Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личностные опросники

ЦЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должны осно вываться на знани и того, для какой цели они используются.

Причиной, побудившей в свое время Бине заняться разработкой тестов, была необходимость выявления умственно отсталых детей с последующим их определением в специальные школы.

И до сегодняшнего дня определение неполноц енности остается важной областью применения отдельных видов психологических тестов. Однако в этом случае тестирование проводится лишь с целью составления психологических характеристик, касающихся специфических особенностей мышления, памяти, внимания и других психических процессов ребенка, а окончательное заключение о том, является ли он умственно отсталым или просто педагогически запущенным, делают дефектологи.

 

По той же схеме происходит исполь зование психодиагностических данных:

а)- в медицине,

б) - в судебных органах (по запросу суда для составления психологической экспертизы).

Во всех этих случаях результаты тестирования предназначены для представителей смежных специальностей, которые используют их для постановки непсихологического диагноза (например в медицине — для определения формы заболевания) или для того или иного решения (административного, судебного и т.п.).

Достаточно обширное прил ожение психоло гические т есты находят

в системе образования, где на основании их результатов ставится психологический диагноз:

• Распределение детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения;

* выявление малоспособных, с одной стороны, и одаренныхс другой;

• выявление психологических причин школьной неуспеваемости — это лишь некоторые примеры использования тестов в образовании.

• В школьной практике тесты могут использоваться также с целью профессиональных консультаций и для отбора в определенные профессионально-технические училища, колледжи.

ОПРОСНИКИ

Это такая группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверж дений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инстру­ментов и мог ут быть подр азделены на:

- личностные опросники (или опросники личности) и /,

- опросники-анкеты.

Суть: Могут рассматриваться как стандарти зи рованные самоотчеты, которые по форме бывают:

- групповыми и

- индивидуальными,

- чаще всего; письменными,

- бланковыми или

- компьютерными.

По характеру ответов на воп росы он и делятся на вопросники:

- с предписанными ответами (закрытые опросники) и

- со свободными ответами (открытые опросники).

В закрытых опросниках

СУТЬ: заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.

Наиболее распространенным является двух- или трехальтернативный выбор ответов (например «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»).

Как правило, в личностных опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают меру согласия или несогласия испытуемого с тем или иным высказыванием.

Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию.

Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники

СУТЬ: предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению.

Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям.

Открытые вопросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки, сложность формализации ответов и их оценок, затруднения в интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, заложенного шкалой (например трудный — легкий, хороший —

плохой). Обычно используется трех-, пяти- и семиточечные шкалы. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества,

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на:

- опросники черт личности,

- опросники типологические,

- опросники мотивов

- опросники интересов,

- опросники ценностей,

- опросники установок.

2. Опросники-анкеты.

СУТЬ:

*Служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например для получения данных об истории его жизни).

*Они предполагают жестко фиксированный пор ядок; содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов.

*Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).

*Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции за­даваемых вопросов.

Различают анкеты:

с открытыми воп росам и (опрашиваемый высказывается в свободной форме),

- анкеты с закрытыми вопросами (все варианты ответов заранее предусмотрены) и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа
приведенных или дать свой собственный).

В анкетных опроса х част о комб инируют все варианты:

- открытые,

- закрытые,

-полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы:

1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемого (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен);

2) все ли вопросы и варианты ответов понятны;

3) существует ли опасность утомить опрашиваемого;

4) нет ли опасности получения в основном социально желательных или стереотипных ответов;

5) не слишком ли много вариантов ответов на вопрос;

6) все ли в порядке со стороны графического оформления анкеты, нет ли переносов в смысловых кусках (например на другую страницу), четко ли напечатан текст инструкции, вопросы и ответы (В.А. Ядов).

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты,

СУТЬ: предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.

ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА

Это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных: стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интер­претировать, развивать и т.д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п.

В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают:

- предметными или

- бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:

1. методики структурирования — формирование стимулов, придание им смысла;

2. методики конструирования — создание из оформленных деталей осмысленного целого;

3. методики интерпретации — истолкование какого-либо события, ситуации;

4. методики дополнения — завершение предложения, рассказа, истории;

5. методики катарсиса осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

6. методики изучения экспрессии — рисование на свободную или заданную тему;

7. методики изучения импрессии — предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты | Психофизиологические методики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.