Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Греция и Рим

Краткий исторический очерк развития анатомии человека.

Анатомия – такая же древняя наука, как и само человечество. Ни одна наука не уходит так далеко в прошлое своими корнями, как анатомия. У людей древнего палеолита уже имелись кое-какие сведения о строении тела человека. Рисунки на стенах пещер каменного века указывают на то, что примитивные анатомические познания нужны были охотнику эпохи палеолита как во время сам ой охоты, так и при последующей обработке туши животного. Люди сталкивались с различными травмами, ранами, заболеваниями, и у них появлялось естественное стремление оказать посильную помощь пострадавшему. Древний человек наблюдал постепенное разрушение многих частей тела после смерти, когда обнажались кости. Разрезанные на части звери, убитые на охоте, доставляли человеку обильный материал для знакомства со строением тела животного. Приобретенные при этом знания по анатомии передавались устно из поколения в поколение, пополнялись новыми наблюдениями и носили характер преданий.

В доисторический период низкое экономическое развитие общества обуславливало примитивное, иногда и ложное представление о природе и слабое знание строения человеческого тела.

 

Анатомия как наука берет свое начало в Древней Греции. Развитию медицины в Элладе способствовало то, что религия здесь не оказывала своего одностороннего и довлеющего влияния, как у восточных народов. Местный религиозный культ преобразовал религию в систему, во главе которой стоял бог врачевания Асклепий (или рим. Эскулап) – покровитель храмовой медицины. При храмах устраивались лечебные учреждения и создавались врачебные школы. Особым процветанием прославились в Греции школы на островах Кос и Книдос. Врачебное дело в Древней Греции было поставлено на достаточно высокую ступень для своего времени, и врачей причисляли к демиургам (государственным деятелям). В «Илиаде» Гомера (IX – VIII вв. до н. э.) отмечается, что «опытный врач – драгоценнее многих других людей». Профессия врача являлась наследственной, переходя в семье от отца к сыну. Традиции и врачебные знания передавались из поколения в поколение.

Один из ярких представителей косской школы – Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 г. до н. э.), которого по праву называют отцом античной медицины. Большая его заслуга перед наукой состоит в том, что он собрал и систематизировал все накопленные до него данные и написал книгу «Гиппократов сборник». В области медицины Гиппократ был непререкаемым авторитетом на протяжении двух тысяч лет. Он впервые высказал гениальную мысль о том, что врач должен лечить не болезнь (по установленному шаблону), а больного, принимая во внимание его индивидуальные особенности, возраст, конституцию, состояние, время года и т.д. Гиппократ считал, что в организме человека имеется 4 жидкости (сока): кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь. От преобладания в организме того или другого из соков зависит темперамент человека: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (светлая желчь) и меланхолик (черная желчь).

Исходя из такого представления о человеке, Гиппократ смотрел на болезни как результат нарушения смешения жидкостей в организме. Отсюда возникла «гуморальная» теория, которая в известной мере сохранила свое значение и в настоящее время. Ученый считал анатомию первоосновой медицины, а последнюю он рассматривал как искусство. Известна клятва Гиппократа, которая принимается каждым окончившим вуз врачом. Были у Гиппократа и ошибки в его мировоззрении, но за них мы не можем его осуждать, так как они были обусловлены временем, в котором жил этот великий врачеватель.

Представителем книдской школы был Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), собравший и изложивший в своих сочинениях факты естествознания. Он установил, что сердце имеет четыре камеры, описал некоторые черепно-мозговые нервы. Аристотель высказал мысль, что всякое животное происходит от животного, и подошел к изучению организма с точки зрения его развития, т.е. диалектически. Но он не был последовательным диалектиком, постоянно сбивался на метафизику: материю признавал вечной и неуничтожимой, высшей формой матери считал душу.

С утратой политической независимости Афины перестали быть и центром греческой науки. Эта роль перешла к городу Александрии, основанному Александром Македонским у устья реки Нил, где перекрещивались морские и караванные торговые пути и где создались предпосылки для расцвета науки и культуры. Здесь сложились благоприятные условия для становления анатомии как самостоятельной отрасли медицины. Ее развитию способствовало разрешение на вскрытие умерших.

Крупнейшими представителями Александрийской школы, внесшими наибольший вклад в учение о строении тела человека, были Герофил и Эразистрат.

Основоположник описательной анатомии Герофил (конец IV – первая половина III в. до н. э.) первым описал головной мозг с его оболочками, сосудистыми сплетениями, венозными пазухами и слияниями последних, выяснил разницу между двигательными и чувствительными нервами. Он дал название двенадцатиперстной кишке и предстательной железе, исследовав их строение.

Эразистрат (ок. 3000 – ок. 240 г. до н. э.) учил, что организмы состоят из мельчайших неделимых частей – атомов. Вместе с Герофилом он производил вскрытие трупов и вивисекции (живосечения). Он подробно изучил желудочки мозга, извилины мозговой коры и, отметив, что у человека их больше, чем у животных, высказал мнение о связи развития извилин с интеллектом. Эразистрат описал двух- и трехстворчатые клапаны сердца.

Из Александрийской школы вышли выдающиеся представители медицины Древнего Рима: Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Гален (ок. 130 – ок. 200 г.) после Гиппократа считался самым выдающимся ученым древности, который свою научную деятельность начал в Александрии и продолжил в Риме. Свои анатомические взгляды он изложил в труде «О назначении частей тела человека», где структура органов рассматривается в неразрывной связи с их функцией. Гален дал классификацию костей и их соединений. Некоторые введенные им наименования (такие, как диафиз, эпифиз, симфиз) сохранились до наших дней. Он создал теорию кровообращения, но центральным органом считал печень. Считал также, что между правым и левым отделами сердца имеется сообщение.

Анатомические исследования Гален производил на животных, чаще всего на обезьянах, которых он называл «смешными копиями человека». Данные своих опытов он почти безо всяких изменений переносил на человека, вследствие чего многие его ошибочные представления о строении человеческого тела, воспринимаемые беспрекословно последующими учеными на основании огромного научного авторитета Галена, неблагоприятно отразились на развитии анатомии. Гален недооценивал значение препарирования трупов людей, считая это занятие «тошнотворным». Он полагал, что организм построен по замыслу верховного художника. Галена называют завершителем античной медицины. Его влияние на последующее изучение строения тела человека было настолько велико, что в течение четырнадцати веков врачи обучались медицине и анатомии по его произведениям. Даже в XV столетии последователи школы Галена, наблюдая несоответствие между фактическими данными о структуре органов и его учением, утверждали, что за большой период после Галена изменилось строение человеческого организма, но не допускали и мысли, что он мог ошибаться, и не осмеливались проверять его взгляды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структурная организация человеческого организма | Эпоха возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.