Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матрица распределения функциональных обязанностей




Наименова Наименование (шифр) операций
ние классов Н-к Заместители начальника Отделы
документа     (функциональные менеджеры) по ПТО ПЭО
ции и шиф (ди по про эконо финан КОМ- мате пер соци Н-К ст. инже Н-К ст. и т.д.
ры доку рек подго изво мике сам мер- риаль сона аль отде инже нер отде инже    
ментов тор товке дству         чес- ным лу ным ла нер     ла нер    
        про             ким ресур     вопро                        
        изво             вопро сам     сам                        
        дства             сам                                    
Организа   10, 10, 10, 10, 10, 10, 10, 10, 1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
ционно"                                        
распоряди                                                            
тельная                                                            
Технологи   10, 10.             1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
ческая                                                    
Экономиче       10,           1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
ская                                                      
Финансо       10, 10.         1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
вая                                                    
Производ   10, 10,             1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
ственная                                                    
Техниче   10, 10.             1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
ская                                                    
Организа   10, 10,         10, 12 10, 1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
ции                                                  
труда                                                            
Матери   10, 10,       10.     1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
альным ре                                                  
сурсам                                                            
Условия   п 10,         10, 10, 1-9, 31-41 61-73 1-9, 31-41    
деятельно                                                
сти                                                            

б) организационно-трудовая информация, представляющая собой формализованные описания стереотипных (стандартных, типовых, универсальных) нормативных функциональных взаимосвязей трудовых процессов в системах «человек-машина», где человек должен выполнять в основном роль оператора, манипулятора, регулятора машины, руководствуясь ее конструктивными и технико-технологическими параметрами. Содержательная сущность организационно-трудовой информации выражается в форме квалификационных характеристик, описывающих стандартные унифицированные элементарные приемы, действия и операции профессиональной узкоспециализированной функциональной деятельности (например, согласно Единым тарифно-квалификационным справочникам (ЕТКС), типовым должностным инструкциям и т.п.). а также абстрактных унифицированных нормативов времени на выполнение этих элементарных операций, приемов и действий (например, Единые отраслевые нормы и расценки (ЕНиР), внутриорганизационные «местные» нормы, (МН), Единая тарифная система оплаты труда. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и т.п.). Особенность этой информации состоит в том, что содержательная и временная формализованная основа этих описаний задается (предопределяется) структурной жестко регламентированной, стандартизированной и унифицированной информацией технико-технологической основы материального производства (отсюда — трудовые технически обоснованные нормы времени, инструкции по технической эксплуатации машин, технологические регламенты и т.п.). Биологическая, психологическая, личностная, идеологическая и т.п. социальная информация, связанная с Человеком, здесь присутствует только в превращенной форме обезличенных унифицированных технико-технологических расчетных нормативов, обусловливающих безопасные для жизни работника как биосистемы условия труда.

К этому же виду информации можно отнести организационно-функциональную информацию, регламентирующую распределение функциональных управленческих задач, полномочий (прав) и ответственности по функциональным подразделениям организационной структуры системы управления. Подобная информация реализуется в форме различного рода приказов о распределении полномочий высшего управленческого персонала, положений о специализированных функциональных отделах и службах, должностных инструкций по отдельным позициям в системе управленческой деятельности и т. п.;

в) организационно-экономическая информация, представляющая собой формализованное нормативное описание организационных взаимосвязей в календарном разрезе времени, выступающих в форме экономических (стоимостной интерпретации натурального, материально-вещественного, продуктового товарообмена) и хозяйственных (денежных наказаний и поощрений в форме штрафов. пени. неустоек, льгот и т.п, за соблюдение или нарушение условий товарообмена) отношений. В связи с тем, что основой организационно-экономической информации является абстрактная неструктурная информация, она обладает целым рядом отличительных особенностей.

Так как абсолютно все ресурсное (материально-сырьевое, энергетическое, трудовое, техническое, информационное) обеспечение организационной деятельности любых организаций как социальных деятельностных систем осуществляется извне, из окружающей среды — организованной экономической метасистемы общества, организационно-экономическая информация в ее нормативно-регламентационной основе является только общегосударственной, т.е. универсальной, применимой для всех организаций с небольшой спецификой по отдельным типам и классам организаций. Именно поэтому она выступает в форме универсальных общественных (государственных, региональных) стандартов — нормативно-правовых актов: сводов (кодексов) законов, отдельных законов, указов, постановлений и т.п. органов государственной власти различных уровней (отраслевых, региональных, муниципальных и т.п.).

В связи с тем, что организационно-экономическая информация является основой организо-ванности (упорядоченности) жизнедеятельности всего общества в целом или отдельных крупных сообществ в виде отдельных государств, поэтому она неизбежно несет в себе отпечаток политического устройства общества, морально-этических, национальных обычаев, традиций, социальных мифов и т.д., то есть отражением цивилизации общества в целом.

2. Текущая, оперативная информация, включающая в свой состав:

а) сведения об актуальном состоянии управляемого объекта, т.е. о состоянии производственных и организационных процессов и их составляющих элементов. К этому виду информации относятся различные технико-экономические показатели оперативного контроля и учета;

б) текущие сведения, характеризующие динамику ситуаций окружающей среды, оказывающие возмущающие воздействия на организационные процессы деятельности и требующие соответствующих решений по адаптации организационной деятельности. К такого рода информации относятся оперативные сведения о природно-климатических явлениях, об основных параметрах (номенклатуре, объемах, ценах, замещаемых продуктах, конкурентах, поставщиках и т.п.) состояния на данный момент времени рынков трудовых, материально-сырьевых, финансовых ресурсов, рынка инвестиций, ценных бумаг, капитального строительства, интеллектуального продукта, включая рынок техники и технологий, и т.п.

3. Отчетная («архивная») ретроспективная по календарным периодам фактическая статистическая информация, включающая в себя накапливаемые учетные, отчетные сведения о прошлых со-стояниях организации, ее элементов и окружающей среды в разрезе технико-экономических показателей и параметров, указанных в п. 2 и необходимых для анализа и прогноза как внешней ситуации, так и организационных изменений,

4. Инструктивно-методическая информация, включающая в свой состав:

а) методические указания, определяющие операциональную технологию, алгоритмы, математические модели решения отдельных функциональных задач, формулы и последовательность выполнения расчетов, разработки технологии процессов и т.п.;

б) методические указания по разработке и технико-экономическому обоснованию различных управленческих решений, проектов и т.п.;

в) инструктивно-методические материалы, устанавливающие последовательность способы и методы осуществления отдельных операций;

г) инструктивно-методические указания регламентирующие формы рабочей управленческой документации, правила их заполнения и оформления;

д) инструкции по эксплуатации и использованию организационной техники (ЭВМ. средств связи, обработки, накопления, хранения, защиты и передачи данных, размножения и уничтожения информации и т.п.) в системе управления, по разработке и использованию программного обеспечения («программных продуктов»).

5. Рабочая документация организационных проектов системы управления, включающая в свой состав помимо указанных в п.4:

а) проекты (схемы) организации индивидуальных и групповых рабочих мест в системе управления;

б) технические проекты проводной, радио, электронной, космической связи, автоматизации процессов управления;

в) проекты информационных и автоматизированных систем;

г) схемы организационных структур и штатные расписания системы управления и отдельных функциональных подразделений;

д) схемы документооборота, схемы информационных связей, оперограммы отдельных документов, проекты систем делопроизводства, контроля исполнения управленческих решений и архивации информации;

е) макеты и рабочие формы типовых, стандартных и унифицированных документов и т.п.

Таким образом, при рассмотрении вопросов информационного обеспечения системы управленческой деятельности определяется вся информация, необходимая и достаточная для решения управленческих задач.

Как показывает практика, наибольший эффект достигается не в результате оптимизации решения задач, а от рациональной организации информационного обеспечения и системы обработки данных за счет структуризации и упорядочения информации по уровням управления при соблюдении следующих принципов:

1. Достоверности информации и отсутствии искажений при ее обработке, трансформации при передаче по уровням управления.

2. Своевременности информации. Информация должна быть обеспечена в нужное время. иначе она вообще перестает быть информацией как таковой.

3. Однократности ввода исходной информации и многократности ее использования.

4. Достаточности информации на каждом уровне управления и в каждом структурном подразделении. Как правило, достаточность информации обеспечивается за счет определенного уровня ее избыточности.

5. Мобильности (гибкости) изменения содержания информации и информационных потоков.

6. Системности и соответствующей трансформируемости информации как «по вертикали», т.е. по уровням организационной структуры управления, так и «по горизонтали», т.е. по специализированным функциям управления, при помощи технико-экономических, организационно-экономических, социально-экономических и т.п. «трансляторов перевода».

В соответствии с указанными принципами структура информационного обеспечения формируется в соответствующие информационные массивы, которые классифицируются в зависимости от признаков (оснований) классификации: по семантике (смыслу),, содержанию, технологии использования, носителям информации, техническим характеристикам.

Обычно выделяют следующие типы информационных массивов: постоянные, вспомогательные, промежуточные, текущие и служебные.

Постоянные массивы (массивы постоянных данных, «базы данных») формируют до начала функционирования системы обработки данных. Они содержат директивные правовые, нормативно-справочные и другие редко изменяющиеся сведения. Постоянные массивы обновляются по мере изменения нормативных систем.

Вспомогательные массивы являются производными постоянных массивов. Они представляют собой структурированные по уровням и функциям управления массив постоянных данных. Их получают из последних не расчетами, а логическими преобразованиями типа: сортировки, выделения, выборки, объединения, группировки и т.п. Во вспомогательных массивах нет никакой другой информации, кроме той, которая содержится в одном или нескольких постоянных массивах, но только в ином структурированном виде.

Промежуточные массивы содержат информацию, которая возникает на стыке различных задач или этапов решения одной задачи, как результат предыдущего расчета и как исходный материал для последующего.

Текущие массивы содержат переменную рабочую информацию о состоянии управляемого объекта или процесса во времени. В отличие от вспомогательных и промежуточных массивов, которые формируются на основании данных постоянных массивов, текущие массивь1'в большинстве случаев формируются на основе первичных документов (или данных первичного учета).

Служебные массивы содержат информацию, необходимую для переработки всех вышеуказанных массивов. В служебных массивах содержатся программы ЭВМ, каталоги системы информационных массивов, трансляторы, машинные справочники, алгоритмы решения управленческих задач и т.д.

Структура и уровень информационного обеспечения (т.е. состав и содержание информационных массивов), по существу, определяют уровень информационной системы управления в целом и качество комплексных или локальных подсистем, т.е. возможность решения всего комплекса или только отдельных функциональных управленческих задач.

Особенно ярко это проявилось при создании так называемых автоматизированных систем управления (АСУ). С появлением электронно-вычислительной техники с большим объемом памяти и достаточно большим быстродействием предпринимались неоднократные попытки создания АСУ;

включающими в свой состав весь комплекс управленческих задач организации в целом и базирующимися на единой общей базе данных (АСУ «всей организации»). Как правило, все попытки оказались неудачными по целому ряду причин: невозможность формализованно и алгоритмизированно описать целый ряд вероятностных стратегических задач, отсутствие необходимого математического аппарата для описания многофакторных комплексных динамических моделей организационной деятельности в целом, недостаточность трансляционных языков для перевода и взаимосвязи параметров различных функциональных задач и т.д.

Однако в качестве основной причины подобных неудач является невозможность и экономическая нецелесообразность создания информационного обеспечения системы управления на основе единой, общей базы данных. Это обстоятельство обусловлено целым рядом факторов:

большой объем единой базы данных требует значительных трудозатрат и, соответственно, продолжительности ее формирования;

длительность формирования единой базы данных приводит к невозможности ее использования вследствие высокого уровня динамичности нормативной основы, прежде всего экономических показателей и параметров, устаревания нормативных данных этой базы к моменту ее окончательного создания. То есть время создания единой базы данных не позволяет своевременно отражать объективную (независимую от организации) динамику информации о внешней среде;

взаимосвязи и взаимозависимости различных показателей и параметров единой базы данных требуют осуществления постоянного мониторинга и оперативной ее корректировки («ведения» базы данных), что в результате значительных трудозатрат по ее обновлению затрудняет или вообще не позволяет оперативно ею пользоваться или снижает достоверность и точность расчетов;

невозможность полностью структурировать все базу данных вследствие большого разнообразия «элементарных единиц нормативной информации», включаемых в единую базу данных*, и отсутствия в настоящее время достаточного количества трансляционных «языков» для «перевода» параметров различных функциональных задач из-за несовпадения объектов и предметов классов и видов функциональной управленческой деятельности не позволяет обеспечить системное формирование единой базы данных. При невозможности системного формирования единой базы данных теряется целесообразность и смысл ее создания.

Именно поэтому в практике управления в настоящее время сложился подход построения локальных АСУ решения отдельных функциональных задач, решения комплекса задач на отдельных специализированных рабочих местах в системе управления, с соответствующей базой данных и программным обеспечением: технологических процессов (АСУ ТП), автоматизированные рабочие места (АРМ конструктора, АРМ бухгалтера), автоматизированные системы проектирования (САПР, системы автоматизированного выполнения смет (АВС), система управления перевозками (СУПЕР) и т.д. Чаще всего локальные системы ориентированы на специализированные локальные задачи в основном учетного, отчетного и расчетного характера с использованием персональных компьютеров (бухгалтерского учета «С"1 бухгалтерия», система «нуль-дефицит» — учет движения материалов на складе и т.п.).

Технология формирования документов и вообще обработки информации в значительной степени определяется техническими возможностями системы управления, т.е. используемой системой организационной техники: ЭВМ, множительной, копировальной аппаратурой, техникой кодирования, накопления, преобразования, хранения, передачи и уничтожения информации, аппаратурой связи, регистрации, контроля, защиты и т.п.

При этом в зависимости от характера и параметров используемой оргтехники изменяются не только форма, состав, структура, содержание и технология информационной обработки документов, но и в значительной степени соответственно изменяется содержание функциональной деятельности:

подавляющее большинство функциональных операций при этом осуществляется оргтехникой, оставляя за управленческим персоналом решение творческих задач и операторские функции. Подобная интеграция техники и содержания управленческой функциональной деятельности приводит к созданию так называемых информационных систем и специфических информационных технологий в управленческой деятельности.

Переход к информационным системам — это качественно другой уровень информационного обеспечения системы управления. Информационные системы представляют собой форму системной организации информационного обеспечения управленческой деятельности, включающую в свой состав все виды информации, носители информации, комплекс технических средств получения, переработки, хранения, защиты и передачи информации, включая документированную информацию. Иначе говоря, информационные системы представляют собой синтез информации и технических средств для ее обработки.

Основной целевой задачей информационных систем является обеспечение необходимой информацией всех уровней системы управления (т.е. исходной, нормативно-справочной, промежуточной, директивной и т.п.). Любая система управления не может работать без информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды, без передачи информации о принятых управляющих воздействиях. Определение оптимальных объемов информации, поступающей в различных подразделения системы управления, рациональное распределение потоков информации во времени (своевременность) и в пространстве (в нужном месте) является необходимым условием эффективного функционирования систем управления.

______________________________________________________________________________________________

 

* Так как в основе технико-технологических, организационно-трудовых параметров и нормативов лежат отдельные операции производственных процессов и технические параметры технологического оборудования, а в организационно-экономических — правовые нормы экономических взаимоотношений между организациями в метасистемах, такие параметры практически не «переводятся» друг в друга. Более того, в связи с совершенно различной сферой приложения тех и других такой перевод не нужен, но точно так же не нужно объединение их в единой базе данных.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие классы управленческой деятельности Вы знаете, чем они различаются?

2. Понятие функций управления. Классификация функций управления. Общие и специфические функции управления.

3. Объясните нормативно-функциональный характер управленческой деятельности и объективные условия ее осуществления.

4. В чем заключается функциональное содержание управленческой деятельности по технико-технологической и организационно-экономической подготовке производственно-хозяйственной деятельности организации?

5. Почему мотивацию нельзя считать общей функцией управления?

6. Понятие информации. Информация и ее роль в управленческой деятельности.

7. Охарактеризуйте назначение информации. Какие виды информации Вы знаете?

8. В чем заключаются особенности документированной информации (структура, виды документов, назначение)?

9. Охарактеризуйте основные формы управленческой документации. В чем заключается специфика унифицированных форм документов?

10. Что такое документооборот, способы обработки документов, эффективность построения схемы документооборота?

11. Информационные системы и их характеристика.

 

 

Тема 5. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЯ» И «ТАКТИКА». ПОНЯТИЯ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ» И «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

Хотя понятия «стратегия» и «тактика» использовались в военной терминологии уже давно (начиная с Древней Греции), однако термин «стратегическое управление» в связке «стратегия» и «управление» применительно к корпоративному управлению в экономике был веден в обиход лишь недавно. Стратегическое управление в силу своей сущности не дает, да и не может дать, точной и детальной картины будущего. Это скорее принципиальные прогнозы того, в каком состоянии должна находиться социальная система в будущем.

У стратегического управления нет описательной методики, которая предписывает, что и как делать при решении проблем. Стратегическое управление — это скорее определенная философия или идеология организации жизнедеятельности общества и организаций в социуме, это сугубо творческая коллективная мыследеятельность, обеспечивающая жизнедеятельность социально-экономических систем различного уровня во взаимосвязи с динамикой социума.

Стратегия (от греч. strategia stratos — войско (линия, уровень), ego — веду (поведение, движение) — это линия направления движения (поведения, действий) войска. Таким образом, дословно стратегию можно обозначить как направление движения войска, линию поведения (программу действий) войска. Соответственно strateg — предводитель войска, полководец, главнокомандующий, ведущий войско вперед. Кто самый главный в войске? Образно говоря, генерал. Следовательно, стратегия — это генеральное направление движения, генеральный путь (дорога), генеральная линия действий, то есть основное, ведущее направление движения (программа действий) для достижения каких-либо целей.

Тактика (от лат. tactus прикосновение, ощущение) — это единичные, элементарные средства, приемы, методы, способы, действия для реализации стратегии и достижения поставленной цели. За счет тактики практически реализуется стратегия.

Цель и стратегия как направления к достижению цели — это, прежде всего, абстрактные мыслительные конструкции, замысел в форме определенных программ последовательных поэтапных шагов к достижению цели, предшествующих реальным действиям, а тактика — это реальные действия по осуществлению замысла. В качестве наиболее характерного примера, иллюстрирующего различия стратегии и тактики, можно привести шахматную игру, где стратегический замысел, ориентированный на победу над противником, реализуется на основе определенных установленных правил игры путем поочередных с противником последовательно осуществляемых ходов {передвижения} отдельных фигур. Несмотря на то, что правила игры представляют собой достаточно жесткую нормативную систему движения отдельных фигур, — состав, структура, количество фигур, способы их передвижения заданы, однако стратегических вариантов достижения цели — победы в партии — чрезвычайно много. Таким образом, к одной и той же намеченной цели всегда ведет очень много различных по средствам, способам, эффективности и времени достижения путей в зависимости от складывающейся ситуации. Более того, при постоянстве (неизменности) цели, в зависимости от объективно складывающейся ситуации, стратегии могут и должны изменяться, т.е. от одного варианта стратегии можно и нужно переходить к другому, если динамика внешней ситуации не соответствует предварительным прогнозам. При этом, соответственно, используются другие композиции (наборы. сочетания, варианты) элементарных тактических приемов (правил), которые по сути своей сами по себе остаются неизменными (постоянными). Безусловно, каждый вариант стратегии, с одной стороны, предопределяет соответствующий необходимый (проектный, предполагаемый} набор тактических средств, а с другой стороны, реальное наличие тех или иных тактических средств, приемов, способов вынуждает, ограничивает применение вполне определенных вариантов стратегий.

Естественно, стратегии могут разрабатываться не только в военных кампаниях или игровых ситуациях, но и в других областях деятельности человека, где возникает необходимость предвари-тельного определения возможных вариантов достижения цели. Учитывая объективную постоянную эволюционную динамику окружающего нас мира, стратегия как целесообразная разумная социальная основа жизнедеятельности человека должна присутствовать в форме прогноза возможных изменений состояний экобиогеосоциотехносистемы абсолютно во всех сферах жизнедеятельности человека как Ното шр1ет. Более того, искусственная организованность социальной жизнедеятельности человека, его активное вмешательство в эволюционные процессы изменения экосистемы, объективно предопределяет необходимость разработки стратегий на всех уровнях социальных образовании как единственно возможной формы существования и развития человеческого общества. Однако очевидно, что стратегии для социальных систем различного уровня должны существенно различаться по всем основным параметрам (целям, средствам, времени прогноза, этапам и времени осуществления и т.п.), т.к. состав, структура, динамика внешних условий, к которым должны адаптироваться социальные системы, будут отличаться.

Понятие «стратегия» в рамках концепции системодеятельностной организации целесообразно заменить понятием «стратегическое управление», которое не только является синонимом, но и более точно и корректно отражает сущность этого типа управленческой деятельности.

Таким образом, резюмируя изложенное, можно выделить основные ключевые понятия, которые определяют стратегическое управление (стратегию): цель, вариантность направлений движения к цели (вариабельность программ действий), прогноз динамики внешних ситуаций, комбинации наличных тактических средств и, соответственно, предварительно сформулированные принципы формирования стратегии.

В структуре стратегического управления можно выделить следующие виды управленческой деятельности:

1. Анализ и прогноз динамики внешней ситуации, определяющей выбор цели и возможные стратегические направления ее достижения.

2. Постановка, формулировка цели социальной системы как желаемого состояния системы к определенному моменту будущего перспективного периода.

3. Декомпозиция цели и определение возможных проблем, возникающих на путях к достижению цели.

4. Разработка основных вариантов стратегических направлений поэтапного достижения цели в форме комплекса стратегических программ.

5. Разработка организационных проектов реализации стратегических программ.

6. Разработка организационных планов реализации организационных проектов.

7. Технико-экономическое обоснование стратегических направлений и выбор наиболее приемлемых.

Соответственно в качестве основных принципов стратегического управления предварительно можно выделить следующие:

— принцип разумной целесообразности, который предполагает, что стратегическое управление имеет смысл только при постановке реально достижимой цели. В противном случае стратегическое управление бессмысленно;

— принцип обратной связи, предопределяющий зависимость стратегического управления (стратегии) от динамики внешней ситуации. Поэтому стратегическое управление может быть успешно реализовано только при условии учета прогнозных изменений окружающей среды;

— принцип системности, обусловливающий системные взаимосвязи стратегического управления с другими типами, классами и видами управленческой деятельности в системе управления, с динамикой окружающей среды, а также различных видов управленческой деятельности в структуре стратегического управления (в самой системе стратегического управления). Кроме того, принцип системности предусматривает системные взаимосвязи наличных или необходимых средств и способов реализации соответствующего варианта стратегического направления достижения поставленной цели;

— принцип последовательности поэтапного достижения цели, предусматривающий учет на каждом этапе реализации стратегии всех предшествующих и прогнозируемых результатов как в самой системе, так и в окружающей среде;

— принцип вариантности стратегических решений свидетельствующий о том, что вариантов (путей, направлений) достижения цели может быть несколько, причем в зависимости от объективно складывающейся внешней ситуации возможен и целесообразен переход от одного варианту к другому. Поэтому реализация этого принципа всегда предполагает наличие в стратегических программах нескольких возможных наиболее приемлемых вариантов;

— принцип вероятностных результатов, предусматривающий «мягкость», интервальность прогнозных параметров стратегических решений, образующих область допустимых значений поэтапных результатов.

Необходимо отметить, что указанные принципы стратегического управления не имеют приоритетов и все одинаково важны.

Точно так же, как и управление в производственно-хозяйственных организациях мы обозначали как менеджмент, стратегическое управление в социальных организованных системах производственного типа будем обозначать как стратегический менеджмент. При этом состав, структура, содержание и принципы стратегического управления полностью применимы для стратегического менеджмента. Если стратегическое управление является составной частью системы управления социальных организованных систем территориального типа, то стратегический менеджмент является составной неотъемлемой частью системы управления производственно-хозяйственных организаций. Принципиальные отличия стратегического управления от стратегического менеджмента заключаются в объекте и предмете управленческой деятельности. Необходимо отметить, что подавляющее большинство литературы рассматривает в основном проблемы стратегического корпоративного менеджмента, называя его «стратегическим управлением» (а иногда совсем вульгарно — «стратегических М планированием», включая и апологета стратегического управления Ансоффа И.), т.к. четкого различения этих понятий управления и менеджмента нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.