Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития специальной педагогики




Связь специальной педагогики с другими отрослями педагогической науки.

Связь специальной педагогики с другими отрослями знаний.

С медициной (любые анатомо-физиологические особенности используются в построении режима дня)(неврология) педиатрией, психопатологией, психотерапией, детской психиатрией, невропатологией, патофизиологией, иммунологией, офтальмологией, отоларингологией и др.); с психологией; с социологией

 

 

С возрастной педагогикой, частные методики, с социальной педагогикой, пренотальная педагогика (до рождения ребенка), общая педагогика. Специальная педагогика связана со всем блоком психолого-педагогрических и специальных дисциплин (общей педагогикой, общей психологией), различными отраслями спецальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой, логопедией и др.), философией, социальной педедагогикой, социальной психологией, социологией.

 

 

В эпоху античности и средневековья дети, рождающиеся с отклонениями в развитии, уничтожались.

В эпоху Возрождения формировались гуманистические тенденции в области медицины, философии и педгагогики (Эразм Роттердамский, Ян Амос Коменский, Филипп Пинель, Ж.Э.Д. Эскироль).

Педагогический подход в деле помощи детей с недостатками в развитии и поведении форм-тся в конце 18 – начале 19 в. (И.Г. Песталоцци, М. Монтессори).

Российская история специальной педагогики взаимосвязана с европейской дефектологической наукой, учитывает и использует ее обширный научный и практический опыт.

Наивысший этап в истории российской педагогики и специального образования связан с периодом с конца 19 – начала 20 в. Вопросами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, проблемами педагогической коррекции отклонений в поведении занимались такие выдающиеся ученые-педагоги, психологи, медики, как Е.К. Грачева, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов и др. В 60-70-е гг. XX в. в области специальной педагогики были сделаны существенные шаги по активизации специальных исследований, разработке новых подходов в современ коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками с недостатками в развитии и отклонении в поведении (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер и др.)

В последние годы проблема специальной педагогики значительно расширилась, захватив сферу не только специальных школ, но и специальных классов, отдельных групп детей в общеобразовательной школе. Проблеме неуспевающих и недисциплинированных детей и индивидуальному подходу были посвящены исследования психолога Л.С. Славиной (начало 60-х годов). Проблема дифференциации обучения аномальных детей и выделения среди них неуспевающ учащихся массовой школы с задержкой психического развития послужила предметом глубоких научных исследований Т.А. Власовой. Сегодня в связи с функционированием в общеобразовательных школах классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения встал вопрос о дифференциации содержания обучения и характере воспитания учащихся этих классов(Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко). Вопросами школьной дезадаптации детей и подростков, отклоняющегося поведения несовершеннолетних, диагностированием этих явлений, предупреждением и психолого-педагогической коррекцией недостатков в развитии и поведении детей и подростков занимались С.А. Беличева, С.А. Бадмаев.

Специальная дошккольная педагогика выделилась как самостоятельное направления в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей. Исследования в области специальной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некотрых случаях и преодоление имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционно-педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь положительн образом сказыввается на становлении личностных качеств ребенка, формирование основ адекватного поведения и гармоничн социализации. Основополагающими для специальной и коррекционной дошкольной педагогики стали труды Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоритическое осмысление роли биологического и социальных факторов в развития личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. В его трудах доказано, что соц ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужило основой для понимания механизмов компенсации и построение на их базе коррекционного воспитания и обучения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.