Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды специальных административно – правовых режимов

Понятие и признаки специальных административно- правовых режимов

Под административно – правовым режимом понимается урегулированный правом и имеющий нормативный характер в отношении структур государственного управления порядок осуществления деятельности, общий для определенного множества либо для всех государственных органов, который подлежит конкретизации в процессе его реализации.

 

Элементами общего административно – правового режима являются режим законности деятельности органов государственного управления, паспортный режим, режим государственной службы. Наряду с общими административно – правовыми режимами существуют специальные административно – правовые режимы (чрезвычайного положения, государственной тайны и др.).

Специальные административно – правовые режимы (САПР) являются одной из разновидностей особых правовых режимов, действующих в сфере, публичного права, и несут в связи с этим соответствующую функционально – целевую нагрузку. Их основное назначение состоит в следующем:

· обеспечение конституционной безопасности при возникновении внешних и внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков;

· определение порядка реализации прав и обязанностей, условий жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно – правовой охраны;

· установление порядка пользования предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

· обеспечение прав граждан и организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, нормализация обстановки, восстановление правового порядка;

· создание условий для эффективной деятельности органов исполнительной власти, результативного осуществления ими контрольных, надзорных, регламентационных полномочий.

 

 

Административно – правовые режимы широко распространены в сфере публичного управления и отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Чем более развита система административно – правовых средств, чем больше разнообразных форм адми-

нистративной деятельности, тем важнее объединение и дифференциация их по определенным, имеющим юридическое значение признакам. Классификация специальных административно – правовых режимов призвана помочь законодателю систематизировать имеющийся в распоряжении органов власти административно – правовой инструментарий, с тем чтобы своевременно реагировать на возникновение различных нетипичных ситуаций, осуществлять адекватное и комплексное регулирование территорий и объектов, имеющих особый социальный статус.

В зависимости от подведомственности специальные административно – правовые режимы могут быть разделены на три группы:

- федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами исполнительной власти;

- региональные режимы, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Федерации;

- местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно – техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект – носитель режима, то выделяются:

· территориальные режимы – режим закрытых административно – территориальных образований, режим военного положения, карантин, режим особой экономической зоны, режим исключительной экономической зоны, режим континентального шельфа, лечебно – оздоровительной местности;

· объектные режимы – объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим исправительного учреждения, режим изолятора временного содержания;

· функционально-деятельностные режимы – режимы деятельности органов МЧС России, противопожарный режим, таможенные режимы, режим контртеррористической операции, эвакуационный режим;

· режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное

значение – режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну.

Специальные административно – правовые режимы можно различать по предмету регулирования:

· природоохранные режимы (заповедников, национальных природных парков, лечебно – оздоровительных местностей и курортов);

· режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, пограничный режим, государственной тайны, военных объектов);

· режим охраны общественного порядка и общественной безопасности (чрезвычайного положения, контртеррористической операции). По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на ординарные и экстраординарные.

Экстраординарные режимы вводятся только в случае возникновения чрезвычайных ситуаций социального или природно – техногенного характера, вызванных агрессией против Российской Федерации, массовыми беспорядками, стихийными бедствиями и т.п.

Экстраординарные режимы – это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной вооруженного конфликта, зоной чрезвычайной ситуации, зоной военных действий.

Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:

- использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

- введение дополнительных административно – правовых обязанностей и запретов;

- предоставление (дополнительных) чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

- введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Экстраординарные режимы – это временные режимы, которые действуют только в период существования чрезвычайной ситуации. С одной стороны, в законодательстве установлены конкретные сроки, на которые могут вводиться эти режимы, а с другой, - уполномоченные органы обязаны отменить действие режимов, если обстоятельства, послужившие основанием для их установления.

Законодательство РФ предусматривает три типа экстраординарных режимов – чрезвычайное, военное и «особое» положение.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.