятий. В ней осуществляется учет по упрощенной системе налого­обложения. Применяется она для управления малыми предпри­ятиями сферы торговли и услуг с локальной сетью, объединяю­щей до пяти рабочих мест.

Семейство программ «Турбо Бухгалтер» предназначено для ав­томатизации ведения бухгалтерского и управленческого учета на предприятии. При этом возможно ведение учета деятельности не­скольких предприятий на одном компьютере. Имеются несколько версий программы «Турбо Бухгалтер», которые различаются по возможностям и, конечно, по цене.

Базовая версия является программой комплексного учета для малых предприятий, которая включает бухгалтерию, расчет зарп­латы, учет материальных ценностей и основных средств, а также работу с контрагентами.

Профессиональная версия программы (версия проф) не имеет ограничения по числу проводок, позволяет вести многовалютный учет на малых и средних предприятиях. Версия отличается большим количеством входящих в нее модулей различных разделов учета.

Версия соло предназначена для комплексной автоматизации деятельности средних и больших предприятий.

Версии проф и соло позволяют создавать собственные подсистемы и приложения. Разработчики программы утверждают, что программа «Турбо Бухгалтер» создавалась для продвинутых бухгалтеров, которые видят свою задачу не просто в учете хозяйственной деятельности посредством ввода типовых операций, но и к создании специализированных подсистем учета, отражающих специфику учетной политики и позволяющих анализировать деятельность в желаемых разрезах. Однако на практике, чтобы пол­ностью использовать все возможности программы, нужно быть не продвинутым бухгалтером, а программистом, занимающимся бухгалтерским учетом.

Модуль бухгалтерского учета входит в любую версию програм­мы, хотя команды меню и внешний вид программы могут немного. меняться в зависимости от варианта поставки программы.

Комплекс программ «ИНФИН Управление» предназначен для автоматизации бухгалтерского учета и управленческой деятельности на предприятиях.

Компоненты комплекса позволяют вести бухгалтерский учет, учет товаров и материалов. Можно также контролировать закупки и продажи, расчеты с поставщиками и покупателя­ми, выполнять управление персоналом и расчет заработной платы на Работая с системой, вы можете вести учет одновременно на I нескольких предприятиях различных форм собственности и видов деятельности.

•ИНФИН Управление» включает в себя бухгалтерию, расчет зарплаты, управление кадрами, канцелярию.

 

 

Лекция 31 Особенности ведения бухгалтерского учета в программе 1С:Предприятие 8

Вопросы к рассмотрению:

1.Система 1С:Предприятие 8

2.Описание понятий системы

Система 1С:Предприятие является универсальной системой автоматизации экономической и организационной деятельности предприятия. Поскольку такая деятельность может быть довольно разнообразной,система 1С:Предприятие имеет возможность «приспосабливаться» к особенностям конкретной области деятельности, в которой она используется. Для обозначения такой способности используется термин конфигурируемость, то есть возможность настройки системы на особенности конкретного предприятия и класса решаемых задач. Это достигается тем, что 1С:Предприятие - это не просто программа, существующая в виде набора неизменяемых файлов, а совокупность различных программных инструментов, с которыми работают разработчики и пользователи. Логически всю систему можно разделить на две большие части, которые тесно взаимодействуют друг с другом: конфигурацию и платформу, которая управляет работой конфигурации Платформа обеспечивает работу конфигурации и позволяет вносить в нее изменения или создавать собственную конфигурацию. Существует одна платформа (1С:Предприятие 8) и множество конфигураций.

Функционирование системы 1С:Предприятие 8 делится на два разделенных во времени процесса: настройку {конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учета или выполнению различных расчетов. Таким образом, всю работу с системой можно разделить на два этапа:

· Конфигурирование,

· Непосредственная работа пользователя с информационной базой.

Конфигурирование. На этапе конфигурирования системы 1С:Предприятие8 выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При этом определяются структуры и свойства справочников и документов, описываются формы и алгоритмы построения отчетов, настраивается ведение учета.

При конфигурировании системы разработчик конфигурации или администратор системы может также создать наборы прав доступа к данным соответствующие пользователям разного уровня. Количество и структура наборов прав определяются конкретной конфигурацией системы.

Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных, в системе в рамках режима Конфигуратор предусмотрена возможность настройки меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш.

Кроме того, на этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей (менеджеров, бухгалтеров, кадровиков и т. д.), а также для конкретной организации создается список пользователей.

Работа пользователя. Работа пользователя с информационной базой! осуществляется при запуске системы в режиме 1С:Предприятие. При этом выполняется собственно функционирование системы в предметной области: I осуществляется ввод документов, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных расчетов и т. д.

Пользователю предоставляется возможность ввода и обработки информа­ции описанной в конфигурации структуры с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.

Поведение системы 1С:Предприятие 8 определяется конкретной конфигура­цией, особенности которой описываются:

· набором констант;

· составом, структурой и свойствами справочников;

· формами просмотра списков справочников и ввода элементов справочников;

· составом и наборами значений перечислений;

· составом и наборами значений планов видов характеристик;

· планом счетов;

· составом и наборами значений планов видов расчета;

· составом бизнес-процессов и задач;

· формами ввода документов;

· формами списков документов;

· формами журналов документов;

· формами и алгоритмами отчетов и обработок; регистров;

· составом, структурой и свойствами регистров;

· интерфейсами пользователя;

· правами пользователя на доступ к различным объектам и режимам программы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.