Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав функций менеджмента




Реализация иерархической схемы при построении системы управления требует выработки определенных подходов к разделению функций между руководителями на иерархических уровнях. При выборе конструкции системы управления конкретного объекта управления необходимо условиться, какие задачи на какого руководителя следует возложить. Подходы здесь могут быть различные, они зависят от того, по какому принципу осуществляется группировка задач, как видится состав функций менеджмента. Здесь будет изложен подход, который может быть применен к системе управления трудовыми коллективами, производящими продукцию, то есть он практичен при построении систем управления предприятиями, создающими товары и услуги. Подход представляется логичным, так как он основан на очевидных предпосылках. Этих предпосылок три.

Первая: в менеджменте любой объект управления имеет и социальное, и экономическое содержание, в нем одновременно решаются и производственные, и свои социальные задачи. При этом оба компонента выступают в единстве, они неразрывны; это не две стороны одной медали, а лишь условное деление по соображениям удобства рассмотрения. Решение социальных проблем невозможно в отрыве от экономических, равно как и изменения в экономике неизменно сопровождаются переменами в социальной области.

Вторая: любой управляемый объект является развивающейся системой, в нем одновременно с текущими производственными и социально-бытовыми делами решаются задачи развития производства и улучшения условий жизни. Социально-экономический объект своей сегодняшней деятельностью обеспечивает завтрашнее благополучие. Коллектив, независимо от численности, от масштабов производства, обязан заботиться о своем будущем, иначе он обречен на угасание.

Третья предпосылка: социально-экономический объект существует и развивается, взаимодействуя с внешней средой, из внешней среды он получает энергию и предметы труда, результаты их преобразования реализует также во внешней среде. Связи со внешней средой находятся в динамике, нужно их эффективно использовать в настоящее время и надо заботиться об их результативности в будущем, об их улучшении.

Эти три непротиворечивых предпосылки определяют состав групп всех задач, которыми повседневно должна заниматься система управления. Логично вытекает, что существует шесть групп задач:

1. Система управления должна успешно осуществлять текущий производственный процесс, обеспечивать согласованное взаимодействие всех элементов и звеньев, участвующих в создании продукции. Эту группу назовем задачами управления текущим производством.

2. Система управления должна заботиться о развитии производства, об обновлении оборудования, технологий, о номенклатуре производимой продукции в перспективе. Это следующая группа и назовем ее задачами управления развитием производства.

3. Система управления не может оставлять вне своего внимания вопросы повседневного обеспечения производства сырьем, полуфабрикатами, комплектующими узлами, энергией, она не может не проявлять заботы о своевременной реализации произведенной продукции. Иначе говоря, должны решаться вопросы повседневного взаимодействия как с рынком получаемых предметов труда, так и с рынком сбыта производимых товаров и услуг. Это задачи управления текущим взаимодействием с поставщиками и заказчиками (потребителями).

4. Обновление номенклатуры производимой продукции и внедрение новых технологий требуют использования новых видов сырья, новых комплектующих, отыскания новых секторов сбыта осваиваемой продукции. Указанные обстоятельства вызывают необходимость взаимодействия с поставщиками сырья и с потребителями продукции и образуют задачи управления развитием связей с рынком получаемой энергии и предметов труда и рынком реализации товаров и услуг.

5. Для людей, участвующих в производственном процессе, должны быть созданы условия труда, им необходимо предоставить бытовые условия для реализации своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе создания продукции, их надо обеспечить возможностями восстановления сил и здоровья. Поэтому следующая группа - это задачи управления обеспечением социально-бытовых условий труда и отдыха сотрудников.

6. Социально-бытовые условия, необходимые для труда и отдыха сотрудников, должны постоянно улучшаться: людям нужна перспектива большей комфортности пребывания на работе, более благоприятных бытовых условий на производстве. Отсюда можно говорить о задачах управления развитием (улучшением) условий труда и отдыха сотрудников.

Перечисленные шесть групп задач исчерпывают все множество задач управления социально-экономическими объектами. Соответственно система управления такими объектами должна состоять их шести подсистем. Их может быть и меньше. Например, в небольших коллективах, при устойчивых связях с рынком получаемого сырья и надежном секторе на рынке сбыта создаваемой продукции объемы задач как текущего взаимодействия с экономической средой, так и его развития могут быть невелики. В этом случае третью и четвертую группу задач целесообразно объединить в одну и их решение возложить на подсистему управления внешними связями. Возможно слияние также задач пятой и шестой групп и решение их в подсистеме управления по социально-бытовым вопросам. Могут быть и другие сочетания. Целесообразность того или иного варианта определяется масштабами объекта управления и условиями его производственной деятельности.

Подсистемы управления возглавляются заместителями руководителя организации - директора (генерального директора) предприятия, начальника учреждения. Поскольку шесть групп объединяют все задачи, которые возникают перед трудовым коллективом, то количество заместителей не может быть более шести (меньше может быть). Бытует практика внедрения должностей еще каких-нибудь заместителей. Например, встречаются случаи, когда у директора завода есть заместитель по экономике или заместитель по финансам. Это объясняется сложностью экономического или финансового состояния завода и наивным предположением о том, что возложение (точнее - переложение) этих задач на заместителей позволит успешно их решить. Вопросы экономики и финансов предприятия касаются всех групп задач управления и ключ управления ими должен находиться в руках верховного элемента системы управления - директора. Он обязан владеть этими проблемами и не должен перекладывать ответственность за их решение на заместителей. Кроме рассмотренных, встречаются штаты еще и других заместителей по решению частных задач. Например, зам.директора по кадрам, зам.директора по вычислительной технике и информатике.

На уровне верховного элемента системы управления - директора завода - решаются проблемы, являющиеся общими для всего предприятия. Глава принимает то или иное решение на основе анализа соответствующей информации. Информацию надо добывать, формировать, хранить и анализировать. Для этого при руководителе создаются соответствующие службы и должности - управленческий персонал. Так, при директоре завода обычно имеются планово-экономический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба, канцелярия, референт, секретарь. Этот персонал осуществляет подготовку решений, принимаемых руководителем предприятия; решения готовятся теми и или иными службами или специалистами в соответствии с содержанием проблемы.

Управленческий персонал может быть и при руководителях нижестоящих уровней. Он может отличаться количеством, уровнем образования специалистов. Но назначение его одно: обеспечение шефа необходимой информацией для своевременного принятия им решений по возникшей проблеме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.