Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили принятия решений, учитывающие ситуацию принятия управленческих решений

 

Попытки определения универсального стиля принятия решений, к сожалению, потерпели неудачу. В современных условиях успех дела определяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, уровнем целе-ориентированной зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и др., поэтому ответ начали искать в рамках ситуационных теорий, позволяющих полнее рассмотреть руководство и его последствия.

В ситуационном подходе с наибольшей полнотой отражена значимость взаимосвязи стиля принятия решений и организационной среды, что позволяет рассмотреть управление в контексте профильной деятельности организации. На наш взгляд, именно данный подход может быть положен в основу исследования стиля принятия управленческого решения. Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств или факторов, которые значительно влияют на организацию в данное конкретное время. Выделение ситуации в качестве системы, требующей оптимизации в ходе осуществления управления образовательным учреждением, и ситуационный анализ протекания социальных процессов оказывается весьма плодотворным как в изыскательском, так и в прикладном отношении. Это связано с тем, что термин «ситуация» обозначает совокупность действительных обстоятельств деятельности и обладает статусом объективного существования.

Ситуационный подход подчеркивает роль интегрирующего начала стиля руководства, благодаря которому руководители могут лучше понять, какие приемы и методы управления будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, по-разному используя соотношение организационной, управленческой и человеческой компоненты социально-инновационных ресурсов.

Так, в соответствии с ситуативной моделью Ф.Фидлера, ключевым моментом для успешности деятельности руководителя представляется соотношение между такими параметрами, как тип решаемой подразделением задачи (её привычность, четкость формулировки и структуризации), структура должностных полномочий (объем и легитимность власти руководителя) и отношения в системе «руководитель – подчиненный» (лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей). Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его отношения с подчиненными благоприятны, так, что на них легко воздействовать. В противоположном случае, когда напротив – все плохо, руководителю, по мнению Ф. Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание отношений с подчиненными на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность их контроля.

Стиль руководства, ориентированный на создание отношений между сотрудниками, благоприятных для развития творческих способностей сотрудников, наиболее подходит в ситуациях, когда у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Такой стиль, скорей всего, расширит возможности руководителя оказывать влияние на продуктивность деятельности. Проявление заботы о благополучии подчиненных на деле улучшило бы отношения между руководителем и подчиненными. При условии, что подчиненные мотивированы потребностями саморазвития и самореализации, использование такого стиля руководства может дать возможность руководителю стимулировать личную заинтересованность исполнителей в конкретной работе. Это было бы идеально, потому что самоуправляемый персонал уменьшает необходимость в плотном, строгом надзоре, и к тому же минимизирует риск потери контроля.

Ф. Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль конкретного руководителя остается, в целом, постоянным. Поскольку он отталкивается из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, то предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стили принятия решений, учитывающие степень участия работников в данном процессе | Взаимосвязь стилей принятия решения с этапом развития организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.