Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация разработки стратегического плана

Городское стратегическое планирование

Стратегическое планирование городского развития – это особый вид плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов и программ, решений в виде прогнозов, проектов и программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация, которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе.

В разработке стратегического плана, как правило, ведущую роль играют эксперты и практики городского управления, желательным является и привлечение ученых в качестве постоянных консультантов для сопровождения процесса разработки и реализации плана.

Стратегический план охватывает лишь основные важнейшие стратегические цели и направления развития города, что отличает его от комплексного плана социально-экономического развития в прежнем его понимании.

Стратегический план является общественным, а не административным документом. Он должен публиковаться в общедоступной форме и доводится до каждого жителя.

Инициатива разработки стратегического плана исходит от мэра и его команды. Модули разработки представляют собою взаимосвязанные процессы (рис. 14).

 

 

Рисунок 14 – Модули разработки стратегического плана города

Для организации разработки плана и обеспечения широкой вовлеченности общественности в процесс подготовки, в городе целесообразно создание городского совета стратегического плана (ГССП). В его составе целесообразно объединить представителей городской думы, администрации, важнейших градообразующих предприятий, общественных организаций и групп населения. В ГССП могут включаться наблюдатели от соседних территориальных образований, заинтересованных в развитии города и межрегионального сотрудничества. Численность совета может быть следующая: для города до 500 тыс. человек – 50-75 чел., и для более крупного города 100-125 чел.

Стратегический план развития города может иметь различные статусы в зависимости от той роли, которая будет ему придана – от информационно-управленческого ориентира до городского закона, в последнем случае он должен быть утвержден законодательным органом.

Важнейшим методом городского стратегического планирования является КСА – комплексный стартовый анализ, основанный на подходах SWOT- анализа (анализа слабых и сильных сторон, потенциальных опасностей и возможностей, открывающихся перед городом в будущем).

Схема проведения КСА для разработки стратегического плана развития города, представлена на рис. 15

Рисунок 15 – Схема комплексного стартового анализа (КСА)

КСА проводится по главным факторам социально-экономического развития города, (см. таблицу 18).

Обзор по каждому фактору, приведенному в таблице представлен ниже.

Географическое положение города и природные богатства региона (края). Данный фактор демонстрирует всегда одно из наиболее сильных конкурентных преимуществ города или, наоборот, практически непреодолимую негативную черту. В современных условиях фактор доступности города становится одним из решающих условий привлечения инвестиций и туризма. В этом разделе приводятся географические характеристики города, особенности его климата, расположение города относительно других городов, более крупных центров, границ с другими районами и странами, крупных транспортных магистралей и современных коммуникаций. В качестве конкурентных преимуществ выступает наличие природных ресурсов.

Демографическое развитие. Основными демографическими показателями, важными для разработки стратегического плана развития города, является динамика численности населения, роль миграционных потоков в динамике жителей, возрастной состав горожан, данные прироста или убыли населения, прогноз важнейших демографических показателей. Для многих российских городов необходимо привести результаты анализа национальной структуры жителей, их вероисповедания. Анализ характеристик данного фактора, как правило, сопровождается графиками и рисунками.

Общественно-политическая ситуация. Здесь важны характеристики общественно-политической среды, степени преемственности власти, уровня доверия и поддержки населением органов местного самоуправления; наличие или отсутствие серьезных конфликтов местных властей с властями субъекта Федерации и их взаимоотношения; управленческий потенциал местной власти; репутация города в стране и на международной арене.

Таблица 18. Образец сводных характеристик социально-экономического развития города по профильным факторам
Профильные факторы Сильные стороны Слабые стороны Возможности Риски
Географическое положение и природные ресурсы        
Демографическое развитие        
Общественно-политическая ситуация        
Структура экономики, малый бизнес        
Инфраструктура, содействующая развитию экономики        
Финансово-бюджетный потенциал        
Инвестиционный климат        
Торговля и общественное питание        
Рабочая сила, квалификация, доходы        
Наука и образование        
Городское хозяйство и жилье        
Социальная сфера и уровень жизни        
Здравоохранение, экология        
Молодежная политика        
Спорт, туризм        
Культура, исторические традиции и духовная жизнь        
Имидж города и маркетинг        
Международное и региональное сотрудничество        

Общественно-политическая ситуация. Здесь важны характеристики общественно-политической среды, степени преемственности власти, уровня доверия и поддержки населением органов местного самоуправления; наличие или отсутствие серьезных конфликтов местных властей с властями субъекта Федерации и их взаимоотношения; управленческий потенциал местной власти; репутация города в стране и на международной арене.

Структура экономики. Это один из определяющих для разработки экономической стратегии факторов. Для него важен анализ состава и тенденций развития градообразующих отраслей, вклада в городской бюджет и стабильную занятость населения, влияние на развитие социальной сферы города. Структура экономики включает также характеристики развития малого и среднего бизнеса, который становится важной частью экономики в условиях рынка и имеет определенные тенденции к расширению сферы деятельности в городах России. Этот сектор экономики является особенно значимым для развития городов, так как создает возможности для занятости населения и вносит большое разнообразие в экономическую среду города. Важен анализ структуры малого бизнеса пор отраслям и сферам, тенденции развития предпринимательства и т.о. создания среднего класса, который в ближайшие годы может стать консолидирующей силой, способной овладеть экономической ситуацией и обеспечить стабилизацию и развитие экономики городов.

Инфраструктура, содействующая развитию экономики. Инфраструктура может включать ряд сфер, важнейшими среди которых являются транспорт, организация выставок и проведение конгрессов, наличие коммуникационных сетей, свободных земель и помещений.

Транспортный фактор характеризуется доступностью и близостью к автомагистралям, железнодорожному сообщению, аэропортам, в т.ч. и международного уровня, портам, речным и морским. Важны и показатели эффективности организации работы внутригородского общественного транспорта, внедрения транспортной логистики.

Наличие в городе инфраструктуры организации выставок и проведение конгрессов является необходимым фактором долгосрочного городского маркетинга, поэтому для стратегического видения так существенно дать характеристику возможностям города в данной сфере.

Сферы коммуникации, новых медиа, телематики образуют самое современное ядро инфраструктуры, успешное развитие которого, продвигает город на самые передовые позиции.

Общая характеристика системы и особенностей землепользования должна быть дополнена структурой использования муниципальных земель в целом, и показателями наличия свободных земель для инвесторов, в т.ч. инфраструктурно подготовленных. Важно также существование каталога свободных земель и помещений, описание процедур их предоставления, степень обработанности механизмов сопровождения инвесторов сотрудниками городской администрации или специального созданного в городе органа. Эти же позиции следует проанализировать и по параметрам свободных помещений, необходимых для развития экономических структур.

Финансово-бюджетный потенциал. Характеризуя развитие города по данному фактору, необходимо проанализировать степень сбалансированности городского бюджета, структуру его доходов и расходов, основные резервы формирования доходов в будущем, формы зависимости от вышестоящих бюджетов, основные тенденции изменения расходов бюджета, связанных с социальной сферой и ростом качества жизни населения, основные направления местной налоговой политики.

Инвестиционный климат. Данный параметр является одним из главных конкурентных преимуществ, обусловливающих шансы с позиций стратегии экономического развития города. Здесь важны характеристики общих объемов инвестиций, их структуры по отраслям, по видам источников, тенденции изменения этих параметров. Необходимо рассмотрение основных осуществляемых и планируемых инвестиционных проектов в экономической и социальной сферах, в том числе в ЖКХ. Существенными параметрами являются наличие или отсутствие кредитного рейтинга у города и региона, к которому город относится, а также общие оценки инвестиционного потенциала города и региона.

Торговля и общественное питание. Фактор, существенно влияющий на уровень экономического развития и качество жизни в городе, характеризуется числом и структурой предприятий данной сферы, тенденциями изменения товарооборота, степенью удовлетворения спроса населения товарами народного потребления, продуктами питания, сферой услуг.

Рабочая сила и квалификация кадров. Для характеристики данного фактора важны объемы, отраслевая и половозрастная структуры занятости населения, уровень безработицы, показатели квалификации кадров города, в т.ч. доля интеллигенции и тенденции ее изменения. Необходим тщательный анализ тенденций занятости в особых группах – молодежи, женщин и т.д.

Наука и образование. Комплекс образования и науки является в современных условиях одним из наиболее перспективных с точки зрения обеспечения городу целого ряда конкурентных преимуществ по подготовке кадров, вовлечению молодежи в активную творческую деятельность, привлечению и закреплению новых секторов роста. Здесь важны характеристики структуры образовательных и научных учреждений и их кадров, прогноз развития данной сферы, ее возможности по переподготовке кадров в условиях структурных сдвигов и по продолженному образованию взрослых. Необходим учет образовательных ориентаций граждан города и их жизненных планов, тенденции изменения профессиональной ориентации, развития платного образования и уровня его качества.

Городское хозяйство и жилье. ЖКХ, считаясь важной сферой экономики российских городов, проявляет тенденцию к обретению большей самостоятельности и независимости от городского бюджета, показатели доли ЖКХ в котором имеют существенное значение для характеристики города по данному фактору. Важны также структура предприятий ЖКХ и их основные функции, структура и объем жилья, показатели обеспеченности горожан жильем и услугами ЖКХ, тенденции в инвестиционных процессах в ЖКХ, характеристики качества услуг в данной сфере. Особого внимания заслуживают показатели объемов строительства и модернизации жилья за счет всех источиков финансирования.

Социальная сфера и уровень жизни. Учитываются параметры общей ситуации в социальной сфере, структура и функции организаций, степень удовлетворенности горожан социальными услугами, основные показатели социального обеспечения горожан, создание условий для социально уязвимых групп населения, в т.ч. инвалидов, налаживание системы адресной помощи горожанам. Уровень жизни горожан характеризуется основными показателями объема и структуры доходов и расходов горожан и сопоставлением их со среднестатистическими.

Здравоохранение и экология. Сфера здравоохранения играет важную роль в социальном комплексе городов и характеризуется рядом показателей: структура и функции лечебных заведений; качество материально-технической базы медицины; степень удовлетворенности потребности во врачах и наличие или отсутствие собственной учебной базы для подготовки врачей; уровень общей и младенческой смертности; показатели продолжительности жизни населения; уровень общей заболеваемости населения и по отдельным, особо опасным заболеваниям (СПИД, наркомания и т.д.), степень развитости и доступности платных медицинских услуг, отработанность организационных механизмов оказания медицинской помощи населению.

Для оценки экологической среды необходимо провести анализ природных ресурсов и красивых ландшафтов, городской системы озеленения, степени чистоты и качества воздуха, воды, степени применения передовых технологий сбора, переработки, хранения и ликвидации отходов (в том числе вредных), характеристик развитости инфраструктуры пригородов.

Молодежная политика. Молодежь является важнейшей целевой группой стратегического развития, определяя будущее города. Поэтому так значимы показатели доли молодежи в общей численности населения и прогнозы тенденций ее изменения, наличие стимулов для закрепления молодежи в городе, качественные характеристики молодого поколения по уровню образования, увлечениям, возможности получения в городе интересной работы или создания своего дела, приобретения жилья молодыми семьями и организации молодежного досуга и отдыха. Показательными является наличие или отсутствие в городе специальной программы местных властей по работе с молодежью.

Спорт, туризм. Фактор характеризуется параметрами существующего в городе спортивного комплекса, числом и структурой спортивных объектов, долей жителей, участвующих в различных видах спортивных занятий и соревнований. Важны данные по проводимым или планируемым в городе крупным спортивным мероприятиям, реализуемым или планируемым проектам сооружения крупных спортивных объектов. Необходим анализ туристско-рекреационного потенциала города, существующей инфраструктуры туризма, в т.ч. международного, российского, регионального, делового, развлекательного, экологического; однодневного, многодневного и т.д. Важны данные по количеству приезжающих и прогноз тенденций изменения притока туристов.

Культура, исторические традиции и духовная сфера. Анализу подвергаются ресурсы культурного потенциала города: наличие культурно-исторического наследия, памятников архитектуры и общегородских традиций, интерес населения к культурным ценностям, структура учреждений культуры города и объемные показатели их деятельности. Важно описание выдающихся духовных ценностей, созданных в городе, анализ осуществляемых или планируемых крупных проектов и показателей инвестиционной активности в сфере культуры, а также учет структуры религиозных вероисповеданий жителей города.

Имидж города и маркетинг. Это один из решающих для будущего города факторов, характеризуемый понятиями уже сложившегося и перспективного имиджа города в России и на международном уровне. Необходим анализ программы маркетинга города (если таковая разработана) или отдельных мероприятий по продвижению имиджа города, из разнообразия и эффективности.

Международное и региональное сотрудничество. Фактор, характеризуется показателями роли города в регионе, стране, на международной арене, интенсивности его сотрудничества с соседними городами, внутри страны и за рубежом, в том числе с городами-побратимами, результативности участия города в деятельности сетевых организаций и союзов городов, активности проведения мероприятий российского и международного уровня, планируемых крупных проектов в данной сфере.

После обработки сводных характеристик социально-экономического развития города (по таблице 17) проводят агрегирование результатов КСА для выбора главной цели и направлений стратегического плана развития города. Схематично данный процесс представлен на рис. 16.

 

Рисунок 16 – Схема агрегирования результатов КСА

Выбор главной цели стратегического плана развития города является сложным и пока методически неразработанным вопросом. Опыт стратегического планирования показывает, что, как правило, формулировка главной цели плана определятся экспертным путем. В российской практике достаточно часто наблюдается копирование смысла и важнейших ключевых понятий, составляющих смысл главной цели стратегического плана. Поэтому большое методическое значение приобретает изучение достаточно богатого западного опыта определения главной цели и девиза развития городов, где эти параметры стратегического планирования определяются очень своеобразно и творчески, подчеркивая яркие черты, специфику и неповторимость каждого города.

В таблице 19 представлены типы исходных ситуаций, в которые попали некоторые города Западной Европы и пути выхода из создавшейся ситуации.

В таблице 20 представлены индивидуальные стратегии развития городов различных стран Западной Европы.


Характеристика I. Тип исходной ситуации II. Форма стратегического документа III. Главное направление экономического развития IV. Главное направление социального развития V. Главная особенность методического подхода разработки и реализации стратегий VI. Сферы крупных флагманских проектов
  Кризис базовых отраслей экономики Стратегический план Развитие градообразующего комплекса и крупных предприятий Подъем уровня жизни Активное вовлечение граждан в планирование Объекты современной транспортной инфраструктуры
  Резкое обострение социальных проблем Концепция социально – экономического развития Структурная перестройка и диверсификация экономики Осуществление социального выравнивания Широкий диапазон со всеми целевыми группами Возрождение и преобразование промышленных зон
  Усиление конкуренции городов и борьба за инвестиции Программа маркетинга Активная поддержка малого бизнеса Укрепление городского сообщества, усиление солидарности Преемственность системы стратегических планов Создание современных жилых зон
  Необходимость смены имиджа Прогноз развития города Развитие новых секторов роста: информатики, медиа, биотехнологий и т.д. Приоритетное развитие молодежи Реформирование местного управления и создание новых органов планирования Строительство выставочных и конгресс – центров
  Стремление к устойчивому развитию Основные направления развития Ускоренное развитие сферы услуг Особое внимание социально ущемленным слоям населения Организация широкого регионального сотрудничества Приращение образовательного потенциала
  Желание сохранить процветание Мастер - план Развитие туризма, приграничного и международного сотрудничества Приоритетное решение жилищной проблемы Акцент на частно – общественное партнерство Развитие культурного потенциала и рекреационных возможностей

 


Таблица 20 Индивидуальность стратегий развития городов Западной Европы и России
Страна Город I. Тип исходной ситуации II. Форма стратегического документа Ш. Главное направление экономического развития, IV. Главное направление социального развития V. Главная особенность методического подхода разработки и реализации стратегии VI. Сферы крупных флагманских проектов
Австрия Вена 3,6   4,6 2,6 2,6  
Бельгия Антвер­пен     2,4      
Великобритания Бирмингем 1,4 1,5 2,4,6 2,3 ,2,6 1,4,6
Лидс 2,6 1,2       5,6
Германия Берлин     2,4,5 1,3   1,4,6
Дортмунд - 1, 3         2,5,6
Мюнхен     2,4 3,5 3,5. 1,4,6
Ульм 1.4     2,4 2,4 2,5
Штутгарт 1,2,3   1.4     1,4,6
Испания Барселона     ,4,5 ,3 1,3 3,6
Бильба Турин.. ~: 1,2,4 1,4     1,2 1,4,6
Италия Турин   1,4 1,6     1,2 1,2,6
Нидерланды Роттердам         1,6 1,3
Утрехт     4,5     1,2,3
Франция Нанси 1,3,4         1,6
Лиль 1,2,4   4,5   5,6 1,2,6
Швеция Мальме 1,4   2,4     1,2,6
Стокгольм            

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Городская политика в современной России | Библиографический список
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.