Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, влияющие на работоспособность

 

Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, степени закрепленности рабочих навыков и опыта, его психического и физического состояния и других факторов. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с влияние как внутренних, так и внешних факторов.

Среди внешних факторов ведущее значение имеют условия окружающей среды (температура и влажность воздуха, освещенность, барометрическое давление, шум, вибрация, загрязненность воздуха и т. д.). Внешними факторами, влияющими на работоспособность являются, характер производительной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика) [ТиМФВ, 2001, 285].

Из внутренних факторов выделяют такие, как мотивация и эмоциональная сторона труда, уровень функциональной активности в момент работы, физическая подготовленность человека, особенности его личности и др. [физиология, с. 286].

Комплексное отрицательное воздействие перечисленных факторов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т. д.

Во многом работоспособность зависит от индивидуальных психофизических возможностей человека. В первую очередь от типа высшей нервной деятельности. Люди с сильным, уравновешенным типом нервной системы (сангвиники), как правило, обладают большими резервами повышенной работоспособности при действии стимуляторов. У них развитие торможения наступает позднее, чем, у людей слабого (меланхолики) и возбудимого (холерики) типов [Иванченко, с. 15].

Основные положения биоритмологии свидетельствуют, что работоспособность человека зависти от типа суточного биоритма. Как утверждают специалисты, существуют три типа суточных ритмов: утренний, вечерний и средний (аритмик), которые в свою очередь имеют свои различия.

У представителей первого типа «жаворонков», основная активность и высокий уровень физиологических процессов прослеживаются в первой половине дня. Они рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, а вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать. У представителей второго типа «сов», высокий уровень активности и физиологических процессов во второй половине дня. Они засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром. «Совы» работают лучше во второй половине дня и вечером. У представителей самого распространенного среднего типа «голубей», главный период высокой активности и физиологических процессов приходится на середину дня и охватывает два периода времени 10—12 и 16—18 часов. В соответствии с этим их работоспособность изменяется по М-образной кривой.

История сохранила много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал в одну ночь не ложась спать. Ночью работал великий химик Менделеев. Наполеон начинал свой рабочий день в 3—4 часа утра. В утренние часы предпочитал работать Бах. Л Толстой обычно работал с 9—10 до 14—14.30 и 1—1,5 часа вечером.

Основными стимуляторами для повышения работоспособности как при умственных, так и при физических нагрузках служат: врабатываемость, труд и отдых, чередование видов деятельности, ритмичность. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умственная и физическая работоспособность | Динамика работоспособности в режиме дня, недели, года
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 10801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.