Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие формирование речевого этикета

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

 

Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и обще­ния людей в определенных ситуациях.

Речевой этикет – регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контактов собесед­ников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.

Коммуникативные функции речевого этикета:

- способствует установлению контакта между собеседниками;

- привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников;

- позволяет засвидетельствовать уважение;

- помогает определить статус происходящего общения (дружеский, де­ловой, официальный и пр.);

- формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения
и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).

Формулы речевого этикета – типовые гото­вые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном обще­нии. К речевому этикету относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях фор­мы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т. д. К сфере этикета относятся, в частности, принятые в данной куль­туре способы выражения сочувствия, жалобы, вины, горя и т. д.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. В связи с этим формулы речевого этикета разделяются на три основных груп­пы:

- речевые формулы, относящиеся к началу общения;

- речевые формулы, характерные для основной части общения;

- речевые формулы, используемые в конце общения.

 

- Типичные ситуации речевого этикета:

- обращение и привлечение внимания;

- знакомство, приветствие;

- прощание;

- извинение, благодарность;

- поздравление, пожелание;

- одобрение, комплимент;

- сочувствие, соболезнование;

- приглашение, предложение;

- совет, просьба;

- согласие, отказ.

1. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступаю­щих в коммуникацию: социального статуса субъекта и адресата, их места в со­циальной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, воз­раста, пола, характера.

2. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит рече­вое общение. Речевой этикет так или иначе привязывается к ситуации рече­вого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, време­ни, мотиву и цели общения.

3. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.

Итак, учет факторов, которые формируют и определяют речевой этикет, знание и соблюдение норм речевого этикета создают благоприятный климат для взаимоотношений, способствуют эффективности, результативности об­щения.

 

Деловой этикет отражает опыт, нрав­ственные представления и вкусы определенных социальных групп, предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригод­ности человека. Это прежде всего относится к государственным служащим, политикам, педагогам, юристам, менеджерам, предпринимателям, журнали­стам, работникам сферы обслуживания, то есть к тем, кто по роду своей дея­тельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом спо­собствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Следование пра­вилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, пред­приятия и т. д. создает благоприятное впечатление и поддерживает положи­тельную репутацию всей организации.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов чего-либо, при организации каких-либо мероприятий возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наобо­рот, вынести порицание, сделать замечание. В любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратить­ся с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

В де­ловой ситуации используются особые речевые клише (например, обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без лишнего заискивания: Если вас это не затруднит…). Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициаль­ной обстановке. В соответствии с ситуацией меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоциональ­но-экспрессивный характер. Но и в такой обстановке соблюдается суборди­нация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая распущенность.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реклама в деловой речи | Публицистический стиль речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.