Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проверки знаний. Содержание подразделов в разделе описаний




Содержание подразделов в разделе описаний

Вопросы для проверки знаний.

1. Как можно определить по названию файла, что он содержит программу на языке Паскаль?

2. Опишите общую структуру программы на языке Паскаль.

3. Может ли в программе на языке Паскаль отсутствовать заголовок?

4. В чем заключается описание величин, используемых в программе и как оно используется при ее выполнении?

5. Назовите подразделы раздела описаний программы на языке Паскаль.

6. Опишите структуру раздела операторов.

7. В чем заключается роль комментария в программе и как оформляются комментарии в программах на языке Паскаль?

Синтаксис языка Паскаль предусматривает обязательное описание всех используемых в программе величин. Данные описания должны быть помещены в первом после заголовка разделе описаний в строго предписанном порядке. Рассмотрим все подразделы в порядке их вхождения.

Подраздел описания модулей - первый среди подразделов описаний - начинается служебным словом USES и содержит имена подключаемых модулей (библиотек, содержащих функции и процедуры для выполнения действий определенного вида) как входящих в состав системы Turbo Pascal, так и написанных пользователем. Имена модулей отделяются друг от друга запятыми. Например, описание библиотек CRT (работа с экраном, задание интерфейса программы) и Graph (вычерчивание графических элементов) имеет вид:

uses CRT, Graph;

Подраздел описания меток. Любой оператор в программе может быть помечен меткой - специальным именем, который ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Основное назначение меток - обеспечение передачи управления при выполнении программы. В качестве имени метки можно использовать:

- обычный идентификатор языка Паскаль либо

- целое числа без знака, содержащее не более четырех цифр.

Все метки, используемые в программе, должны быть обязательно указаны в подразделе описания меток, который открывается служебным словом label (англ.- метка).

Пример описания меток:

label 1, 112, 1290, Enter;

Подраздел описания констант предназначен для описания констант - величин с постоянными значениями, которые не изменяются в ходе выполнения программы. Имя константы является идентификатором языка Паскаль. Константы чаще всего бывают числовыми или символьными. Значения символьных констант заключаются в апострофы. Подраздел открывается служебным словом const.

Пример описания констант:

const K = 1024; MAX= 16384; s = ' площадь ';

Подраздел описания переменных содержит имена все переменных (идентификаторы языка Паскаль), используемых в программе с указанием их типа. Подраздел открывается служебным словом var. Тип переменных указывают через двоеточие после списка переменных данного типа.

Пример описания переменных:

var P,Q,R: Integer;

A,B: Char;

F1,F2: Boolean;

Правила описания типов, процедур и функций рассмотрены ниже.

Отдельные подразделы раздела описаний в программе могут отсутствовать из-за того, что таких элементов нет в программе - например, в тексте программы могут отсутствовать метки и/или константы и тогда соответствующих подразделов не будет в разделе. Однако если элементы присутствуют в программе на языке Паскаль, то они обязательно должны быть описаны в разделе описаний.

Замечание. В дополнение к описанным выше частям код программы на языке Паскаль может содержать ключи компиляции, которые позволяют управлять режимом компиляции программы. Синтаксически ключи компиляции записываются как комментарии, однако, в отличие от него, они влияют на выполнение программы. Каждый ключ компиляции содержит символ $ и букву-ключ с последующим знаком + (включить режим) или - (выключить режим). Например:

{$E+} - эмулировать математический сопроцессор;

{$F+} - формировать дальний тип вызова процедур и функций;

{$N+} - использовать математический сопроцессор;

{$R+} - проверять выход за границы диапазонов.

Некоторые ключи компиляции могут содержать параметр, например:

{$I имя файла} - включить в текст компилируемой программы названный файл.

Ключи компиляции вставляют в код программы в дополнительную строку перед текстами отдельных ее составных частей-подпрограмм. Кроме ключа в дополнительной строке нет никаких других символов.

1. Что такое модули и как они описываются в программе на языке Паскаль?

2. Для чего используются метки и что может использоваться в качестве имени метки в языке Паскаль?

3. Будут ли задавать правильные имена меток в языке Паскаль последовательности:

а) 10А, б) 9999, в) 10000, г) М1, д)А101, е) 4МFin, ж) Exit?

4. Опишите структуру подраздела описания меток.

5. Опишите структуру подраздела описания констант.

6. Опишите структуру подраздела описания переменных.

7. Для чего нужны ключи компиляции и как они включаются в текст программы?

4.7. Простейшие программы на языке Паскаль для обработки данных простых типов.
Основная задача программы и ее интерфейс

Каждая программа прежде всего реализует алгоритм решения некоторой основной расчетной задачи, в процессе которого обеспечивается:

1) ввод ее входных данных (аргумента Е) в вычислительную систему,

2) преобразование Е в выходные данные (результат задачи R): R = А(Е),

3) вывод от вычислительной системы к пользователю результата задачи R.

Блок-схема алгоритма типовой программы по преобразованию данных простых типов дана на рис.4.1. Простейшая программа без заголовка для ввода и вывода одиночных величин рассмотрена в п.4.3.

 

Рис. 4.1. Блок-схема типовой программы Рис. 4.2. Блок-схема алгоритма из примера 1

Для того, чтобы быть более удобными для пользователя, более наглядно представлять последовательность и результаты расчета, программы наряду с математическими требованиями должны удовлетворять также дополнительным условиям по их оформлению - пользовательскому интерфейсу. Например, перед началом работы программы должна выполняться очистка экрана, заданы цвета фона и букв, а также выполняться другие условия, прямо не связанные с решением основной математической задачи.

Рассмотрим пример программы, в которой осуществляется решение расчетной задачи преобразования данных простого типа и заданы дополнительные требования к интерфейсу.

Пример 1. Задача расчета среднеарифметического значения S трех вещественных чисел a, b, c. Необходимо дать:

1) полное словесное описание алгоритма решения задачи,

2) блок-схему алгоритма,

3) текст программы на языке Паскаль.

Дополнительные требования к пользовательскому интерфейсу программы:

а) вначале работы программы должна выполняться очистка экрана с заданием красного фона,

б) ввод чисел a, b, c должен выполняться с клавиатуры с эхо-повтором на экране монитора, каждое число должно вводиться с новой строки,

в) вывод результата производится на экран с новой строки, цвет букв - желтый.

г) в конце работы программы на мониторе должно сохраняться пользовательский экран до тех пор, пока пользователь не рассмотрит результаты расчета и не нажмет какую-нибудь клавишу для возврата в основное оно программы.

Решение.

1. Полное словесное описание алгоритма.

I Название алгоритма, аргументы Е и результаты R. Алгоритм определения среднеарифметического значения S трех вещественных чисел a, b, c. А ргументы: Е = { a, b, c }, результаты R = { S }.

II Комментарий. Решение задачи производится путем расчета среднеарифметического значения по стандартной формуле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.