Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деление цен по форме конкуренции




Деление цен по форме собственности.

Функции и виды цен.

Цена выполняет такие основные функции:

1. измерительная;

2. распределительная;

3. стимулирующая.

Измерительная функция цены – заключается в том, что она есть средством учёта общественно необходимого, а также, и полезного труда. Труд, который превышает эту величину, не признаётся потребителями. Такой учёт даёт возможность осуществлять эквивалентный обмен товаров, определять экономическую эффективность производства, устанавливать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и т.д.

Распределительная функция цены -реализуется в процессе внутри – и межотраслевой конкуренции. В первом случае такое перераспределение стоимости, прежде всего прибавочной стоимости, осуществляется в пользу тех предприятий, у которых затраты производства ниже общественно необходимых, а качество товаров выше. Во втором случае перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм переливания капиталов на пользу отраслей, в которых производство товаров и услуг осуществляется соответственно индивидуальных, коллективных и общественных потребностей.

Стимулирующая функция цены – состоит в том, что рыночные цены через механизм конкуренции заставляют предпринимателей внедрять новую технику, совершенствовать формы и методы организации производства и т.д.

Существуют разные критерии деления цен. Так согласно с критерием собственности различают: государственные; кооперативные; индивидуальные; и другие виды цен.

Государственные цены преобладали в бывшем СССР, поскольку 92% собственности принадлежало государству. В СССР 98% цен были государственными и только 2% - ценами колхозного рынка. Цены на продукцию кооперативных предприятий также были огосударствлены.

В зависимости от форм конкуренции, в частности от форм собственности, различают:

· рыночные цены, при чистой конкуренции;

· омегопольные цены – при господстве групповых монополий (омегополий);

· монопольные цены – при абсолютной монополизации единственным производителем или продавцом соответствующей сферы производства или сбыта.

В общем при господстве монополий различают монопольно высокие и монопольно низкие цены.

Монопольно высокую цену устанавливает производитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, организовывает конкуренцию, нарушает права потребителей, вследствие чего получает высокие прибыли.

Монопольно низкую цену устанавливают производители под давлением монополистов. Такое давление ощущают мелкие и средние фирмы при заключении контрактов с монополиями, мелкие фирмы под давлением транспортных и промышленных компаний во время доставки сельхозхозяйственной продукции на рынок и её переработке.

Однако монопольно высокие цены приводят к уменьшению платёжеспособного спроса населения, «притягивают» конкурентов.

Поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая даёт возможность присваивать максимальную прибыль.

При господстве на рынке нескольких омегополий, как правило, используется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, крупнейшая компания устанавливает цены на свои товары и услуги. Остальные омегополии по общему молчаливому согласию назначают такую же цену или цену несколько ниже (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и т.д.)

Цены товаров природных монополистов регулирует государство (электроэнергия, услуги связи, почты и т.д.)

В зависимости от типов рыночной системы различают регулируемые и нерегулируемые цены. Значительную часть цен в развитых странах регулирует государство.

Так, в Швейцарии государственный контроль над ценами распространяется почти на 50% объёма товарной продукции, во Франции государство регулирует цены на сельхозпродукцию, газ, электроэнергию, транспорт, некоторые другие товары и услуги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.