Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития прикладной социологии в Беларуси




Социологическая мысль в Беларуси, развиваясь в общем потоке гуманитарных исследований, имеет давние традиции, основы которых закладывались еще в XVIII-XIX вв. в трудах Ф. Богушевича, К.Калиновского, А. Пашкевича и других известных ученых и общественных деятелей.

В работах этих деятелей закладывались основы белорусской национальной самобытности и особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой - с работами этнографического характера.

Октябрьский переворот и гражданская война, трагично изменившие жизнь России, оказали своё воздействие и на судьбу белорусского народа, получившего в рамках Союза ССР хотя и призрачную, но всё же свою государственную определенность. Одной из форм её проявления стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921 г.) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активное участие принимали профессора В.Н.Пичета, С.З.Каценбоген, В.Н.Ивановский, С.М.Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались лекции по социологическим дисциплинам, проблемам социологической экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. Уже в 1923 г. был опубликован первый в республике курс по социологии.

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в 1922 г. Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 г. в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.Ф.Карский, СМ. Некрашевич), динамика социальной структуры Беларуси (В.И.Игнатовский, М.В.Довнар-Запольский), социологии семьи, религии (С.Я.Вольфсон, Б.Э.Быховский), образования и воспитания (С.М.Василейский, А.А.Гайваровский, С.М.Ривес). Целый ряд работ по социологии, опубликованных в 20-е гг., получил широкую известность как в республике, так и за ее пределами. Нельзя не отметить, что теорико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью. Они либо воспроизводили идеи популярные в западной социологии, либо продолжали марксистскую социологическую теорию. На протяжении 20-х годов в академической среде весьма влиятельными были позитивистские и натуралистические идеи, различные варианты биопсихологических концепций общественных явлений.

В историко-социологическом плане значительный интерес представляет опыт развития социографии и разработки методов эмпирических исследований. В частности, в 1927 г. в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период монография С.М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», посвященная систематическому анализу методов сбора и обработки эмпирической информации. Предпринятая автором попытка модификации процесса социального исследования отражала растущую потребность в методическом обеспечении многочисленных социальных обследований, проводившихся в Беларуси в 20-е - начале 30-х годов. В этот период Центральное Бюро краеведения Инбелкульта публиковало многочисленные программы, на основе которых составлялись стандартные монографические описания в стиле популярной в конце XIX в. «социальной гигиены». Многие из таких описаний отличались достаточно высоким методическим уровнем и воспроизводили широкую панораму общественной жизни и быта сельских и местечковых поселений республики. В настоящее время они представляют ценный источник исторической информации.

Особенно важную роль в развитии эмпирических социальных исследований сыграла система статической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось уже в 1922 г. многие статистические обследования и по предмету и по методу представляли собой по существу социологические исследования. В их организации видную роль сыграли известные белорусские статистики А.В.Кибаев, М.Н.Кириевич, С.Н.Слунский, Б.Я.Смулевич и т.д.

В 1927 г. в Минске вышла в свет коллективная монография «Рабочая молодежь Белоруссии. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная Б.Я.Смулевичем и другими преподавателями кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. В 1927 году под руководством С.М. Василейского было проведено выборочное исследование ценностных ориентации и уровня культурного развития социальных групп молодежи. В этом же году под руководством П.Я. Памкевича проводилось выборочное исследование ценностных ориентации, образа жизни, состояния нравственного сознания, быта студенческой молодежи. В конце 20-х годов -начале 30-х годов проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности антирелигиозных установок населения.

Эмпирические социальные исследования 20 - 30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной формулировки гипотез. В них применялись элементарные уровни измерения социальных признаков. Социологические анкеты включали главным образом открытые вопросы, что определяло низкий уровень стандартизации процедуры сбора информации.

Нетрудно найти и другие отрицательные стороны в практике социологических исследований тех лет. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить дух революционного преобразования общества, его положительные и отрицательные моменты. Последнее, видимо, не устраивало официальную власть, которая стала с подозрением смотреть на научные разработки в области истории, социологии, статистики и т.д.

К середине 30-х годов, по мере экспансии тоталитарного мировоззрения, социологические исследования как в стране в целом, так и в Беларуси стали постепенно свертываться. Обрушившиеся на белорусскую интеллигенцию в начале 30-х годов массовые репрессии привели не только к моральному, но и физическому уничтожению ее наиболее квалифицированного ядра. Эту трагическую участь разделило и большинство социологов, обвиненных в «контрреволюционных заговорах», «антикоммунистической деятельности», «сотрудничестве с разведками». Фактически в 1937 - 1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать. Чудом уцелевшие социологи были вынуждены переквалифицироваться, многие вообще ушли из сферы научной и педагогической деятельности.

Интересный эмпирический и теоретический материал, накопленный ранее, стал постепенно забываться, оказавшись в закрытых фондах архивов и библиотек, находившихся долгий период под бдительным оком спецслужб и КГБ.

Разрушительный вал Великой Отечественной войны, прокатившийся по территории республики, нанес еще один сокрушительный удар по социологии и ее кадрам. Поэтому в период с середины 30-х и до середины 50-х годов социологическая мысль в Беларуси практически полностью отсутствовала.

И все же расширяющиеся потребности социального развития республики настоятельно требовали восстановления и развития на новой, качественно более высокой методологической и теоретической основе социологической науки. Очень медленно, но неуклонно с середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в Беларуси.

В 1968 г. в составе института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социологических исследований, куда перешла основная часть сотрудников бывшего сектора исторического материализма во главе с заведующим профессором Г.П. Давидюком. Создание сектора, рост числа квалифицированных сотрудников дали возможность расширить тематику социологических исследований (в частности, по таким темам, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе).

Объективная потребность социального развития, рост престижа социологических исследований поставили перед президиумом Академии наук задачу дальнейшего развития и укрепления социологических подразделений. В 1970 г. в составе академического института философии и права был открыт отдел социальных исследований с секторами: социальное управление, социальное планирование, социальные проблемы села, которые в 1975 году были объединены в один отдел - управления социальными процессами. В 60-70 гг. социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах.

В соответствии с постановлением ЦК КПБ от 9 ноября 1965 г. «Об организации конкретно-социологических исследований в республике» в Беларуси был создан общественный институт социальных исследований. Затем были созданы вначале сектор, а позже отдел социологии в Институте философии и права АН Беларуси (1968), проблемная лаборатория социологических исследований в Белгосуниверситете (1967), социологические группы в Белорусском политехническом институте, институтах народного хозяйства и педагогическом. Получила развитие заводская социология. В белорусскую социологию пришла плеяда молодых ученых, которые заявили о себе оригинальными работами. У истоков возрождения социологической науки стояли К. П. Буслов, Г. П. Давидюк, Е. М. Бабосов и другие. Один из первых учебников «Прикладная социология» был подготовлен Г. П. Давидюком, в котором были сформулированы представления о современных функциях социологии, ее основных категориях. Эта книга была первой попыткой дать очерк развития современной советской социологии за 60-70-е годы и сформулировать практические предложения по учебному процессу (на примере Белорусского университета).

Начавшие исследование проблем социального планирования в 60-е годы социологи Брестского пединститута в 70-е годы успешно стали исследовать проблемы социологии культуры молодежи, образования. Под научным руководством профессора В.В. Коклюхина социологи этого института выполнили много исследовательских проектов по проблемам: учитель и школьник, школьник и семья, сознание молодежи в современном изменяющемся мире. Накопленный материал, опыт проведения исследований позволил брестским социологам ежегодно проводить научно-практические конференции по социологическим проблемам молодежи, куда охотно приезжали социологи не только из Беларуси, но и с Украины, из России и других республик. Позднее социология стала развиваться в Гомеле и Гродно. Разрозненные одиночки-социологи в этих городах объединились в исследовательские группы, а затем и в лаборатории после открытия там университетов в начале 70-х годов.

На фоне небольших групп, кафедральных социологических лабораторий выделялась проблемная научно-исследовательская социологическая лаборатория БГУ, образованная в 1967 г. первым ее руководителем был член-корреспондент АН И.Н. Лущинский, затем - профессор Ю.Г. Давидюк, С.Д. Лаптенок. В 1991 г лаборатория была преобразована в Социологический центр Белгосуниверситета.

Тогда же на крупных предприятиях республики начали широко практиковаться исследования хоздоговорного типа по проблемам научного управления социальными процессами, социальной психологии, социологии труда, идейно-нравственного воспитания трудящихся, социалистического соревнования.

Признанием достижений отечественной социологической мысли стало учреждение в сентябре 1976 г. Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованной впоследствии (в 1994 г.) в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию.

В начале 1978 года оформился и стал набирать обороты и масштабы работы Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси, возглавил который тогдашний директор института, член-корреспондент АН Республики Беларусь Е.М. Бабосов.

Обобщение теоретических поисков и прикладных исследований стало основой для крупного достижения белорусских социологов: в 1984 г. вышел в свет «Словарь прикладной социологии». Это был по существу первый советский социологический словарь, вышедший после официального признания социологии. Этот словарь появился раньше аналогичных изданий в Москве и Киеве и был сразу признан социологическим обществом, стал опорой для тех, кто ориентировался на социологию, пытался реализовать на практике конкретные исследования, создать первые учебные курсы. В 1991 г. он был переиздан в дополненном виде под названием «Социологический словарь». В январе 1989 г. Сектор методологических проблем социологических исследований был преобразован в Центр социологических исследований.

В республике активно развертывается процесс освоения, критического осмысления и заимствования опыта мировой социологической мысли, в первую очередь американской и западноевропейской. Ведущие социологи (Е.М.Бабосов, Г.Н.Соколова и т.д.) принимали участие в работе X, XI, XII Всемирных социологических конгрессов, являются членами исследовательских комитетов Международной Социологической Ассоциации.

Активно разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда, обогащается понятийный аппарат теории социологии труда разработкой и введением в научный оборот ряда основополагающих понятий, разработана философско-социологическая концепция феномена труда.

Кризис, а затем и развал тоталитарной системы власти, развитие многообразных процессов демократизации общества, обретение Беларусью суверенитета и государственной независимости резко усилили интерес общественности к исследованию главного субъекта и объекта социологии - человека, его формирования в процессах социализации и культурализации, основных аспектов его жизнедеятельности в различных социальных условиях, особенностей его идентификации в различные социальные группы и общности.

Все это позволило Академии наук Беларуси открыть республиканский центр социологических исследований, который объединил социологические отделы Института философии и права, отделы науковедения, демографии и проблем народонаселения Института экономики АН Беларуси. На его базе был создан Институт социологии АН Беларуси.

Институт проводит широкий спектр исследований. Это динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и динамических процессов; структура рынка труда и динамики безработицы, освоение новых технологий, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике; социодинамика культуры в ее сопряженности с процессами усвоения духовных ценностей и норм этнонациональными, социально-профессиональными и социально-демографическими, религиозными группами; поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, конфликтов и катастроф, включая Чернобыльскую; социально-психологические характеристики личности и трудовых коллективов, социальной активности различных групп населения республики; отслеживание и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов общественного развития в условиях становления независимости Республики Беларусь и усиления ее сотрудничества с сопредельными государствами; основные тенденции развития науки как специфической отрасли, связанной с генерированием нового знания.

Институт является головной организацией по государственной программе фундаментальных исследований: «Динамика социальных процессов в условиях государственной независимости Беларуси: социологический анализ и прогнозирование». Научные достижения института связаны с разработкой социологической теории общественного развития в экстремальных ситуациях кризисов, конфликтов и катастроф в условиях социально-экономической, политической и культурной трансформации, которая происходит в Беларуси.

В последние годы значительно расширились международные научные связи социологов БГУ. Участие в программе ТЕМПУС по теме «Социология коммуникаций» привело к созданию отделения «Информация и коммуникация», открытию в 1999 г. аналогичной кафедры. Сотрудники Центра социологических и политических исследований БГУ с 1992 г. участвуют в крупной Европейской программе «Новый демократический барометр», в рамках которой изучается общественное мнение в странах Центральной и Восточной Европы.

Также были созданы два специализированных Совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по социологическим специальностям. С 1997 г. стал выходить первый в республике профессиональный научно-теоретический журнал «Социология».

В 90-е годы в Беларуси были созданы негосударственные институты и центры социологического профиля: Белорусская социологическая служба «Общественное мнение», Независимый институт социально-экономических и политических исследований, Частное исследовательское предприятие «НОВАК», Гомельский социологический центр «Оракул» и др. Развивается международное сотрудничество в области социологической науки: совместные публикации, научные конференции, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Практика настоятельным образом требует сегодня более серьезного осмысления когда-то отвергнутой теории социальной антропологии. Современное осмысление научного знания о человеке и воссоздание на этой основе целостного образа его жизни в ладу с природой, достижение понимания обществом сути предназначения человека и цивилизации - вот что, вероятно, будет стержнем развития социологической науки Беларуси в нынешнем веке.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.