Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социализация личности. 1. Ролевая идентичность




1. Ролевая идентичность.

2. Г.Мид и Ч.Кули о социализации детей.

3. 3.Социальный контроль.

1. Ролевая идентичность. За каждой социальной ролью закреплена определенная идентичность. Заметим, что термин "идентичный" латинского происхождения (Ideticus), что значит тождественный, похожий, одинаковый. Под ролевой идентичностью понимают регламентированное поведение, соответствующее исполняемой роли.

В некоторых случаях идентичность проста и эпизодична, в частности у тех профессий, которые не требуют от занимающихся ими индивидов существенно изменить себя, сборщику мусора нетрудно перейти в сторожа, сложнее священнослужителю перейти в офицеры, крайне трудно роль негра сменить на роль белого и тем более роль мужчины на роль женщины.

Социальные ожидания относительно поведения полов социологи называют тендером. Понятие тендер означает не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности. Изучение тендерных отношений в последнее время стало одним из наиболее важных направлений социологии.

Исследования показывают, что ребенку мужского пола в нашем обществе надо быть агрессивным, честолюбивым, соревноваться с другими, отвергать "телячьи нежности". При этом все эти "мужские" качества не являются врожденными им надо учиться, если ребенок ими не овладевает, то он не пользуется уважением со стороны окружающих.

Осознавать себя девочками или мальчиками дети учатся в процессе социализации, во время которого у них формируются представление о мужском и женском поведении. Родители поощряют поведение, соответствующее полу ребенка, и наоборот, неуместное поведение вызывает осуждение. Причем, замечено, что мальчиков чаще хвалят и ругают, чем девочек. Еще более требовательно относится окружение к половой ориентации ребенка. Родители знают и принимают во внимание индивидуальные особенности ребенка. Незнакомые же люди более склонны ожидать, что мальчик будет вести себя как мальчик, а не как девочка. По мере формирования соответствующего ролевого поведения одновременно складывается половая идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение "естественным", потому что считаются девочками или мальчиками.

Раньше считалось, что мужские и женские роли изначально, от природы, присущи человеку. Однако, американская исследовательница Маргарет Мид (1935) нанесла сокрушительный удар по убеждению, что мужчины и женщины "от природы" созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге "Пол и темперамент", в которой собраны и представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее.

В начале исследования Мид была убеждена, что существуют коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Но после того как, она исследовала три разных племени, живущих изолированно на островах, ее мнение по этому вопросу коренным образом изменилось. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен – мужчины и женщины исполняли различные роли прямо противоположные общепринятым стереотипам поведения на западе.

2. Г.Мид и Ч.Кули о социализации детей. Ребенок осваивает определенные социальные роли, нормы и правила поведения в процессе социализации. В ходе ее он осваивает всю иерархию ценностей в обществе, учится быть активным его членом.

Наиболее глубокое теоретическое осмысление этот процесс получил в работах Герберта Мида, который интерпретировал становление личности как "поиски самого себя" и "открытие общества для себя". Ребенок обнаруживает, кто он есть, постигая, что есть общество. Он обучается соответствующим ролям, примеряя на себя роль другого.

С социально – психологической точки зрения, важной функцией детской игры является обучение разным социальным ролям.

В ходе игрового исполнения ролей, ребенок учится постигать их суть. Это обучение происходит во взаимодействии с родителями и другими взрослыми людьми, которые воспитывают ребенка. Позднее ребенок обнаруживает, что роли, которые он играет, важны не только для самых близких ему людей, но соотносятся с ожиданиями более широкого общества. Т.е. того, чтобы ребенок хорошо учился, говорил правду, был аккуратным и т.д. ожидает от него не только мать, но и общество в целом. Это формирование социальной реакции более высокого уровня абстракции Мид называет открытием "обобщенного другого".

Лишь с появлением у ребенка абстрактных представлений об обществе у него может сформироваться ясное представление о собственной личности. "Личность" и "общество" во внутреннем опыте ребенка составляют две стороны одной медали.

Иными словами, ребенок строит свое "Я" под воздействием социальных ожиданий окружающих. И как с ним обращаются, таким он и становится. Эта же идея выражена в известной концепции Чарльза Кули, которая носит название "зеркального Я". Ребенок, лишенный человеческой любви и внимания теряет все человеческое. Ребенок, с которым обращаются уважительно, сам начинает уважать себя.

Мальчишка, которого считают "гадким утенком", станет им. Если же позднее с ним будут обращаться, как с внушающим уважение юным богом войны, то он будет воспринимать себя таковым и действовать соответственно, ибо самоидентификация находится под действием направленных извне ожиданий.

Самоидентификация формируется в обществе, и она нуждается в постоянной социальной поддержке. Человек не может быть человеком без других людей, как нельзя обладать идентичностью без общества. Офицер может быть офицером только там, где другие соглашаются воспринимать его таковым. Если его лишают признания, то обычно для разрушения "Я – концепции" не требуется очень много времени.

Например, если человек за одну ночь превращается из свободного гражданина в осужденного, то его недавние представления о себе моментально подвергаются массированной атаке. Он может отчаянно держаться за свое недавнее прошлое, но если в его непосредственном окружении не окажется никого, кто будет подтверждать его прежнюю самоидентификацию, то он обнаружит, что поддерживать ее лишь в собственном воображении почти невозможно.

Очень скоро он обнаружит, что действует так, как полагается действовать осужденному, и чувствует все то, что полагается чувствовать в подобной ситуации. Этот пример помогает понять, почему индивид чаще всего выбирает себе круг общения таким образом, чтобы последний поддерживал его положительные представления о самом себе, т.е. поддерживал его высокую самооценку.

Утрата своих основных социальных ролей переносится очень тяжело людьми, выходящими на пенсию. В западных странах в отличие от стран Востока, пожилые люди нередко страдают от утраты самоуважения.

3. Социальный контроль является одним из общепринятых понятий в социологии, им обозначают самые различные средства, которые применяет общество для регулирования (одобрения или не одобрения) поведения людей в обществе. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля.

Инструменты социального контроля отличаются огромным разнообразием и зависят от ситуации. Самым последним и, несомненно, старейшим средством социального контроля является физическое насилие. Ни одно государство не может существовать без какой-либо полицейской силы или аналогичной вооруженной мощи. Однако, прямое насилие применяют не часто. До его применения может делаться бесконечное число шагов в виде различных предупреждений и выговоров.

В западных демократиях с их идеологическим акцентом на добровольное подчинение общепринятым узаконенным правилам постоянное присутствие официального насилия всячески затушевывается. Но тем не менее, важно осознать, что оно является элементарной основой любого политического порядка. В странах с менее гуманными идеологиями инструменты насилия применяются более явно и без особой осмотрительности.

Постоянное использование насилия сопряжено с практическими трудностями, а кроме того неэффективно, поэтому официальные органы социального контроля больше опираются на сдерживающее влияние всеобщего знания о средствах насилия. В любом функционирующем обществе насилие применяется умеренно и только в крайнем случае, если только оно не стоит на грани распада в ситуациях революции, разгромных поражений в войне, природных катаклизмов. Но почти все люди в обществе находятся в таком положении, что к ним официально и на законных основаниях могут применить насилие. Большинство из нас находится под влиянием так называемых предупредительных средств воздействия.

Следующим по порядку за политическими и легальными методами контроля можно поставить экономическое давление. Им успешно пользуются и в сферах далеких от экономики: это и угроза лишения права заниматься профессиональной деятельностью, и перевод на менее оплачиваемую работу и т.д.

Там, где люди живут или работают компактными группами, где они лично знают друг друга и связаны друг с другом чувством личной привязанности, постоянно действуют чрезвычайно эффективные и в тоже время очень тонкие механизмы контроля: убеждение, насмешка, сплетни, презрение.

Замечено, что в ходе групповых дискуссий по прошествию какого-то времени, индивиды меняют свои исходные мнения на более близкие к групповой норме. Эта норма является своего рода средним арифметическим всех представленных в данной группе мнений. В основе такого стремления к согласию лежит глубокое человеческое желание быть признанным в группе.

Поэтому действенным средством наказания в малой группе является систематическое презрение и остракизм. Причем неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение, критика в кругу близких людей, имеют гораздо больший психологический вес, чем санкции, исходящие из вне, от других структур.

Социальный контроль в малых группах политические руководители тоталитарных режимов иногда использовали в своих целях. В Советском Союзе, например, в трудовых коллективах действовали так называемые "товарищеские суды".

В Китайской Народной Республике среди разных слоев населения были организованы группы, называемые "сяо-цу", включающие 8-15 человек. Эти группы были организованы на фабриках, в шахтах, в военных подразделениях и городских кварталах. Помимо участия в деятельности организаций члены "соя-иу" периодически проводили собрания, посвященные так называемой взаимной критике.

На собраниях каждый участник группы обязан подвергнуть критике свои собственные недостатки и выслушать критические замечания других, а также обсудить недостатки других членов группы. Таким образом, группа оказывала огромное и длительное давление на каждого своего члена; власти использовали такие группы, чтобы обеспечить всенародную поддержку официальной государственной политике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.