Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Принципы и методы воспитания




Принципы воспитания

В теории воспитания выделяют свои принципы, являющиеся фундаментальными законами воспитания. Принципы воспитания выступают методологическими нормами, правилами воспитания. Для них характерны следующие требования: комплексное использование принципов; обязательность применения принципов воспитания отражает объективный характер воспитующих отношений. К основополагающим принципам воспитания в педагогике принято относить: 1) общественную направленность воспитания; 2) связь воспитания с жизнью; 3) опора на положительное в воспитании; 4) принцип гуманности воспитания; 5) личностный подход; 6) единство воспитательных воздействий.

1. Принцип общественной направленности воспитания объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации. Поэтому столь важно использование данного принципа воспитания. Гражданское воспитание подрастающего поколения как никогда реализует принцип общественной направленности воспитания. 2. Принцип связи воспитания с жизнью является одним из известнейших со времени возникновения профессиональной педагогики. Суть его проста: реальная жизнь и труд являются лучшим учителем и воспитателем. Воспитание жизнью и трудом становится необходимым моментом социализации – освоение общественных отношений и включение в них.

Реализация принципа связи воспитания с жизнью включает воспитание осознанного уважительного отношения к хозяйству и хозяйственной деятельности людей, воспитание почтительного отношения к людям труда, воспитание трудолюбия (где труд должен стать не только потребностью, но и удовольствием), воспитание дисциплинированности, добросовестности в выполнении правил и профессиональных инструкций, воспитание бережного отношения к общественному достоянию, к природе.

2.Принцип опоры на положительное требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные. Принцип основан на выборе естественного рычага, воздействуя на который можно «поднять» более трудные проблемы воспитания личности. Разумеется, что отрицательные качества личности не должны затеняться позитивными. Просто отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога. Иначе у воспитуемого появится стойкое убеждение в том, что иным он быть не может (согласно пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, то человек захрюкает»). Принцип опоры на положительное в воспитании особенно успешно "работает" в условиях благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

3. Принцип гуманности воспитания является важнейшим нормативным требованием профессиональной деятельности педагога. Согласно данному принципу, необходимо рассматривать человеческую личность в качестве высшей ценности. Гуманизм изначально представлен как «человеколюбие». В качестве главной цели гуманистический подход рассматривает создание предпосылок для самореализации личности. Правила реализации принципа гуманности воспитания: гуманное отношение воспитателя к личности воспитанника; предъявление воспитаннику посильных требований, не унижающих его честь и достоинство; обращение в воспитательном процессе к чести и достоинству воспитуемого.

4. Личностный подход как принцип воспитания требует учёта в педагогическом процессе всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п. Правила реализации принципа личностного подхода: воспитатель должен уметь диагностировать всё важное в воспитании качества личности; воспитатель должен постоянно изучать своего воспитанника, быть в курсе его новых интересов и увлечений; воспитатель должен в воспитании непременно опираться на активность и интересы воспитанника; воспитатель обязан развивать самостоятельность, инициативность воспитанника; воспитатель должен уметь сочетать воспитание с инициативным самовоспитанием воспитанника.

5. Принцип единства воспитательных воздействий призван узаконить необходимость реального взаимодействия всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п. Правила реализации принципа единства воспитательных воздействий: воспитатель должен выступить в роли организатора согласованности воспитательных воздействий всех агентов воспитания и социализации; задачей воспитателя должна стать организация семейного воспитания как решающего звена в воспитательном процессе; умелый воспитатель должен найти нужный язык со всеми агентами воспитания и перевести отношения с ними в русло постоянного сотрудничества; задача преподавателя – убедить родителей сделать правилом не обсуждать отрицательных сторон учителей со своими детьми; воспитатель должен быть сам воспитан и проявлять это качество в отношении любого из своих воспитанников.

А.С. Макаренко писал о невозможности полной стандартизации в определении целей воспитания детей. Он считал, что для каждого ребёнка необходимо продумать две программы воспитания: одна, представленная общими стандартами (принципы воспитания), другая, корректирующая безликость стандартов, должна учитывать особенности конкретного ребёнка, быть ориентированной на развитие индивидуальности воспитанника. Исходя из того, что сегодня как никогда актуальна потребность развития индивидуальности личности, остановимся на принципах её воспитания. К числу данных принципов с учётом практической педагогической этики можно отнести: принцип ненасилия (право ребёнка быть тем, что он есть); принцип паритетности взаимоотношений; принцип уважения труда познания ребёнка; принцип уважения не-удач и слез ребёнка; принцип уважения тяжёлой работы роста; принцип уважения самобытности ребёнка; принцип безусловной любви ребёнка родителями, воспитателями; принцип опоры на положительное в ребёнке; принцип компромиссности спорных решений.

Итак, принципы воспитания представляют собой систему, нормативный аспект которой заключается в применении взаимосвязанных и взаимодополняемых правил воспитательного воздействия. Пренебрежение, даже временное, к использованию одного или нескольких принципов чревато негативными последствиями воспитания личности.

М етоды воспитания

Методы воспитания – это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника и др.

Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация методов. Трудности классификации обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью их содержания. Используем наиболее простой вариант классификации методов воспитания. Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания: 1) методы воспитания сознания; 2) методы воспитания деятельности и поведения (общения); 3) методы стимулирования воспитания. Последние методы являются общими. Первые две группы в известной мере можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на воспитуемого.

1. Методы воспитания сознания относятся к группе способов воспитующего воздей-ствия на различные стороны сознания – на интеллект, чувства и эмоции, волю. Наиболее действенными являются такие методы, которые захватывают сразу все сферы сознания. Предполагается, что ведущей стороной этих словесно-действенных методов является убеждение. Убеждение основано на серьёзной научной и логически обоснованной аргументации. Это сфера интеллекта. В ней формируется осознанное отношение к нормам, правилам, предписаниям общения, поведения и деятельности. Как видим, в методы воспитания сознания включено внушение, увещевание. Они основаны на некритическом восприятии правил и норм поведения и деятельности. Следовательно, большое значение здесь придаётся чувственно-эмоциональной сфере сознания воспитуемого. Формирование осознанного отношения к нормам, правилам, моделям поведения и деятельности, с одной стороны, и установление устойчивых чувственно-эмоциональных схем переживаний этих норм, правил и моделей, с другой стороны, является процессом рождения ценностного мира личности. Отметим, что словесно-убеждающие методы недостаточно действенны в воспитании волевой сферы сознания, хотя сама воля играет важную роль в формировании всех сфер сознания, его свойств и качеств. Методы воспитания сознания оказывают, как видим, серьёзное влияние на формирование привычных схем, норм деятельности и поведения. Однако решающее значение в формировании деятельностной и поведенческой воспитанности имеют методы воспитания деятельности и поведения. Кстати сказать, последние, в свою очередь, оказывают серьёзное воспитующее влияние на все сферы сознания. В культуре личности сформированные идеальные схемы, модели поведения и деятельности действенны лишь тогда, когда они закреплены в привычных физиологических формах реального поведения и деятельности. Реализация воспитательного воздействия осуществляется на основе практической деятельности воспитанников. Упражнения призваны превратить нужные формы поведения и деятельности в системе устойчивых привычных действий. Основные свойства упражнений: 1) опытный, предметно-чувственный характер; 2) повторение до обретения навыков и умений; 3) приложение усилий воли; 5) контроль и коррекция результатов по ходу упражнения.

2. Особым методом воспитания выступают педагогические требования к деятель-ности и поведению. Основные свойства последних: обязательность выполнения, чёткость и определённость формулировки, конкретность (определённость места и времени), указание исключений, системы стимулов (поощрений и наказаний).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности имеют явно три функции в воспитании – побуждающую, закрепляющую и контролирующую. Стимул (греч. и лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли ленивых быков) – соревнование, поощрение и наказание – являет побуждающую силу, образует мотивы поведения и деятельности личности воспитуемого. Прямое и непосредственное значение стимулов – ускорять или, наоборот, тормозить определённые действия. С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Метод поощрения («пряника») – положительная оценка действий воспитанника. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создаёт приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрений весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение и др. Неумелое или избыточное поощрение может принести не только пользу, но и вред воспитанию. В поощрении важно учитывать его психологическую сторону, а также последствия. Правила поощрения: поощряя, педагоги должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами; поощрение не должно противопоставлять одного человека другим; поощрения заслуживают не только те, кто добился успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо; поощрение должно начинаться с вопроса: кому, сколько и за что; поощрение требует личностного подхода и соблюдения справедливости. Метод наказания – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины, стыда, дискомфорта перед собой и другими людьми. А.С. Макаренко называл это состояние «выталкивание из общих рядов». Это психологическое состояние порождает у человека потребность изменить своё поведение. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны следующие виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определённых прав; выражение морального порицания, осуждения. Формы наказаний: неодобрение, замечание, предупреждение, порицание, взыскание, отстранение, исключение и др. Не допустимы такие формы наказания, как физическое насилие (избиение), унижение личности. Правила наказания: справедливость, заслуженность наказания; сила наказания увеличивается, если это исходит или поддерживается группой; если решение о наказании принято, нарушитель должен быть наказан; наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости; наказание – сильнодействующий метод, нельзя допускать ошибки наказаний; не допускайте превращения наказания в орудие мести; дважды за одну провинность наказывать недопустимо; наказание должно быть ограничено во времени; наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Соревнование. Человеку свойственно стремиться быть первым. Реализуя эту потребность, он вступает в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют статус личности в группе (коллективе). Соревнование – это метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь, человек быстрее осваивает предмет, идёт мощная мобилизация всех его сил и умений. Важно правильно организовывать соревнование (цели, задачи, программа, критерии оценок, подведения итогов). Эффективность соревнования повышается, если сама деятельность имеет значимый для личности и группы смысл, если подведение итогов справедливо и победителей чествуют открыто.

Таким образом, можно отметить многообразие методов воспитания. Проблема выбора метода воспитания решается в анализе диалектической взаимосвязи всех элементов структуры воспитательного процесса. Адекватным методом воспитания признаётся тот, который учитывает всё многообразие и единство структуры этого процесса, а в педпрактике получает позитивные результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.