Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева




1. Возникновение этносов и суперэтносов.

2. Понятие пассионарности.

3. Характеристика русского этноса.

4. Фазы этногенеза.

 

Лев Николаевич Гумилев считал, что человечество как вид едино. У человека есть особая способность не только социальная, но и природная, которая отличает его от животных: объединяться в коллективы и сообща приспосабливаться к окружающей среде. Человечество представляет собой антропосферу нашей планеты. Внутривидовое этническое разнообразие позволяет рассматривать антропосферу как этносферу, т.е. часть биосферы Земли. Этническое разнообразие Гумилев объясняет тем, что группы людей адаптируются в разных ландшафтах, следовательно, в разных климатических условиях географической среды создаются различные этносы и разные культурные традиции.

1. Возникновение этносов и суперэтносов. В жизни люди вынуждены объединяться в коллективы. Эти коллективы, возникающие и исчезающие в историческом времени, являются этносами. А процесс от возникновения до распада этноса -этногенез. Каждый этнос рождается, стареет и умирает. Каждый такой коллектив людей приспосабливается к условиям ландшафта, в котором существует. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособление себя к ландшафту и ландшафта к себе. Связь этносов с окружающей природой порождает взаимоотношения этносов между собой. Приспосабливаясь к среде обитания, члены этносов изменяют свое поведение, усваивают определенные правила поведения стереотипы. Таким образом, различие этносов зависит как от природных условий (места и времени), так и от усвоенных этими этносами стереотипов. Реальную этническую целостность Л.Н.Гумилев определял как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями.

В истории время от времени происходит процесс исчезновения старых и появления новых этносов. Каждый этнос или суперэтнос (скопление этносов) возникает в результате мутации, когда происходит этнический "толчок", ведущий к образованию этноса. Следует заметить, что полного вымирания этносов-предков не происходит, а идет изменение стереотипов поведения. То есть, как бы предшествующий этнос перерождается в новый, непохожий на предыдущий. Устойчивость этноса объясняется тем, что первичный заряд энергии расходуется по закону энтропии.

Таким образом, возникновение этноса можно рассматривать, как следствие энергетического воздействия.

2. Понятие пассионарности. Эффект такого воздействия появляется в поведении некоторых людей. У обычных людей и животных энергии столько, сколько нужно для поддержания жизни. Но есть люди организм, которых получает большое количество энергии из окружающей среды и выдает ее в виде физической работы.

Такие люди вкладывают свою энергию в организацию и управление соплеменниками, вырабатывают новые стереотипы поведения, а.следовательно, создается новая этническая система. Такое явление Гумилев называл пассионарностью, а людей -пассионариями. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и способны на это. Они организуют далекие походы, из которых возвращаются не многие. Они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или наоборот сражаются против захватчиков.

Согласно современной теории этногенеза можно определить суперэтнос как группу этносов, возникшую в результате пассионарного толчка в одном регионе и связанную общностью исторических судеб. Каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта.

Суперэтносы обычно существуют в границах определенных этноландшафтных зон. Например, северная граница Римского мира не пересекала зоны распространения виноградной лозы, а с юга была ограничена степными и полупустынными ландшафтами Аравии и Африки. Мусульманский восток, как суперэтнос, не расширялся далеко за границы адаптации финиковой пальмы, возделываемой в оазисах, и почти совпадал с зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз верблюда и человека.

3. Характеристика русского этноса. Русский этнос связан с поименно-луговым ландшафтом, где образовался уникальный симбиоз с коровой, используемой прежде всего как источник органического удобрения, совершенно необходимый для малоплодородных подзолистых почв. Западную Европу от России отделяет сейчас, как и в средневековье, невидимая граница – нулевая изотерма января. С севера русский суперэтнос отделен также невидимой границей – зоной распространения вечной мерзлоты.

Русские как этнос тесно связаны с традиционной системой земледелия. Поэтому существование этноса возможно в тех пределах, где возможно привычное возделывание почвы. Так, русские крестьяне и казаки, переселяясь в Сибирь, создали ряд оригинальных вариантов русской культуры. Когда же они поселились за рубежом привычного ландшафта, например в лесотундре Таймыра, в зоне вечной мерзлоты популяция преобразилась до неузнаваемости. Появился новый этнос – долгане.

Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. В этнических процессах участвуют два ведущих фактора: потеря инерции первоначального толчка – старение, и насильственное воздействие соседних этносов или других сил природы – смещение. Последний всегда деформирует запрограммированный самой природой этногенез. Но в основе развития этносов лежит единая модель этногенеза, состоящая из последовательных фаз, что говорит о единстве разнообразных этногенезов. Эта модель представляет собой частный случай проявления второго начала термодинамики (закона энтропии)

4. Фазы этногенеза. Первая – фаза пассионарного подъема этноса вызывается пассионарным толчком. Старые этносы на базе, которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая расширясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос.

Л.Н.Гумилев считал, что пассионарный толчок, приведший к образованию русского народа, произошел на Руси около 1200 г. В течение 1200-1380 гг. на основе слияния татар, литовцев, финно-угорских народов возник новый русский этнос. В 1380-1500 гг. начался процесс формирования российского суперэтноса. Фаза пассионарного подъема завершилась созданием Великого княжества Московского, высвобождением от татаро-монгольской зависимости.

Вторая фаза – акматическая. Она связана с наиболее высоким подъемом пассионарности. На этой фазе развития наблюдается стремление людей не создавать целостности, а, напротив, не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается острым соперничеством пассионариев, часто заканчивающимся взаимным истреблением. Ход этногенеза может на время затормозиться. В 1500-1800 г. (акматическая фаза) российский суперэтнос распространился в пределах Евразии, произошло объединение под властью Москвы народов, живших от Прибалтики до Тихого Океана.

Следующая фаза надлома. В это время резко снижается пассионарность системы, начинаются гражданские войны, что приводит иногда и к гибели этноса. Фаза надлома сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства (расцвет культуры). Но внешний расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием. Система выбрасывает излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие. В нашей истории эта фаза началась после 1800 г. Она сопровождалась утратой единства этнической принадлежности, расширением внутренних конфликтов, закончившихся революцией и гражданской войной.

Далее в этногенезе наступает инерционная фаза, связанная с плавным снижением пассионарности системы. Этнос начинает жить по инерции благодаря приобретенным ценностям. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Исходя из "пассионарной теории" Гумилева, в начале XXI века в России должна начаться инерционная фаза.

Затем наступает фаза обскурации, которая не всегда приводит к гибели этнической системы, но всегда наносит ей непоправимый ущерб. Когда энергии системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Везде господствуют люди вялые эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. Этносы, потерявшие пассионарность, могут существовать за счет пассионарности других, соседних этносов. Но если этнос находится в изоляции, то на этой фазе развития, он неминуемо погибает. Это мемориальная фаза. На этом этапе истории этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Пассионарности людей хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство. Фазе пассионарного подъема русского этноса хронологически соответствовали обскурационная и мемориальные фазы в истории славянского суперэтноса, сопровождавшиеся распадом древнерусского государства, его разделом между Ордой и Литвой и,.наконец, разрушением последнего этнического осколка Киевской Руси – Новгорода.

Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза -процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.

Средняя продолжительность этногенеза примерно 1500 лет, но она может сократиться за счет внешнего воздействия, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза. Этногенез – природный процесс, а это значит, он не зависит от желания и воли людей. Но понимание этого процесса позволяет принимать правильные решения, и в этом практическое значение теории этногенеза Л.Н.Гумилева.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.