Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языкознание как наука. Предмет и методы языкознания

ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Лекции для студентов РГФ

 

Введение

Основная задача курса «Введение в языкознание». Учебники: Б.Н.Головин и др. Основные требования к студентам по этой дисциплине.

Общее и частное языкознание.

 

1.Языкознание, языковедение, лингвистика (от лат. lingua), глоттология (от греч. glossa).

2. Предмет науки – человеческий язык. Что такое язык? Нет удовлетворительного определения. Комплекс параметров языка:

- коммуникативное средство (средство общения, социальная функция),

- средство выражения мысли (логическая функция),

- средство познания мира (когнитивная функция),

- связь с психической деятельностью,

- имеет свое строение и т.д.

 

3. Внешняя и внутренняя лингвистика.

 

4. Методы языкознания:

Синхронические Диахронические

(без учета временного фактора) (с учетом фактора времени)

1) описательный 1) исторический

Разновидности: компонентный (развитие факта, внутриуровневое,

дистрибутивный, контекстный межуровневое взаимодействие)

анализ, анализ оппозиций и др.;

2) сопоставительный; 2) историко-сопоставительный;

3) экспериментальный; 3) сравнительно-исторический;

4) математический и 4) глоттохронология и др.

статистический;

 

5. Связь языкознания с другими науками: а) гуманитарными (литературоведение («Деревня» Пушкина), история («Десна»), логика, философия, психология, юриспруденция и др.); б) естественными (физика, биология и др.). Новая проблема последнего времени – лингвистика и генетика.

 

Внешняя лингвистика

 

Язык и общество. Социолингвистика. Основной постулат: нет общества без языка – нет языка без общества. Феномен Маугли. Каким языком овладевает ребенок? Мертвые языки: письменные (латинский, древнегреческий, санскрит, старославянский и др.) и бесписьменные (печенежский, половецкий, скифский и др.). Феномен иврита.

Коммуникативная функция – основное «общественное поручение» языка. Осуществляется в результате речевой деятельности, во взаимодействии говорящего и слушающего. Основная форма реч.деят. – диалог. Другие типы р.д.: монолог, групповая речь, устная, письменная речь.

Речевая способность человека: ребенок овладевает языком за короткий срок; речь его индивидуальна.

Четыре уровня порождения речи: 1) мотивационной (речевая установка), 2) семантический, 3) грамматический, 4) фонетический.

Основные проблемы социолингвистики: 1) социальная природа языка; 2) социальная обусловленность происхождения языка; 3) язык и формы исторической общности носителей языка (племя, народность, нация); 4) происхождение и развитие литературного языка; 5) функциональные стили языка; 6) речевая культура; 7) компьютерная лингвистика (язык и НТР) и др.

Язык безразличен к обществу, но общество небезразлично к языку. Социальная дифференциация языка (литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты, специальные языки, жаргоны, арго).

Признаки литературного языка: 1) наличие письменной формы; 2) обязательные для всех нормы (произносительные, грамматические и др.); 3) полифункциональность (стилистическая дифференцированность) и др.

Искусственные языки как результат стремления к облегчению общения: воляпюк, эсперанто (Заменгоф), «моя твоя не понимай» и др.

 

Язык и мышление. Основной постулат: нет мышления без языка и нет языка без мышления. Разграничить мышление и сознание. Мышление чувственное (ощущение, восприятие, представление) и абстрактное (отвлеченное: от реалий) – понятие, суждение, умозаключение. Понятие выражается в слове. Слово становится знаком реалии, но не конкретной реалии. Реалия обобщена в понятии по существенным признакам.

Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах: 1-я – чувственное мышление, 2-я – язык. Слово – сигнал сигналов. Абстрактное мышление понятийное и связано с языком. Язык – это не только слова, но и отношения между словами, структурные схемы построения речи. Это используется в сурдопедагогике, т.е. при обучении языку глухонемых.

Внутренняя речь, ее специфика и связь с мышлением.

Язык и мышление – единство, но не тождество. У них разные категории. Язык имеет познавательные функции. Он связан с практической деятельностью человека и является средством получения, хранения и передачи знания. В языке отражается языковая картина мира. Связь языка и психического склада носителей, ментальности (ср. русск. «сосиска», польск. parówka).

 

Язык как знаковая система. Знак – один из видов отражения реального мира в сознании. Наука о знаках – семиотика. Знаковая природа языка. Знак – это материальный носитель социальной информации.

Языковой знак – это двусторонняя информативная единица; он имеет материальную (звуковую или графическую) сторону и идеальную сторону (значение).

Знаки объединяются в систему на основании соотношения их между собой. Знак в системе имеет значимость. Знак мотивирован не реалией, а системой знаков. Звуковая сторона знака не мотивирована его смыслом. Знак традиционен и устойчив. Система знаков языка не должна меняться, но она меняется («парадокс Балли»).

На этом мы пока оставим проблемы внешней лингвистики и обратимся снова к ним в конце курса.

 

Внутренняя лингвистика

 

Структура и система языка. Система языка – это внутренняя организация единиц языка, его элементов и категорий. Каждый компонент системы существует не изолированно, а в противопоставлении другим единицам. В этом противопоставлении проявляется значимость единиц языка.

Частные и общая системы языка. Частные – это закономерно организованная совокупность однородных языковых элементов одного уровня, связанных устойчивыми (инвариантными) отношениями: система падежей, система гласных и т.п. Общая система – это совокупность частных систем (язык – это система систем).

Если система языка – это единство однородных элементов, то структура – это единство разнородных элементов (звуки, слоги, морфемы, слова, словосочетания и др.). В этом случае общая система языка и есть структура языка.

Система языка жестко структурирована: она представляет организованное единство языковых уровней (ярусов), находящихся в иерархической зависимости: фонетческий, морфологический, лексический и синтаксический уровни. Каждый уровень имеет свою основную единицу: фонема > морфема > лексема > синтаксема. Единицы объединены в систему на основе оппозиций.

Три типа оппозиций: привативные – единицы совпадают по всем параметрам и противопоставлены только по одному признаку (глухие – звонкие или твердые – мягкие согласные); эквиполентные – единицы совпадают по одному признаку и противопоставлены по всем остальным (t’ и x – глухие, но противопоставлены как переднеязычный – заднеязычный, смычный – щелевой, твердый – мягкий; правда, оба они шумные); градуальные - противопоставление по разным степеням проявления признака (<a> - <o> - <u> противопоставлены по разной степени открытости огубленности).

Единицы эмические, языковые (фон ема, морф ема, лекс ема, синтакс ема) и этические, речевые (фон, морф, лекса и т.д.). Инварианты и варианты (алло- единицы: алло фоны, алло морфы и др.). Алло- варианты связаны друг с другом отношениям дополнтельной дистрибуции (дополнительного распределеня): они связаны с позицией и не могут заменить друг друга (ср,: богат-ство, но убож-ество).

Язык и речь. Язык – это система объективно существующих, социально закрепленных знаков и система правил их употребления. Речь – это реализация этих знаков в общении. Антиномия ‘язык - речь’, ее составляющее – единство (две стороны медали). Речь – это воплощение, реализация языка. Язык проявляется в речи и через нее выполняет коммуникативную функцию. Язык – это общее, речь – частное. Так, фонема <a> реализуется в речи в звуках (фонах) от [ a ] до [ i ]: p’át’ – p’iták.

Система языка и система языкознания. Каждый уровень языка изучается определенным разделом науки о языке. Выделяются следующие разделы языкознания:

фонетика – фонология, орфоэпия, графика, орфография и др.;

лексикология – ономасиология (о номинации), ономастика (антропонимика, топонимика, гидронимика, зоонимика и др.), словообразование, этимология, фразеология, лексикография и др.

грамматика – морфология, синтаксис;

семасиология.

Ф о н е т и к а

 

Фонетика как раздел языкознания. Наука о звуковой стороне языка. Изучает звуки речи, фонемы, интонационные средства, ударение и т.д. В зависимости от метода выделяется: описательная, историческая, сравнительная, сопоставительная, экспериментальная фонетика.

Практическое значение фонетики: изучение родного языка, изучение иностранных языков, логопедия, сурдопедагогика, радио и телевидение, театр.

Три аспекта звука речи.

1. Акустический (физический) аспект. Звук речи – акустическое явление. Он,как и любой звук, есть результат колебания упругой среды. Акустические характеристики звука речи: высота тона, сила звука, тембр, долгота.

Высота зависит от частоты колебаний: больше колебаний – выше звук (размер человеческих голосовых связок); измеряется в герцах, т.е. в количестве колебаний в секунду. Человек воспринимает от 16 до 20 тыс. колебаний в секунду. Инфразвук и ультразвук. Высота звука применяется в организации ударения.

Сила звука (или интенсивность) зависит от амплитуды колебаний; измеряется в децибелах. Следует отличать от громкости (воспрятия человеком силы звука), которая связана с высотой: чем выше звук, тем больше его громкость (при одинаковой амплитуде колебаний). Болевой порог.Сила звука связана в языке с характером ударения.

Тембр – окраска звука, зависит от соотношения основного и дополнительных тонов (обертонов). Откуда берутся обертоны? Гласные отличаются друг от друга, помио других параметров, тембром.

Длительность звука – это время его произношения; абсолютная (зависит от темпа речи) и относительная долгота звука. Последняя характеризует длительность звука по отношению к другим звукам. Она имеет фонологическую значимость (долгие и краткие гласные в чешском языке). Имеет отношение к ударению.

2. Биологический (физиологческий0 аспект звука речи. Речевой аппарат и его устройство. Органы речи. Язык не имеет специальных органов говорения (может быть, за исключением голосовых связок), а использует органы человеческого тела, имеющее лругие основные (не речевые) функциональные задачи. Активные органы речи (двигаются при звукообразовании): губы, язык во всех его частях (кончик, передняя спинка, средняя, задняя спинки, корень), нижняя челюсть, мягкое нëбо и нëбная занавеска (маленький язычок), голосовые связки, стенки глотки. Пассивные органы речи (служат опорой для активных: верхняя челюсть, зубы, твердое иëбо, носовая полость. Артикуляция – это образование конкретного звука речи с использованием конкретных органов речи. Артикуляционная база – это настройка речевого аппарата на произношения звуков речи данного языка. Акцент – применение одной арт.базы для произношения звуков другого языка.

3. Лингвистический (функциональный) аспект. Это основной аспект звука речи, рассматривающий, какие функции выполняет звук в языке. Речь о нем пойдет ниже.

 

Гласные и согласные звуки. Классификация звуков на гласные и согласные известна еще со времен первых грамматик (Панини и др.).

 

Гласные Согласные

1. Отсутствие преграды при произношении. 1. Преграда на пути воздушной струи

2. Напряжен весь речевой аппарат. 2. Напряжение в месте преграды.

3. Равномерные колебания. 3. Неравномерные колебания.

4. Тональные звуки (тоны). 4. Шумные звуки (шумы).

Гласные звуки являются в большинстве языков мира слогообразующими.

 

Соотношение тона и шума в гласных и согласных. Шум присутствует при произношении узких гласных (i, ü); тон присутствует при произношении сонантов. Особенности сонантов:

1) наличие тона; 2) наличие преграды на пути воздушной струи; 3) отсутствие глухих вариантов (только звонкие); 4) не озвончают глухих согласных (ср.: zd’elъt’, но sm’in’it’); 5) в некоторых языках сонанты могут быть слогообразующими (в чешском: pln, prst и т.п.). Состав: l r m n j (в русском языке).

 

Классификация гласных: 1) по движению языка, 2) по участию губ, 3) по участию носа.

1. По движению языка (горизонтальное – ряды, вертикальное – подъемы):

 

Переднй ряд Средний ряд Задний ряд

 

Верхний подъем i ы u

Средний подъем е о

Нижний подъем а

 

Эта схема русских гласных. Она должна быть дополнена гласными из других языков.

2. По участию губ: губные (лабиальные) – [о], [u]

3. По участию носа: носовые (польские [ą], [ę].

Дифтонги: двугласные звуки в пределах одного слога. Истинные дифтонги (оба гласных элемента равноправные): в балтийских языках: латышские – tauta (народ), meita (дочь). Ложные дифтонги: а) нисходящие – слогообразующим является первый элемент дифтонга (нем.: Eis, eins, Haus, Leute), б) восходящие (исп.: buenos, фран.: pied [ pje ] ‘нога’).

 

Классификация согласных: 1) по месту образования (по активному речевому органу), 2) по способу образования шума (по характеру преграды), 3) по глухости-звонкости, 4) по твердости-мягкости.

Классификация согласных по месту образования:

 

1, Губные согласные: а) губно-губные (билабиальные) – [ b ],[ p ],[ m ];

б) губно-зубные (лабиадентальные),- [ v ],[ f ];

 

2. Язычные: а) переднеязычные:

α) дорсальные (лат. dorsum ‘спинка’) – русск. [ t ], [ d ],

β) апикальные (лат. apex ‘кончик’) – англ. [ t ], [ d ],

γ) какуминальные (лат. cacumen ‘вершина’) – русск. [ r ], [ ž ];

б) среднеязычные: русск. [ j ], нем. ç – ich-Laut;

в) заднеязычные: русск. [ g ], [ k ], [ x ];

3. Увулярные: нем. ach-Laut, париж. [ r ];

4. Фарингальные (глоточные): нем. Hauch-Laut; укр. γ (γанна);

5. Ларингальные (гортанные): нем. Knack-Laut; афрканские, кавказские языки.

 

Классификация согласных по способу образования:

 

1. Смычные (взрывные): а) шумные – [ b ], [ p ], [ d ], [ t ], [ g ], [ k ];

б) сонанты – [ m ], [ n ].

2. Щелевые (фрикативные): 1) шумные:

а) однофокусные:

α) плоскощелевые – [ v ], [ f ], [ x ];

β) круглощелевые - [ s ], [ z ];

б) двухфокусные:

α) со вторым задним фокусом – русск. [ ž ], [ š ];

β) со вторым средним фокусом – польск. [ ś ], [ ź ];

; sień, zieleń;

2) сонанты: а) серединные – русск. [ j ];

б) боковые – русск. смычно-проходной [ l ].

 

3. Дрожащие: 1) шумные – чешск. [ ř ];

2) сонанты – русск. [ r ].

 

Другие классификации согласных: 1) по звонкости-глухости / б-п, в-ф, г-к и др.; 2) по твердости-мягкости (наиболее типична для русского языка) – т – т’, r – r’, s – s’ и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели коммуникативной личности | Изменения звуков в потоке речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.