Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности продавца




4.

Заключительная часть

1). Санкции и рекламации. Санкции предусматриваются за недобросовестное выполнение обязательств по заключенному между сторонами внешнеторговому контракту.

Контрактом предусматриваются различные виды санкций:

- за несоблюдение сроков поставки — конвенциальный штраф (с продавца). Максимальная величина штрафа за просрочку с поставкой товара составляет 8—10% стоимости не поставленного в срок товара. В контракте может содержаться оговорка на право покупателя отказаться от его исполнения;

- за несоответствие по качественным характеристикам и за количественную недостачу. Размеры штрафов в этом случае согласовываются сторонами и должны быть зафиксированы в контракте.

Санкции за несоблюдение сроков поставки, за несоответствие по качеству и количественную недостачу применяются по отношению к продавцу.

Нарушение обязательств со стороны покупателя также может препятствовать выполнению обязанностей продавца и являться причиной возникновения у него убытков. Поэтому в контрактах могут быть предусмотрены санкции и к покупателям. Санкции к покупателям применяются, например, за задержку в открытии аккредитива, предоставлении технической информации и т.д.

В данном разделе необходимо указать, какие документы необходимы для предъявления санкций.

2). Арбитраж. В данном разделе определяется порядок разрешения споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении контрактов.

В случае возникновения разногласий стороны должны определить в контракте порядок передачи спорных вопросов в арбитраж, сроки подачи документов. Желательна оговорка, что решения арбитража являются обязательными для обеих сторон.

Наиболее часто принято обращаться в Арбитражный суд Торговой платы г. Стокгольма (Швеция), в Арбитражный суд Торговой палаты г. Лондона, в России — в Международный Арбитражный суд в г. Москве при ТПП.

3). Форс-мажор — это обстоятельства непреодолимой силы, которые препятствуют исполнению контракта, но которые невозможно было предвидеть в момент подписания договора. К ним относятся стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, ураганы), войны, блокады, эпидемии, забастовки и т.д.

В данном разделе должны быть перечислены виды форс-мажорных обстоятельств, при которых стороны не могут выполнять обязательства по контракту. Также необходимо указать сроки действия форс-мажорных обстоятельств. В контракте необходимо установить, какие документы будут подтверждать наступление форс-мажорных обстоятельств и какие организации могут выдать эти документы.

Обязательной является оговорка о том, что сторона, для которой возникли обстоятельства непреодолимой силы, должна немедленно сообщить в письменной форме другой стороне о наступлении форс-мажора и невозможности исполнения контракта, а также о прекращении действия форс-мажорных обстоятельств. Если же это не будет сделано своевременно (например, предельный срок такого сообщения 10 дней), то соответствующая сторона лишается права ссылаться при выполнении договорных обязательств на возникшие форс-мажорные обстоятельства и может понести большие убытки.

4). Прочие условия. Кроме основных условий контракта стороны могут также согласовать по своему усмотрению и другие взаимные права и обязанности.

В этот раздел могут быть внесены оговорки такого рода:

- запрещение реэкспорта без письменного согласия на то продавца или порядок передачи прав и обязательств по контракту третьим лицам;

- положение о запрещении ознакомления третьих лиц с технической документацией поставляемого товара без письменного разрешения продавца;

- дополнения положений по транспортным перевозкам, если их необходимо оговорить.

Также могут быть внесены другие оговорки, уточняющие права и обязанности сторон.

Может быть указано применимое право.

5) Порядок вступления в силу договора.

6) Подписи и юридические адреса сторон. Это заключительный раздел внешнеторгового контракта. Здесь должны быть обязательно указаны юридические адреса сторон, т.е. полное фирменное наименование, местонахождение и почтовые реквизиты.

Согласно Венской конвенции продавец обязан поставить в определенное место в определенные сроки товар, соответствующий требованиям договора и Конвенции, передать относящиеся к нему документы и право собственности на товар (ст. 30).

Конвенция различает поставку с использованием перевозчика‚ и без использования такового. Если договор купли-продажи предусматривает перевозку товара, то обязательства продавца считаются выполненными с соответствующим переходом рисков утраты или повреждения товара на покупателя в месте нахождения и в момент сдачи товара первому перевозчику. В другом случае товар должен представляться покупателю в согласованном с продавцом месте или в месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца. Документы, относящиеся к товару, продавец обязан передать в срок, в месте и в форме, предусмотренные договором.

Обычно стороны согласовывают вопросы качества товара в самом договоре. Но если в последнем это не отражено, то продавец обязан поставить товар, пригодный для тех целей, для которых товар такого же описания обычно используется. Если же в договоре прямо или косвенно указана конкретная цель, для которой будет использован товар, то продавец при поставке товара должен также учитывать эту цель.

Товар не будет считаться поставленным в соответствии с договором, если продавец поставил товар с определенным обременением, связанным с притязаниями или правами на товар со стороны третьих лиц. Таким образом, в обязанность продавца помимо фактической поставки товара входит обязанность предварительно проинформировать покупателя о необходимости принятия товара, или возможных притязаниях третьих лиц на товар. При согласии покупателя принять товар, обремененный таким Правом, продавец может осуществить поставку.

Обязанности покупателя. В обязанности покупателя по Венской конвенции входят уплата цены за товар и принятие поставки в соответствии с требованиями договора (ст. 53). Обычно обязательство покупателя относительно места и времени платежа указывается в договоре. Но если в договоре купли-продажи отсутствуют такие положения, то покупатель обязан уплатить цену за товар продавцу в месте нахождения его коммерческого предприятия или в месте передачи товара. Причем покупатель обязан уплатить цену за товар в момент передачи продавцом в распоряжение покупателя либо самого товара, либо товарораспорядительных документов, если не установлен какой-либо конкретный срок для уплаты цены.

При уплате цены покупатель также должен принимать во внимание и условие о переходе риска утраты и повреждения товара. Если утрата или повреждение товара имеет место после того, как риск перешел на покупателя, то последний не освобождается от обязанности уплатить цену. Особое значение в этом случае имеет установление момента перехода риска с продавца на покупателя. Например, при наличии в договоре условия о перевозке товара риск утраты или повреждения определяется в момент передачи товара первому перевозчику для покупателя.

Нарушение договора одной из сторон признается существенным, если вследствие этого другая сторона в значительной степени лишается того, на что могла бы рассчитывать на основании договора. Именно на этом основании одна сторона может заявить другой стороне посредством извещения о расторжении договора. Конвенция не предусматривает автоматического расторжения договора в силу самого его существенного нарушения, как это имело место в Гаагской конвенции 1964 г. (ст. 26, 30), поскольку такая возможность вела бы к неопределенности в понимании сторонами факта существования действительного договора.

Предвидимое нарушение договора. Согласно этому положению стороны имеют право приостановить исполнение своих обязательств по договору, если после заключения договора становится ясно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств. В этом случае при наличии условий возможного «существенного» нарушения договора потерпевшая сторона вправе заявить о его расторжении.

Ответственность сторон. Конвенция уделяет много внимания ответственности сторон за неисполнение своих обязательств (не зависимо от того, полное или частичное неисполнение). Отметим наиболее важные, концептуальные положения.

Конвенция исходит из понимания ответственности как особого вида правоотношений, которые возникают между сторонами, существующего правоотношения, если они нарушили свои первоначальные обязательства. То есть конвенционная концепция ответственности принципиально отличается от весьма распространенного в нашей доктрине понимания юридической ответственности как санкции, применяемой к стороне, нарушившей свои обязанности.

Исходя из такого понимания, ответственность не выделена в отдельную главу, ее правила помещены соответственно в главах, регулирующих обязанности продавца или покупателя, и называются «средства правовой защиты в случае нарушения договора» в одном случае продавцом, в другом — покупателем. В качестве средств правовой защиты выступают дополнительные права, которые возникают у покупателя, если продавец не выполнил свои обязанности по договору, и наоборот, дополнительные права возникают у продавца, если покупатель не выполнил свои обязанности. Причем, каким дополнительным правом воспользоваться для защиты своих интересов, прежде всего, решает потерпевшая сторона.

У другой стороны, которая не выполнила свои обязательства возникают при этом дополнительные обязанности выполнить требования потерпевшей стороны.

Система дополнительных прав построена на четырех основополагающих правилах:

а) первое правило исходит из принципа реального исполнения обязательств. Как продавец, так и покупатель при неисполнения своим контрагентом обязанностей по договору могут воспользоваться мерами, стимулирующими реальное исполнение договора. Например, покупатель может потребовать от продавца замены товара (п. 1 ст. 46) или исправления несоответствия товара условиям контракта (п. З ст. 46), предоставить определенный срок для исполнения обязанностей (п. 2 ст. 47) или исправить несоответствие товара за свой счет с отнесением расходов на продавца. Продавец, в свою очередь, имеет право также установить срок разумной продолжительности для исполнения покупателем своих обязанностей;

б) второе правило исходит из принципа возможности расторжения договора. Однако потерпевшая сторона вправе заявить о расторжении договора лишь тогда, когда неисполнение обязательств другой стороной является существенным нарушением договора. Причем если сторона потребовала реального исполнения договора и назначила дополнительный срок, то неисполнение обязательств в этот дополнительный срок автоматически превращается в существенное нарушение договора;

в) третье правило касается возмещения убытков: независимо от того, каким защитным правом воспользовалась потерпевшая сторона, она имеет право требовать возмещения убытков (ст. 74— 7()) под которыми Конвенция понимает как реальный ущерб, который был причинен продавцу (покупателю) неисполнением обязательств другой стороной, так и упущенная выгода (ст. 74). Обычно убытки составляют разницу между договорной ценой по неисполненной сделке и ценой по другой сделке, совершенной взамен. Также учитываются любые дополнительные убытки. Если сторона не совершала взамен другой сделки, то убытки могут составить разницу между договорной ценой и текущей рыночной ценой на данный товар на момент расторжения договора.

Если сторона допустила просрочку в уплате суммы денег, то другая сторона дополнительно к возмещению всех убытков имеет право на проценты с просроченной суммы (ст. 78);

г) четвертое правило касается оснований ответственности: ответственность возникает в силу самого факта неисполнения обязательств по договору, что соответствует давно сложившемуся 11 Мировой практике принципу ответственности без вины в сфере предпринимательской деятельности (этот принцип зафиксирован и в ГК РФ—п. З ст. 401).

Конвенция предусматривает единственное основание освобождения от ответственности, которое по своему смыслу является непреодолимой силой или форс-мажором. Правда, в самой Конвенции ни тот, ни другой термин не используется. Согласно ст. 79 сторона не несет ответственности за неисполнение обязательства если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля, и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора, и если докажет что не смогла избежать или преодолеть это препятствие (ст. 79).

Следовательно, Конвенция исходит из презумпции ответственности стороны, не выполнившей свои обязательства, и только тогда, когда сама сторона докажет, что неисполнение было Вызвано «препятствием вне ее контроля», она может быть освобождена от ответственности.

Правовые последствия нарушения договора. Согласно Конвенции 1980 г. в случае нарушения одной стороной условий договора международной купли-продажи товаров другая сторона вправе принять следующие меры.

1. Потребовать от нарушившей договор стороны исполнения ее обязанностей и, в частности, предоставить ей дополнительный срок (п.1 ст.46, п.1 ст.47, ст.62, п.1 ст.63).

При этом "суд не будет обязан выносить решение об исполнении в натуре, кроме случаев, когда он сделал бы это на основании своего собственного закона в отношении аналогичных договоров купли-продажи, не регулируемых настоящей Конвенцией" (ст. 28). Отсюда явствует, что Конвенция допускает принцип реального исполнения в той мере, в какой он предусмотрен национальным законодательством страны суда применительно к аналогичным договорам купли-продажи, не подпадающим под действие Конвенции (например, совершаемыми между собой контрагентами, являющимися гражданами и/или юридическими лицами страны суда).

2. Приостановить исполнение своих обязательств, если после заключения договора выясняется, что другая сторона окажется неисправной (п.1 ст.71).

При этом продавец, уже отправивший товар, "может воспрепятствовать передаче товара покупателю, даже если покупатель располагает документом, дающим ему право получить товар" (п.2 ст.71).

3. Потребовать расторжения договора. Это право возникает, однако, лишь в случае, когда другой стороной допущено существенное нарушение договора (либо не исполнена обязанность к истечению предоставленного ей дополнительного срока).

В соответствии с Конвенцией "нарушение договора, допущенное одной из сторон, является существенным, если оно влечет за собой такой вред для другой стороны, что последняя в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать на основании договора, за исключением случаев, когда нарушившая договор сторона не предвидела такого результата, и разумное лицо, действующее в том же качестве при аналогичных обстоятельствах, не предвидело бы его" (ст.25).

Таким образом, существенное нарушение договора в смысле Конвенции характеризуется двумя признаками. Один признак можно назвать объективным. Он выражается в наступлении значительного вреда для другой стороны, в результате чего цель договора становится для этой стороны практически недостижимой. Второй признак можно назвать субъективным. Он выражается в предвидении такого результата стороной-нарушителем.

Предвидение стороной вредоносных последствий своего поведения представляет собой по существу не что иное, как элемент вины. При отсутствии упомянутого предвидения (т.е. вины) нарушение не считается существенным и не дает потерпевшей стороне права расторгнуть договор.

4. Потребовать возмещения убытков. Убытки охватывают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (ст.74), но понесшая их сторона должна доказать, что она приняла разумные меры для их уменьшения. В противном случае должник "может потребовать сокращения возмещаемых убытков на сумму, на которую они могли быть уменьшены" (ст. 77).

Порядок исчисления суммы убытков, подлежащих компенсации, зависит от того, сопровождается ли требование о возмещении убытков заявлением о расторжении договора или нет.

В последнем случае (когда нарушение договора не признается существенным), подлежащие возмещению убытки "не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время знала или должна была знать" (ст. 74).

В первом случае (когда требование о возмещении убытков предъявляется в связи с расторжением договора) следует, в свою очередь, различать две ситуации.

а) Договор расторгнут, но после этого потерпевшая сторона сумела заключить субститутную (заменяющую) сделку (т.е. покупатель купил товар у другого лица или продавец перепродал товар). Тогда взысканию в силу ст.75 подлежит разность между ценами на товар по расторгнутому и вновь заключенному договорам плюс дополнительные убытки в соответствии со ст. 74.

б) Договор расторгнут, и потерпевшей стороне не удалось заключить заменяющую сделку. Тогда согласно ст.76 должна быть взыскана разность между ценой на товар по расторгнутому контракту и текущей (рыночной) ценой на данный товар, а также дополнительные убытки по ст. 74.

5. Взыскать проценты в случае допущенной другой стороной просрочки в уплате цены или иной суммы (ст. 78). Какой-либо дополнительной конкретизации этого положения Конвенция не содержит, а отсюда следует, что взаимоотношения сторон в связи с взысканием процентов должны регулироваться нормами применимого национального права (п.2 ст.7).

Так, если договор подчинен российскому материальному праву, подлежит применению ст. 395 ГК РФ. При этом следует учитывать интерпретацию данной статьи, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Там, в частности, отмечается, что "в случаях, когда в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле денежное обязательство выражено в иностранной валюте (ст. 317) и отсутствует официальная учетная ставка банковского процента по валютным кредитам на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения кредитора, размер процентов определяется на основании публикаций в официальных источниках информации о средних ставках банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым в месте нахождения кредитора.

Если отсутствуют и такие публикации, размер подлежащих взысканию процентов устанавливается на основании представляемой истцом в качестве доказательства справки одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора, подтверждающей применяемую им ставку по краткосрочным валютным кредитам" (п.52).

Условия освобождения от ответственности за нарушение договора международной купли-продажи товаров предусмотрены ст.79 Конвенции. "Сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий" (п. 1 ст. 79).

Итак, ответственность за нарушение договора отпадает, если нарушение обусловлено обстоятельством, которое является для нарушителя, во-первых, непредвидимым и, во-вторых, непредотвратимым.

Отсутствие такого признака, как чрезвычайность указывает на то, что данная норма имеет в виду не только непреодолимую силу, но и случай. Тем самым ответственность за нарушение договора основана на принципе вины.

Данная норма (как и почти все положения Конвенции) носит, однако, диспозитивный характер и потому позволяет сторонам договора изменить условия ответственности за его нарушение, включив, например, оговорку о том, что ответственность отпадает лишь при наличии непреодолимой силы.

 

 

5.

 

Термин «обычаи международной торговли» — обобщающий. Он охватывает все применяемые в международной торговле правила неюридического характера. Но они не однозначны. В зависимости от их значимости, уровня применения выделяют три группы подобных правил.

Первая группа включает: правила общего характера, наиболее значимые правила, которые могут применяться к любым видам внешнеэкономических сделок. Их, собственно, и называют обычаями.

Вторая группа — правила, применяемые в отдельных областях международного делового сотрудничества, в торговом обмене определенными группами товаров. Их часто называют обыкновениями. Например, существуют комплексы обычных правил, применяемые в торговле зерном, кофе и прочим, или в строительстве промышленных объектов. В свою очередь, и обычаи, и обыкновения могут быть универсальными, т. е. применяться в любой части, региональными — применяться в конкретном регионе (на мер, в период существования СССР и других социалистических к стран сложились комплексы обычных правил, применяемых в отношениях с партнерами из этих стран), или локальными (на пример, обычаи одного морского порта).

Третья группа — заведенный порядок. Это обычные правила, сложившиеся между конкретными партнерами в определенной сфере международного предпринимательства. Рассмотренная классификация носит достаточно условный характер: обычные правила международной торговли легко перетекают друг в друга.

Обычаи международной торговли складывались в течение многих веков. Но это не застывший конгломерат. Они постоянно меняются, приспосабливаются к условиям международного торгового (экономического) обмена, появляются новые. Трудность в применении торговых обычаев заключается в том, что они неписаные. Чтобы их применять, они должны быть известны предпринимателям — участникам международного делового оборота. Но одни и те же правила воспринимаются участниками неодинаково в разных регионах и странах. Разная интерпретация одинаковых по наименованию правил приводит к недоразумениям и спорам между участниками торговой операции.

Для предотвращения подобных проблем в мировом сообществе получила распространение неофициальная кодификация или Унификация обычаев международного делового оборота. Она представляет собой деятельность по изучению, обобщению обычных правил и публикации их в документированном виде, что способствует их единообразному восприятию и применению. Такой деятельностью занимаются многие организации: международные — как правительственные, так и неправительственные — и национальные организации предпринимателей в разных странах.

Издаваемые ими документы имеют разные названия (унификации, правила, общие условия, руководства, типовые контракты или проформы и пр.), характеризуются разной степенью обобщения (одни имеют четко выраженный нормативный характер и представляют собой комплексы правил поведения сторон, другие формируются в виде руководящих указаний) и разной степенью применимости (одни формулируют правила общего характера, применяемые во всей сфере или в значительной сфере международного делового сотрудничества; другие — правила, применяемые в торговле отдельными видами товаров или в отдельных сферах делового сотрудничества; третьи — правила, применяемые в отношениях конкретных партнеров. Но все характеризуются одним общим принципиальным качеством: они не обладают юридической силой и применяются только в силу прямо выраженной воли сторон конкретной внешнеэкономической сделки.

 

Международная торговая палата (МТП) проводит большую работу по изучению обобщению и систематизации обычаев в сфере международной торговли.

Публикации унифицированных обычаев обыкновений и иных обычных правил осуществляемые МТП получили широкую известность и применение едва ли не во всех странах мира. Среди них наибольшей известностью пользуются Правила толкования международных торговых терминов — ИНКОТЕРМС (последняя редакция 2000 г), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.), Унифицированные правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила для договорных гарантий 1978 г, Унифицированные правила для гарантий по требованию и др.

ИНКОТЕРМС является одним из важнейших международных документов неофициальной кодификации, в котором сформулированы унифицированные правила по толкованию торговых терминов, получивших наиболее широкое распространение в мировой торговле. Под терминами, толкование которых дается в ИНКОТЕРМС, понимаются некоторые типы договоров международной купли-продажи, основанные на определенном, фиксированном распределении прав и обязанностей между торговыми партнерами.

По крайней мере, можно выделить три группы вопросов, по которым фиксируются права и обязанности сторон по каждому типу договоров:

1) права и обязанности сторон, связанные с перевозкой товаров, включая распределение дополнительных расходов, которые могут возникнуть в процессе перевозки;

2) права и обязанности сторон по осуществлению «таможенных формальностей», связанных с вывозом товара с территории одного государства и с ввозом его на территорию другого государства и транзитом через третьи страны, включая уплату таможенных сборов и других обязательных платежей;

З) момент перехода рисков с продавца на покупателя в случае гибели или повреждения товара.

В зависимости от того, как распределяются права и обязанности сторон по этим вопросам, сложились определенные типы договоров, известных под определенным названием, например ФОБ, СИФ, франко-перевозчик, доставка с пристани и т. д. Они и функционируют как торговые термины. Поскольку рассмотренные права и обязанности сторон, определяющие специфику конкретного типа договора, во-первых, составляют важную часть содержания этого договора, а во-вторых, влияют на решение других условий договора (например, на условия о цене, на определение места исполнения договора и пр.), их часто называют базисными условиями или базисом поставки.

Торговые термины (типы договоров) складывались в практике (некоторые из них, например СИФ, ФОБ, известны очень давно) и приобрели качество обычаев международной торговли. Однако содержание этих терминов неодинаково в практике разных государств, что приводит к множеству недоразумений. Например, российский импортер, заключив договор поставки с американским экспортером на условиях ФАС, — американский порт от грузки, будет уверен в том, что экспортер доставит товар в порт отгрузки и, разместит его в месте, удобном для погрузки на борт судна (свободно вдоль борта судна), которое обеспечит российская сторона. Напротив, американский экспортер будет считать, он выполнил свои обязательства, если погрузил товар на транспортные средства (например, контейнеры погрузил на авто т и отправил его в адрес порта отгрузки. Следовательно, российский импортер должен встретить товар в порту отгрузки, разгрузить прибывший транспорт, обеспечить погрузку на борт судна и пр.)

На предотвращение подобных недоразумений направлен подготовленный МТП свод правил, именуемых ИНКОТЕРМС. Впервые такой документ был опубликован Международной торговой палатой в 1936 г. В 1953 г. были опубликованы пересмотренные правила (ИНКОТЕРМС 1953 г.). Эти правила содержали толкование всего 9 типов договоров и за сравнительно короткий период стали широко применяться в международной купле-продаже товаров. Последующие изменения и дополнения 1967, 1976, 1980 гг. расширили число типов договоров.

В 1990 г. была принята новая редакция, которая принципиально изменила подход к толкуемым терминам ИНКОТЕРМС 1990 г. пошел не по пути дальнейшего расширения числа торговых терминов, а по пути их обобщения и распределения по четырем группам в зависимости от специфических качественных особенностей, присущих всем договорам данной группы. Общее качество, присущее всем договорам, конкретизируется затем в отношении каждого договора соответствующей группы. В результате было сформулировано 13 терминов, которые были разделены на четыре группы. Такое расположение способствует единообразному пониманию терминов и облегчает их применение. Данный подход был сохранен и в ИНКОТЕРМС 2000 г.

ИНКОТЕРМС 2000 г. уточнил содержание ряда терминов с тем, чтобы обеспечить их согласованное применение и избежать ошибок при их употреблении. 13 толкуемых терминов (типов договоров) разделены на четыре группы:

1) термины группы «Е», согласно которым продавец предоставляет товары покупателю в своем коммерческом предприятии;

2) термины группы «F», Обязывающие продавца предоставить товары в распоряжение перевозчика, обеспечиваемого покупателем;

З) термины группы «С», Согласно которым продавец обязан заключить договор перевозки и отправить товар в адрес покупателя, но, не принимая, на себя рисков, связанных с возможной гибелью или повреждение Товара;

4) термины группы «D», в соответствии с которыми Продавец несет все расходы и все риски до момента доставки товара в страну назначения.

Из краткой характеристики каждой группы можно сделать вывод, что разграничение договоров по группам построено на одном классификационном критерии: объем обязанностей продавца. В первой группе у продавца минимальные обязанности, в последней — максимальные.

Группа «Е» включает только один договор: ЕХW с указанием пункта (с завода или франко-завод). Согласно договору на условиях ЕХW продавец обязан в предусмотренный договором срок передать товары в распоряжение покупателя на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и пр.). Это единственная обязанность продавца. Она конкретизируется в его обязанности индивидуализировать товар для данного покупателя, т. е. привести его в состояние, при котором он может быть взят покупателем (складирован, упакован, затарирован, взвешен, подсчитан, проверен на соответствие качества), и известить покупателя о дате и месте, когда товар будет предоставлен в его распоряжение.

С момента, когда товар передан в распоряжение покупателя, с продавца на покупателя переходят все риски гибели или повреждения товара.

Договор не предусматривает перевозки: товар передается в распоряжение покупателя и его дело, перевозить ли товар своими транспортными средствами, заключать ли договор перевозки и пр. У покупателя нет никаких обязанностей в связи с этим. Выполнение всех таможенных формальностей и по вывозу из страны продавца, и по ввозу в страну покупателя целиком лежит на покупателе. Правда, по просьбе покупателя продавец должен оказать ему полное содействие в получении документов, необходимых для вывоза, ввоза и транзита товара через третьи страны. Однако риски неполучения таких документов и дополнительные расходы, которые в связи с этим возникают, несет покупатель.

Вторая группа «Е» объединяет договоры на условиях:

  1. ЕСА (свободно у перевозчика);
  2. ЕАS (свободно вдоль борта судна);
  3. FОВ (свободно на борту).

Во второй группе определяющей является обязанность продавца поставить товар, прошедший таможенную очистку для вывоза, до транспортных средств, указанных покупателем, и предоставить товар в распоряжение перевозчика, но без обязанности организовать перевозку.

Договор типа ЕСА с указанием пункта является определяющим в данной группе. Он означает, что покупатель выполнил свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, в момент передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При этом под «перевозчиком» понимается любое лицо (включая экспедитора), которое на основании договора перевозки обязуется осуществить перевозку любым видом транспорта. Термин «сдать товар в распоряжение перевозчика» толкуется в зависимости от вида транспорта, способа перевозки. На пример, при железнодорожной перевозке «сдать товар» толкуется в зависимости от того, составляет товар вагонную или контейнерную партию либо не составляет. В первом случае продавец обязан загрузить товар в вагоны или контейнеры и сдать их железной дороге; во втором случае либо сдать товар в приемном пункте железной дороги, либо погрузить товар в транспортное средство, предоставленное железной дорогой.

Основные обязанности продавца:

поставить товар и представить коммерческие счета или иные документы, подтверждающие соответствие товара договорным условиям;

выполнить все официальные (например, получить лицензию) и таможенные формальности, необходимые для вывоза товара;

предоставить товар в распоряжение перевозчика, указанного покупателем, в согласованном пункте и в согласованную дату;

известить покупателя о передаче товара перевозчику или об отказе последнего принять товар;

нести на себе все риски до момента сдачи товара в распоряжение перевозчика и все расходы до этого момента передать покупателю транспортные документы.

Основные обязанности покупателя:

принять поставку при предоставлении товара в распоряжение перевозчика,

уплатить цену товара,

выполнить все официальные и таможенные формальности при ввозе товара и в случае необходимости — при Транзите через третьи страны,

заключить договор перевозки от Согласованного пункта,

нести все риски с момента сдачи товара в распоряжение перевозчика и все расходы с этого момента,

известить покупателя о наименовании перевозчика способе транспортировки, дате поставки.

Следующие два условия—FАS и FОВ применяются в основном при морской перевозке грузов. В первом случае основной обязанностью продавца является размещение товара на причале вдоль борта судна в определенном порту отгрузки в пределах досягаемости грузового оборудования в установленную дату. Момент размещении товара вдоль борта судна является моментом перехода рисков с продавца на покупателя. Условие FОВ означает, что продавец должен погрузить за свой счет товар на судно. Причем продавец считается выполнившим свои обязательства в момент пересечения товаром линии борта судна. Этот момент является моментом перехода рисков с продавца на покупателя. По условиям обоих договоров, так же как и в договоре типа ЕСА, продавец выполняет экспортные официальные и таможенные формальности, а покупатель — импортные и транзитные.

Для договора типа FАS это новое правило, введенное ИНКОТЕРМС 2000 г. По ИНКОТЕРМС 1990 г. по этому договору покупатель выполняет все официальные и таможенные формальности как для вывоза товара, так и для ввоза, и в случае необходимости для транзита.

Третья группа «С» содержит четыре типа договоров на условиях:

СFR (стоимость и фрахт);

CIF (стоимость, страхование и фрахт);

CPT (провозная плата оплачена до...);

CIP (провозная плата и страхование оплачены до...).

Основной отличительной чертой, присущей всем четырем договорам, на основании чего они объединены в одну группу, является появление у продавца новой, дополнительной по сравнению с договорами группы обязанности заключить договор перевозки до согласованного пункта. Поэтому данный пункт обязательно указывается после наименования договора, например CIF — порт назначения.

Однако, так же как и в группе «F» моментом перехода рисков с продавца на покупателя является сдача товара в распоряжение перевозчика. Следовательно, покупатель везет товар до пункта назначения за свой счет, но не на свой риск. Это внутреннее противоречие, характерное для договоров группы «С», приводит к появлению у продавца новой обязанности: застраховать товар, за свой счет, но в пользу покупателя.

Договоры на условиях СFR и CIF используются при перевозке товаров морским или речным путем; договоры на условиях СРТ и СIР — при перевозке любым транспортом.

Договор типа СИФ означает оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, и заключить договор морского страхования от риска гибели или повреждения товара во время перевозки.

Основные обязанности продавца:

поставить товар и представить коммерческий счет или иные документы, подтверждающие соответствие товара договорным условиям;

выполнить все официальные и таможенные формальности, необходимые для вывоза товара;

заключить за свой счет на обычных условиях договор перевозки до согласованного порта назначения;

заключить за свой счет договор страхования в пользу покупателя и передать ему страховой полис;

погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в установленную дату или срок;

нести все риски до момента пересечения товаром линии борта судна в порту отгрузки;

известить покупателя о погрузке товара на борт судна и передать обычный транспортный документ (коносамент, морская накладная);

нести все расходы до погрузки товара на борт судна, включая расходы по оплате договора фрахта и страхования.

Обычно продавец страхует груз на минимальных условиях в соответствии с условиями страхования грузов, разработанными Институтом Лондонских страховщиков. Согласно сложившейся практике страхование должно быть выражено в валюте контракта и покрывать цену контракта плюс 10%.

Основные обязанности покупателя:

принять поставку в момент погрузки товара на борт судна в порту отгрузки и получить товар от перевозчика в порту назначения;

уплатить предусмотренную договором купли-продажи цену;

выполнить все официальные и таможенные формальности, необходимые при ввозе товара, а также, при необходимости, для транзитной перевозки;

нести на себе все риски с момента пересечения товаром линии борта судна в порту отгрузки;

выгрузить товар в порту назначения; нести все расходы, возникшие с момента погрузки товара на борт судна в порту отгрузки, во время перевозки транзитом.

Договор на условиях СFR отличается от договора CIF лишь одним - отсутствием у продавца обязанности по страхованию перевозимого товара.

Морская транспортировка грузов, совершаемая при условиях СFR и CIF имеет ряд особенностей, которые хотя и не оговорены в ИНКОТЕРМС 2000 г., но широко применяются на практике. Эти особенности связаны с уточнением обязанностей продавца по транспортировке товара. Например, если продавец обязан не только перевезти товар, но и выгрузить его на причал, то в таких случаях к условиям СFR и CIF добавляется слово «лендед» (включая разгрузку). Как правило, такое добавление используется при транспортировке на судах регулярной судоходной линии.

Договор на условиях СIР по объему обязанностей у продавца является аналогом договора типа СIF, договор на условиях СРТ—аналогом договора типа СFR. Однако, в отличие от них, они применяются при любых видах перевозки.

Четвертая группа «D» содержит пять договоров на условиях:

  1. DAF (доставлено до границы);
  2. DES (доставлено с судна);
  3. DEQ (доставлено с пристани с оплатой пошлины);
  4. DDU(доставлено без оплаты пошлины);
  5. DDР (доставлено с оплатой пошлины).

В эту группу объединены наиболее обременительные для продавца условия. Он должен нести все затраты и риски, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Только в этой группе обязанность Продавца по передаче товара перемещается в страну назначения. По другим группам он обязан передать товар в своей стране.

Самым распространенным договором из четвертой группы является договор на условиях DAF — наименование пункта на границе. Он, как правило, используется при перевозке товара железнодорожным и автомобильным транспортом, но может быть использован при любом виде перевозки. Согласно этому договору обязанности продавца считаются выполненными, когда товар, прошедший таможенную очистку при вывозе, прибывает в указанный пункт, но, не пересекая таможенную границу принимающего государства. Причем, ИНКОТЕРМС особо подчеркивает важность точного указания границы (это может быть любая граница, включая границу государства экспорта), пункта или места доставки товара.

Основные обязанности продавца:

поставить товар с представлением коммерческого счета или другого документа, подтверждающего соответствие товара договорным условиям;

передать товар покупателю в согласованном пункте на границе в согласованную дату или период;

выполнить все официальные и таможенные формальности, необходимые для экспорта товара в названное место на границе и транзита через третьи страны;

заключить за собой счет договор перевозки, включая транзитом, до согласованного пункта на границе;

нести на себе все риски до момента передачи товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте на границе и все расходы до этого же момента;

известить покупателя о поставке и передать транспортные документы.

Основные обязанности покупателя:

принять поставку товара, предоставленного в его распоряжение в согласованном пункте на границе; уплатить предусмотренную договором цену;

выполнить все официальные и таможенные формальности, необходимые для импорта товара в согласованном пункте на границе;

нести все риски и все расходы с момента, когда товар предоставлен в его распоряжение в согласованном пункте на границе.

Условия DES и DЕQ предусмотрены для доставки товара морским или речным транспортом. Условия DЕS по объему нрав и обязанностей сторон точно повторяют условия DAF. Однако пунктом доставки является порт прибытия и соответственно моментом поставки и моментом перехода рисков является момент предоставления товара в распоряжение покупателя на борту прибывшего судна, разгрузка которого является обязанностью покупателя. Следовательно, так же как и в договоре DAF, товар не пересекает таможенную границу.

В отличие от условий DЕS, договор на условиях DЕQ означает обязанности продавца передать товар в распоряжение покупателю на пристани (причале) согласованного порта назначения, а значит, в обязанность продавца входит разгрузка судна на пристань принимающей страны, в результате чего товар пересекает ее таможенную границу. Однако продавец обязан лишь за свой страх и риск получить экспортную лицензию (разрешение), выполнить все таможенные формальности для экспорта товара, и в случае необходимости — при транзите. ИНКОТЕРМС 2000 г. в от ИНКОТЕРМС 1990 г. возложил на покупателя обязанность таможенной очистки для импорта товара, а также уплату налогов, пошлин и других сборов при импорте.

Условия DDP предусматривают самый большой объем обязанностей продавца. Он может применяться при перевозке товара любым транспортом. Условия DDP означают, что продавец выполнил свои обязанности с момента предоставления товара в распоряжение покупателя в согласованном пункте в стране ввоза.

Продавец несет все риски и расходы, связанные не только с вывозом, перевозкой, транзитом, но и с ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе товаров.

При договоре на условиях DDU продавец выполняет все официальные и таможенные формальности при вывозе товара и при транзите, но не проводит таможенную очистку для импорта и не платит налоги, пошлины и иные официальные сборы, взимаемые при ввозе товаров.

Вид транспортировки и соответствующий термин

"ИНКОТЕРМС-2000"

Любой вид транспортировки:

EXW, FCA, CPT, CIP, DAF, DDU, DDP.

Только морской и внутренний вид водного транспорта:

FAS, FOB, CFR, GIF, DES, DEQ.

Условия ИНКОТЕРМС-2000 не содержат всех видов базисных условий, вернее, их разновидностей.

Отвечающими правовой природе условия СИФ признаются, например, следующие его разновидности, которые включаются сторонами в контракт.

1. "СИФ с выгрузкой в порту назначения" (GIF landed port of destination). При этом условии расходы по выгрузке товара в порту, включая лихтеровку и расходы на причале, оплачивает продавец.

2. В практике США используется термин "СИФ чистый вес при разгрузке" (GIF'net landed weight). Это условие, не меняя существа СИФ, предназначено только для определения цены товара после его разгрузки в порту по чистому весу (после усушки, утруски, иных потерь во время перевозки).

3. В международной коммерческой практике часто применяются также следующие термины:

"ФИО" - "FIO" (free in and out). Это условие означает, что судовладелец освобождается от расходов по погрузке и выгрузке груза;

"ФИ" - "FI" (free in). Согласно этому условию судовладелец освобождается от расходов по погрузке;

"ФИС" - "FIS" (free in and stowed). Судовладелец свободен от расходов по погрузке и укладке груза в трюмы. Это условие касается генеральных грузов;

"ФИТ" - "FIT" (free in and trimmed). Судовладелец свободен от расходов по погрузке и разравниванию груза (штифка);

"ФО" - "FO" (free out). Это условие означает, что судовладелец освобождается от расходов по выгрузке груза, а грузополучатель обязан принять груз за свой счет из трюма или с палубы судна, если он перевозился на палубе, т.е. оплачивать полностью все грузовые работы по выгрузке, включая трюмные работы и подачу груза на строп судна.

4. Условие "Су-палан" (Souspalan). Применяется при фрахтовании из портов или в порты Средиземного моря и практически означает то же, что условие "у борта судна" или "под судовыми талями", но отличается некоторыми нюансами при распределении стоимости грузовых работ между судовладельцем и грузополучателем (грузоотправителем).

5. Линейные условия (liner terms, berth terms, gross terms). Они означают, что организация и оплата грузовых операций как при погрузке, так и при выгрузке лежат на обязанности перевозчика. Если перевозка осуществляется на судах регулярной линии, то это условие особо не выделяется, ибо применяются обычные тарифные и коносаментные условия, которые предусматривают, что груз принимается линейным перевозчиком у борта судна или на причальном складе в порту отправления и сдается в порту назначения на причале у борта судна или на причальном складе перевозчика.

Интермодальные перевозки

Этот способ транспортировки грузов находит широкое применение во внешней торговле. Он означает перевозку по всему циклу "от двери до двери", позволяющую наиболее полно обеспечить гарантию сохранности груза, его доставку в срок и снизить общие транспортные расходы по сравнению с расходами, которые могли бы нести грузоотправители или грузополучатели при способах доставки на отдельных участках. Интермодальный способ применяется при транспортировке разнообразных генеральных грузов в контейнерах, пакетах, роллтрейлерах и т.п.

Этот способ применяется в тех случаях, когда весь маршрут перевозки является единым и закрепляется либо за продавцом (экспортером), либо за покупателем (импортером). Например, при поставках товара из России на условиях "со склада продавца" ИНКОТЕРМС-2000 обязанность продавца невелика и заключается лишь в сдаче товара покупателю на своем складе. Всю остальную перевозку товара до места его назначения в стране импорта осуществляет покупатель (импортер). И наоборот, при поставках товара из России на склад инофирмы в ее стране на условиях "поставки с оплаченной пошлиной" в обязанность продавца (экспортера) входит осуществление перевозки по всему циклу - "от двери продавца до двери покупателя".

Условия об интермодальных перевозках включают в себя в экспортно-импортные контракты. Сторона, в обязанности которой входит организация интермодальной перевозки за свой счет, обращается к организатору такой перевозки, именуемому оператором интермодальной перевозки. Оператор на основе договора с ним организует за соответствующее вознаграждение весь цикл перевозки.

Это выгодно и удобно для экспортера и импортера, так как освобождает их от сложной работы.

Такие базисные условия, как СИФ, ФОБ, ФАС и другие, разбивающие маршрут перевозки на отдельные части, для интермодальной перевозки непригодны.

Необходимо подчеркнуть, что ИНКОТЕРМС является неофициальной кодификацией обычаев сложившихся в мировой торговой практике, в котором дается их унифицированное толкование. Поэтому ни отдельные правила, которые в Нем содержатся, ни документ в целом не обладают юридической силой. Они применяются по договоренности сторон.

Это положение прямо закреплено в ИНКОТЕРМС: «Торговцы, которые желают использовать ИНКОТЕРМС 2000 г., должны четко указать, что они в договоре купли-продажи руководствуются ИНКОТЕРМС 2000 г. (п. 4 Введения).

Чаще всего в договор включается указание на применения документа в целом или отдельного правила. Например, можно указать: договор заключается на условиях СИФ — Новороссийск (Инкотермс 2000 г). Указание на год обязательно, так как существуют разные редакции этого документа. Взяв за основу документ в целом, стороны вправе изменить любое входящее в него конкретное правило, но такие изменения необходимо отразить в договоре.

Ссылка на ИНКОТЕРМС может быть включена и общие условия договоров, разработанных партнерами и фиксирующих заведенный между ними порядок; в таком случае в каждом конкретном договоре ссылка на ИНКОТЕРМС не нужна. Могут быть и другие варианты выражения воли сторон о применения этого документа.

Правда, ничто не мешает государству придать правилам ИНКОТЕРМС или любому другому документу подобного рода юридическую силу, и тогда соответствующие правила будут применяться независимо от воли сторон. Такая практика имеет место. Например, в Украине был издан Указ Президента от 4 октября 1994 г., обязывающий всех субъектов предпринимательской деятельности при заключении договоров, в том числе и внешнеэкономических, «обеспечивать соблюдение правил ИНКОТЕРМС» в редакции 1990 г. В результате эти правила стали юридически обязательными. Являются ли правила ИНКОТЕРМС обязательными при заключении внешнеэкономического договора между российским и украинским предпринимателями. Нет. И в этом случае они будут применяться тогда, когда стороны прямо оговорят это в договоре. Но если стороны в качестве применимого к договору права выберут украинское право, то тогда будут применяться все относящиеся к договорным отношениям нормы украинского права, в том числе и правила ИНКОТЕРМС.

Законодательное регулирование базиса поставки товара

Необходимо отметить, что в некоторых странах ИНКОТЕРМС-2000 имеют характер закона, в частности в Испании и Ираке. В США базисные условия поставки также регламентированы законом - Единообразным торговым кодексом - ЕТК (Uniform Commercial Code), действующим практически во всех штатах.

Поэтому, если стороны сами не сделали в контракте ссылки на ИНКОТЕРМС-2000 или иным образом не определили базис поставки, базис будет определяться согласно законам, при условии, что применимым к контракту правом будет право какой-либо страны, где действует закон, регламентирующий базис поставки.

При рассмотрении этого вопроса следует иметь в виду, что некоторые базисные термины, содержащиеся в ЕТК, существенно отличаются от тех, которые приняты в ИНКОТЕРМС-2000.

В частности, это относится к термину "ФОБ". Он касается как места отправления, так и места назначения и имеет лишь общее значение.

Так, эквивалентом термина "ФОБ" согласно ИНКОТЕРМС-2000 в ЕТК является американское условие "ФОБ судно" (FOB vessel). Если используется условие "ФОБ место отгрузки", то согласно ЕТК оно трактуется по-иному. Это условие содержится в ст. 2-319/1/ЕТК.

Если сказано "ФОБ место отгрузки", то продавец обязан отгрузить товары в этом месте и нести расходы и риск по передаче их во владение перевозчика.

Обычаи портов

Торговые обычаи, например Бельгии, особенно порта Антверпен, а также судебная практика дают иное толкование условий ФОБ, в отличие от предусмотренного в ИНКОТЕРМС-2000.

Основное отличие продажи на условиях ФОБ-Антверпен от общепринятых условий ФОБ в международной практике заключается в том, что продавец обязан доставить товар к борту судна и расположить его в периметре судна на набережной или в складах. Такое толкование условий ФОБ-Антверпен было дано Антверпенской морской ассоциацией.

В российском законодательстве обычаи регламентируются ст. 5 ГК РФ. Согласно этой статье обычаем делового оборота признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-л ибо области предпринимательской деятельности правила поведения, непредусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Сбором и опубликованием обычаев занимаются разного рода ассоциации и торговые палаты. В свое время в Советском Союзе эту важную работу выполняла Всесоюзная торговая палата (теперь Торгово-промышленная палата Российской Федерации). Так, в 1968г. Всесоюзная торговая палата зафиксировала и опубликовала Свод обычаев морского торгового порта Находка, который содержит и ряд выражений, относящихся к базисным условиям поставки в порту Находка.

В Своде предусмотрено, что он применяется в случаях:

- отсутствия договора морской перевозки вообще;

- отсутствия в имеющемся договоре морской перевозки или в коносаменте условий, регулируемых данными обычаями;

- ссылки на них в имеющемся договоре морской перевозки, договоре купли-продажи внешнеторговых товаров или в любом другом документе.

Принципы Международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). Еще одним исключительно важным примером не официальной кодификации правил международной торговли являются Принципы международных коммерческих договоров (далее — Принципы). Принципы подготовлены рабочей группой УНИДРУА, в которую входили представители почти всех правовых систем мира, и опубликованы в 1994 г. За короткий срок этот документ получил широкое признание. Принципы — это свод наиболее значимых, основополагающих положений, охватывающих все стороны договорных обязательств.

Документ состоит из преамбулы, семи глав, разделенных на разделы и статьи, и комментариев к ним. Согласно преамбуле принципы устанавливают «общие нормы для международных коммерческих контрактов». В официальном комментарии отмечаются два подхода (критерия), которые были использованы при включении тех или иных положений в кодификационный акт: во-первых, он содержит принципы, которые являются общими для всех (или в значительной степени) правовых систем, иначе говоря, являются общими принципами права; во-вторых, в него вошли принципы, которые наиболее приспособлены или лучше всего отвечают особым потребностям международных коммерческих сделок.

Вместе с тем Принципы представляют собой набор достаточно гибких правил, учитывающих все разнообразие международной торговой практики, что делает возможным их широкое применение в разнообразных ситуациях.

Принципы предназначены для участников международной торговли с целью использования их в договорной практике. Они не являются международным договором, поэтому не обращены к государствам и не предполагают какого-либо одобрения с их стороны, не обладают юридической силой и не обязательны для сторон внешнеэкономических сделок. В преамбуле подчеркивается, что Принципы подлежат применению, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться настоящими Принципами. Причем возможна не только прямая отсылка к Принципам. Они могут применяться и тогда, когда стороны в договоре согласились, что их отношения будут регулироваться «общими принципами права», или другими аналогичными положениями (например, обычаями международной торговли).

Не обладая обязательной юридической силой, Принципы широко применяются на практике. Их признание и престиж обусловлены как минимум двумя факторами: во-первых, авторитетом УНИДРУА; Во-вторых, взвешенным, убедительным содержанием включенных в них правил, основанным на сравнительном анализе права разных государств и международной торговой практики.

Можно выделить несколько аспектов применения Принципов:

1) Для регулирования отношений сторон по внешнеэкономической сделке, когда стороны на них сослались;

2) в качестве доказательства всеобщей практики, когда невозможно установить применимое право или когда избранное право не содержит ответ на искомый вопрос;

3) для толкования и восполнения положений международных унификационных актов в области международной торговли;

4) использование в процессе развития национального права или в процессе международной унификации.

В главе первой «Общие положения» закреплены принципы международных коммерческих договоров, большая часть являются общими принципами права: принцип свободы Договора (свобода вступать в договор, устанавливать его содержание, однако, свобода формы договора не является общепризнанной), принцип обязательности договоров, добросовестности.

Вопросы заключения договора являются основополагающими и для договорных обязательств.

Принципы содержат основополагающие правила о де действительности договоров, их содержании и толковании.

Значительное внимание уделено принципам исполнения и последствий неисполнения договоров.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.227 сек.