Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике




Воспитание как система. Движущие силы, закономерности и принципы воспитания.

1. Социализация – это процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества.

Факторы социализации (А.В Мудрик):

- мега факторы (космос, планета, мир)

- макро факторы (страна, общество, государство)

- мезо факторы (тип поселения, этнос, СМИ)

- микро факторы (семья, группа сверстник)

Воспитание как педагогический процесс выступает механизмом ускорения социализации.

Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных и поведенческих умений и навыков.

Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся, степенью оформленности общественно-значимых качеств.

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Перевоспитание – исправление, коррекция, добавление каких-либо качеств и привычек поведения.

Цели воспитания носят конкретно исторический характер и определяются потребностями развития общества, зависят от способов производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

2. Культура общества(на листике)

В

О

С

П

И

Т

А

Т

Е

Л

Ь

В

О

С

П

Т

А

Н

Н

И

К

 

 

Противоречия бывают:

- Между обобщённым морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребёнка.

- между коллективными формами воспитания и индивидуальными особенностями ребёнка.

- между собственной активностью воспитанника и регламентацией воспитательного процесса

- между нравственно-этическими идеалами личности и реальным поведением воспитанника

- между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью процесса воспитания

Закономерности процесса воспитания:

- воспитание детерминировано культурой общества

- воспитание и обучение взаимосвязанные, взаимозависимые процессы

- эффективность воспитания обусловлена активностью человека, его включенностью в самовоспитание

- эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его компонентов

Принципы воспитания:

- принцип связи воспитания с жизнью, с социокультурной средой

- принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса

- принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности воспитанника

- принцип гуманизма, уважения к личности ребёнка в сочетании с требовательностью к нему.

- принцип опоры на положительное в личности ребёнка

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьника

- принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности

3. Формирующий подход

Культурологический подход – идеи гуманистической психологии

Синергетический подход

Социализирующий

Герменевтический(человек понимает в другом человеке только то, что пережил сам)

Аксиологический (аксиология – наука о ценностях)

Антропологический

Психотерапевтический

Лекция №5 «Содержание воспитательного процесса»

Содержание воспитания составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе, человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности, нормы, идеалы, а также способности, умения, привычки поведения.

1) Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления.

2) Формирование научного мировоззрения (система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

3) Мораль – сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и их поведение. Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанника системы нравственных знаний, чувств, отношений, правильного поведения.

4) Трудовое воспитание – это процесс вовлечения учащихся, педагогичеки организованные виды труда, с целью развития трудовых умений, трудолюбия.

5) Эстетическое воспитание -

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.