Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтогенез, его типы и периоды

Тема № 12. Основы онтогенеза.

Современная репродуктивная стратегия человека.

Современная репродуктивная стратегия человека включает в себя:

1. Пренатальную диагностику наследственных заболеваний;

2. Использование методов преодоления бесплодия:

- искусственное оплодотворение;

- оплодотворение яйцеклетки в пробирке;

- трансплантация эмбрионов с использованием «суррогатного материнства».

- донорство яйцеклеток и эмбрионов.

Онтогенез (греч. ontos – существо, genesis – развитие) – полный цикл индивидуального развития каждой особи, в основе которого лежит реализация наследственной информации на всех стадиях существования в определенных условиях внешней среды. Он начинается образованием зиготы и заканчивается смертью особи. Онтогенез обусловлен длительным процессом филогенетического развития каждого вида. Взаимная связь индивидуального и исторического развития отражена в биогенетическом законе (Ч. Дарвин, Ф.Мюллер, Э. Геккель), а позднее – в учении А.Н. Северцова о филэмбриогенезах.

Первые сведения о строении зародышей человека и животных были получены еще учеными древности – Аристотелем и Гиппократом. Но систематическое изучение эмбрионального развития началось в XVII веке после описания Уильямом Гарвеем (1578-1657) и Марчело Мальпиги (1628‑1694) строения зародышей некоторых животных и птиц.

Развитие учения об онтогенезе включает 3 периода: преформизм, эпигенез, современное представление о развитии зародыша.

Преформизм. Гиппократ полагал, что в яйцеклетке или в теле матери должен находиться маленький, полностью сформированный организм. Эти убеждения позже легли в учение, с метафизическими представлениями о том, что в процессе развития имеются только количественные изменения (рост), и нет качественных изменений (возникновение нового). Преформисты, считавшие, что зародыш преформирован в яйце, получили название овистов (лат. ovum – яйцо). Преформистов, считавших, что зародыш заложен в мужской гамете, называли анималькулистами (лат. animalculum – маленькое животное).

Преформист Ш. Бонне (1720-1790), стремившийся согласовать данные науки и религии, выступил с "теорией вложения". По его представлению, в яичниках "созданной богом первородной женщины Евы" находились все последующие поколения людей, последовательно вложенные друг в друга.

Эпигенез. Противоположные взгляды, согласно которым организм развивается из бесструктурной, гомогенной массы, впервые высказанные Аристотелем. Развитие эпигенетических воззрений связано с работами Каспара Вольфа (1733-1794). Эмбриологические исследования развивающегося зародыша курицы убедили его, что в яйце нет преформированных частей будущего организма, а яйцо первоначально представляет собой однородную массу. В 1828г исследованиями Карла Бэра (1792-1876) была показана несостоятельность, как преформизма, так и чистого эпигенеза. К. Бэр установил, что содержимое яйцеклетки неоднородно и степень структурированности увеличивается по мере развития зародыша в оплодотворенном яйце.

Современное понимание развития зародыша отвергает взгляды как преформистов, так и эпигенетиков. Представление, что развитие – это простое развертывание предшествующих зачатков, ненаучно. Исследованиями эмбриологов доказано, что в процессе развития происходит новообразование тканей и органов. Развитие идет от простого к сложному. Взрослый организм с его системами органов несравнимо сложнее яйцеклетки. Строго определенный путь развития яйца детерминирован наследственными факторами – генами ядра зиготы.

Существуют следующие основные типы онтогенеза: непрямой и прямой. Непрямое развитие –это развитие (метаморфоз) с полным или неполным превращением. Личиночный тип развития, встречается у видов, яйца которых бедны желтком. Для осуществления жизненных функций у личинок имеется ряд провизорных (временных) органов, отсутствующих во взрослом состоянии.

Прямой тип развития в яйце характерен для рыб, пресмыкающихся, птиц, а также беспозвоночных, яйца которых богаты питательным материалом (желтком), достаточным для завершения онтогенеза. Питание, дыхание и выделение у этих зародышей осуществляется развивающимися у них провизорными органами.

Прямой тип развития, в нутриутробный – характерен для высших млекопитающих и человека. Яйцеклетки при этом типе развития почти не содержат питательного материала. Все жизненные функции зародыша осуществляются через материнский организм. В связи с этим, из тканей матери и зародыша образуются сложные провизорные органы, в первую очередь плацента. Этот наиболее поздний в филогенетическом отношении тип онтогенеза наилучшим образом обеспечивает выживание зародыша, но новорожденные существа нуждаются во вскармливании секретом молочных желез – молоком.

Онтогенез делят на два периода развития: эмбриональный (пренатальный) и постэмбриональный (постнатальный).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оплодотворение, его фазы, биологическая сущность | Эмбриональный период, его характеристика. Генный контроль эмбрионального развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.