Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование, как функция управления




Планирование - научное предвидение результатов деятельности, основанное на установлении закономерностей и тенденций экономического, социального и научно-технического развития. Т.о. суть планирования состоит в определении целей и путей их достижения.

Виды планов. Различаются: - по временному горизонту – краткосрочные (на год и менее); среднесрочные (от года до пяти); долгосрочные (свыше 5 лет);

- по функциональному назначению различают планы сбыта, производства, снабжения, финансов, планы инвестиций и т.д.;

- по иерархичности. Иерархия планов отражает их соподчиненность: высший - стратегический план, средний - тактический, низший – оперативный план. По мере перехода от стратегических планов к тактическим и оперативным сужается временной горизонт, возрастают детализация и точность планов. Например, стратегический план может рассматривать вопросы создания нового производства на его территории. Тактический (текущий) – уточняет стратегические цели и задачи, например, в показателях производственной программы, обновлении продукции. Оперативный план (оперативно-календарный план) определяет по дням и сменам размеры выпуска продукции, периодичность и объем заказов на сырье и материалы, баланс рабочего времени работы оборудования и т.д.

Координация планов о тдельных подразделений. При прочих равных условиях процесс планирования ведется против хода производства: со сбыта, через производство к снабжению материально-техническими ресурсами.

Координация планов производится по горизонтали - во времени и пространстве между равноправными подразделениями; по вертикали – между различными уровнями структуры управления. При этом используются методы:

-сверху вниз (top-down)- от общего плана предприятия к планам нижестоящих звеньев;

-снизу вверх (bottom-up)- планы нижестоящих звеньев объединяются в планы предприятия;

-комбинированный (смешанный) – навстречу друг другу.

Принципы планирования: оптимальность (производственные ресурсы используются по наиболее выгодному варианту); обоснованность (показатели плана устанавливаются с учетом прогрессивных норм, научно-обоснованными методами расчета); непрерывность (взаимосвязь перспективного и текущего планирования, постоянная корректировка планов с изменением условий деятельности); взаимоувязанность (увязка всех разделов плана). Планирование всегда ориентировано на данные прошлого, хотя стремится определить развитие в перспективе. Отсюда растущее внимание к бухгалтерскому учету, статистике.

Изменения в планировании на современном этапе определяются влиянием вероятностных процессов в экономике. Экономические кризисы, политическая нестабильность сводят на нет тщательно выполненный прогноз. Показатели рынка не всегда можно использовать в качестве исходных данных, т.к. в отдельных случаях они не поддаются логическому объяснению. Поэтому планы должны составляться с резервами (т.н. резервами безопасности). Однако большие резервы делают планы неточными, малые – влекут за собой частые изменения.

Планирование на предприятии – совместные действия всего коллектива по определению границ деятельности в области развития техники и технологии, организации труда, сбыта и производства продукции, границ издержек и финансовых результатов.

 

 

Структурная схема планирования деятельности предприятия

 

               
   
Долгосрочное планирование производства: производственные мощности на перспективу, потребность в финансовых средствах, капитальных вложениях, перспективный маркетинг, новая техника и технология
 
 
 
   
     
 
 
   
Долгосрочное планирование бухгалтерского баланса, прибыли и движения финансов на перспективу

 

 


Оперативное управление производством характеризуется оценкой отклонения от запланированных параметров разработанных оперативно-календарных планов и сменно-суточных заданий на уровне цехов, смен, бригад. и принятием управленческих решений в реально сложившейся производственной ситуации. В непрерывных производствах процедуры оперативного управления переплетаются с диспетчеризацией производства, то есть непрерывным слежением за ходом производства. Это достигается: четким распределением работ на короткие промежутки времени в цехах, сменах, бригадах – в полуфабрикатном разрезе; использованием средств автоматизации; повседневным анализом производственной ситуации; своевременным принятием решений по предупреждению нарушений..

Оперативные планы должны обеспечить взаимные пропорции для непрерывности и синхронизации производственного процесса. Если, например, бумажная фабрика ежесуточно вырабатывает 100 т, то для целлюлозного завода этого же комбината исходя из норм расхода целлюлозы предусмотрен ежесуточный выпуск по варке 100 т. С лесного склада на целлюлозный завод должны быть поданы ежесуточные 500 куб.м древесины при норме расхода 5 куб.м на т целлюлозы.

На лесохимических и гидролизных предприятиях преобладает массовый тип производства и непрерывные процессы. Здесь тоже основой задачей оперативно-производственного планирования является согласованность производства. Например, дрожжевой цех гидролизно-дрожжевого завода получает оперативное задание по выпуску дрожжей из послеспиртовой барды в зависимости от объема выпуска этилового спирта в количестве, установленном спиртовому цеху. Производственное задание по выпуску производственной камфары зависит от плана – графика производства живичного скипидара и т.д.

На лесохимических и гидролизных предприятиях задания по выработке полуфабрикатов или готовых изделий требуют разработки показателей режима работы оборудования: длительности процесса оборота гидролизных аппаратов, реторт, экстракторов и т.д.; выхода продукции из единицы перерабатываемого сырья; степени загрузки сырья и т.д.

Для варочных цехов целлюлозных заводов выдается месячное производственное задание по варке целлюлозы; количество целлюлозы, идущей на отбелку и сушку; число дней работы варочных котлов и аппаратов; суточная выработка целлюлозы по варке и отбелке; оборот варочного котла и т.д. Для сушильного цеха: общая выработка целлюлозы на пресспатах и по сдаче на склад в ассортиментном разрезе (по сортам и маркам); число дней работы пресспата; ежесуточная выработка сухой целлюлозы и сдача ее на склад.

В непрерывном производстве часто работа организуется по часовым графикам. Например, при варке крафт-целлюлозы в котлах периодического действия может применяться следующий режим (график): загрузка щепы-0,40 час; пропарка щепы – 0,20 час; заливка щелока – 0,50 час; циркуляция без нагрева – 0,25 час; заварка – 3,00 час; варка при температуре 172 градуса по Цельсию – 1,00 час; конечная сдувка до 5,5 ат – 1,00 час; выдувка – 0,50 час; осмотр котла – 0,15 час; Полный оборот – 7 час.

Бумажному цеху в задании устанавливается ассортимент и выработка по бумаге в тоннаже и метраже; суточная выработка на каждой БДМ, их рабочие скорости и число часов работы в сутки; выход продукции по сортам, качество и т.д.

На основе месячного задания составляются суточные планы-графики выпуска продукции в ассортименте каждой БДМ с распределением по дням работы.

Основным условием правильного регулирования производства является налаженная информация. Наиболее оперативной является автоматическая дистанционная информация, при которой на центральный пульт диспетчерской службы автоматически поступают сведения о состоянии работы каждого аппарата, машины.

Тема 10. Маркетинг в управлении предприятием (4 часа)

 

Наша наука в прошлом игнорировала проблемы рынка, хотя на Западе была сформулирована и распространена концепция управления производством и сбытом, названная маркетингом. Опыт передовых стран свидетельствует, что производству должен предшествовать маркетинговые исследования рынка. Сейчас в России созданы ассоциации, школы маркетинга, распространяющие опыт США, Англии, Японии, Скандинавии. Маркетинг - от слова market (рынок), в Штатах в обиходе с 1901 года, с начала преподавания дисциплины в Университетах.

Определение: маркетинг-это система внутрифирменного управления, направленная на изучение рыночного спроса, требований потребителей к продукту для обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособной продукции с целью получения планируемой прибыли.

Более упрощенно: маркетинг – совокупность процессов планирования, создания, оценки, продвижения и распределения товаров.

M= 4 р (product, price, promotion, place).

Т.е. маркетинг отвечает на вопросы: что производить, как производить (с какими затратами), как распространять (реклама, пропаганда и т. д.), где и как реализовывать, включая проблемы транспортировки, складирования, хранения. По формуле очевидно, что маркетинг есть форма связи между производством и потребителем.

Разработка мероприятий с использованием системы 4 р в краткосрочном периоде есть операционный маркетинг, анализ потребностей потребителей с выделением существующих и потенциальных рынков, прогноз развития этих рынков, анализ и прогноз конкуренции – стратегический маркетинг.

Основные принципы маркетинга – основные черты как системы управления производственно-сбытовой деятельностью:

-производство продукции, основанное на знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей предприятия;

-удовлетворение потребностей покупателя с активным формированием рыночного спроса (активный маркетинг);

-реализация продукции на определенных рынках в запланированных объемах и в планируемые сроки;

-обеспечение долговременной прибыльности деятельности предприятия, что предполагает постоянный задел научно-технических идей и разработок для производства товаров рыночной новизны.

Функции маркетинга: маркетинговые исследования на основе анализа внутренней и внешней среды, анализ рынков, анализ товаров и потребителей, изучение конкурентов; планирование производства на основе маркетинговых исследований; планирование товародвижения при сбыте; активное формирование спроса и реклама; стимулирование сбыта; реализация ценовой политики; информационное обеспечение маркетинга.

Предприятие может выбрать один из двух подходов к управлению производственно-коммерческой деятельностью. До недавнего времени доминировал первый - сбытовой:

 
 


Исследо-

вания и

разработ-

ки


В этой схеме отсутствует философия коммерции, руководители занимаются только производством, потребитель на последнем месте. Идеология приоритетности производства возникает в условиях, когда спрос опережает предложение.

Второй подход – маркетинговый (идеология приоритетности сбыта):

 

                       
   
Марке-тинг 1
 
Отбор идей, исследов., ПКР
 
МТО
 
Произ-водство
 
Марке-тинг 2
 


Исследо-

 

вания и

разработ-

ки

 
 


 

Маркетинг 1 – анализ потребителей, рынка, конкурентов; выработка стратегии деятельности (создание новых товаров, поиск новых рынков); планирование цены, т.е. первые два компонента маркетинговой смеси – продукция и цена.

Маркетинг 2 – дизайн, упаковка, реклама; продвижение товара, распределение товара, т.е. последние два компонента маркетинговой смеси.

На первом месте запросы потребителя, научные разработки товара подчинены запросам рынка. Сравнительная оценка двух подходов к управлению производственно-коммерческой деятельностью:

 

Параметры рынка Характеристика подхода к управлению
сбытового маркетингового
Концентрация усилий На товар На нужды потребителей
Товарный ассортимент Узкий Широкий
Произв. процесс Жесткий Гибкий
Упаковка товара Средство хранения Средство влияния на спрос
Производство нового Товара Определяют производственники Определяют маркетинговые менеджеры
Конкуренция Ценовая В основном неценовая
Планирование Краткосрочное В основном долгосрочное
Продажа Продается то, что производится Производится то, что продается

 

В рамках стратегического маркетинга предприятие анализирует внешнюю и внутреннюю среду, формулирует цели будущего развития, сбытовую политику. Анализ внешней и внутренней среды определяет важные для предприятия элементы, которые могут оказать влияние на будущие результаты деятельности.

Внутренняя среда находится в рамках предприятия. В ней принимаются решения по ведению предпринимательской деятельности. Элементы внутренней среды являются общими для всех типов предприятий. Элемент «производство»- подразумевает обеспечение процесса создания продукции, оперативного планирования производства, создания запасов, качества продукции, подбор оборудования и т.д. «Финансы» – обеспечивает денежные аспекты деятельности. «Маркетинг» – выявление и удовлетворение потребностей покупателя. «Управление персоналом» – обеспечение производства рабочей силой, формирование нормального климата в коллективе. «Организационные структуры» - формирование производственной структуры, организационной структуры управления, инфраструктуры и т.д.

Элементы среды постоянно взаимодействуют, дополняя и ограничивая друг друга. Например, желание расширить производство может не соответствовать финансовым ресурсам предприятия. Устаревшая организационная структура производства ограничивает объемы выпуска продукции и наоборот.

Внешнюю среду делят на среду ближайшего окружения (рабочую) и отдаленную (общую). Это относительно самостоятельные подсистемы. Изучение рабочей среды направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которым предприятие постоянно взаимодействует. Это поставщики ресурсов и потребители продукции (посредники, транспортные организации). Это конкуренты, влияющие на процесс принятия решения во внутренней среде. Это контактные аудитории (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, средства массовой информации, государственные учреждения, в т.ч. налоговая инспекция, органы статистики, технадзор, пожарная безопасность и т.д.).

 

 

 


 

 

Общая среда или макросреда не связана с предприятием напрямую, не поддается контролю фирмы, но оказывает влияние на формирование бизнеса. Анализ среды дает ответы на вопросы: какие угрозы могут исходить от внешней среды? Какие возможности открываются при правильном использовании элементов внешней среды?

Социальные элементы внешней среды влияют на количественный и качественный рост населения, что связано с рынком труда и рынком потребителей. Правовые элементы фиксируют юридические рамки, которые регулируют поведение предприятия (правила регистрации предприятия, законы, защищающие от монопольных цен, недобросовестной конкуренции и т.д .). Политические и государственные элементы оказывают влияние на бизнес, т.к. у разных политических сил разное отношение к бизнесу, частной собственности. Экономические элементы влияют на занятость населения, темпы экономического роста, инфляцию, курс доллара, налогообложение. Безработица связана с низкой зарплатой и выгодна бизнесу, но снижает спрос на продукцию; инфляция влияет на потребление, налогообложение - на стимулирование производства либо его уничтожение. Технологические элементы связаны с автоматизацией и механизацией производства, компьютеризацией его, высвобождением рабочей силы.

У каждого предприятия есть свой комплекс критических точек, т.е. наиболее значимых элементов среды. Он зависит от размеров предприятия, характера и целей его деятельности, географических, исторических и прочих особенностей. Знание критических точек деятельности дает возможность правильно управлять предприятием.

Стратегическое планирование деятельности предприятия ( планирование развития предприятия) может иметь 4 решения, которые характеризует товарно-рыночная матрица (матрица Ансоффа). Стратегия насыщения рынка связана с повышением количества товара, повышением качества для более эффективного распределения на настоящих рынках, со стимулированием потребителя для закупок больших объемов товаров (снижение цены, увеличение расходов на рекламу и т.д.). Стратегия развития рынка связана с поиском новых потребителей выпускаемых товаров. Стратегия развития товара – новые или модифицированные товары предлагаются настоящим потребителям (либо новая упаковка, новые компоненты и т.д.). Диверсификация (от англ. Diverse – daive:s - разный) – новые товары - новым потребителям, фактически организация нового производства для распределения рисков. Например, знаменитая сигаретная фабрика Филипп Моррис, кроме основного бизнеса, занимается торговлей недвижимости, производством бумаги.

 
 

 

 


Стратегическая ориентация маркетинга, связанная со стремлением увеличить объемы реализации и рыночную долю связана и с обеспечением конкурентных преимуществ. Основные стратегии повышения конкурентоспособности, приемлемые для наших отраслей:

Стратегия снижения себестоимости продукции и соответственно цен – привлечение потребителей, для которых цена имеет значение. Ориентация на массовый выпуск стандартной продукции, когда экономия достигается специализацией производства. Постоянные издержки снижаются в расчете на единицу продукции с ростом объемов производства. Стратегия снижения себестоимости не связана с реализацией по низким ценам.

Стратегия дифференциации продукции – выпуск более качественной продукции с уникальными свойствами. Маркетинг, основанный на дифференциации, позволяет уклониться от ценовой конкуренции с более мощными производителями.

Стратегия сегментации рынка направлена на получение преимуществ в обособленном, часто единственном сегменте рынка. Предприятие может заработать больше прибыли, если продукция отвечает требованиям потребителей.

Стратегия внедрения новшеств – все усилия направлены на поиск новых технологий, новых товаров. Главная задача - опередить конкурентов и занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует.

Предприятия должны использовать несколько стратегий, оценивая сильные и слабые стороны каждой. В большинстве случаев необходима оценка конкурентоспособности продукции

Конкурентоспособность продукции (Ксп)

Ксп - комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его преимущество перед другими товарами.

Ксп определяется сравнением товаров конкурентов по техническим и экономическим (стоимостным) параметрам.

Сопоставлением технических параметров определяют так называемый индекс технических параметров (IТП): IТП = ∑Дi •кi, где n – число параметров, выбранных для оценки; Дi – коэффициент значимости (весомости) параметра (от 0 до 1); кi – относительный показатель качества товара, определяемый путем деления числового значения показателя качества оцениваемой продукции на аналогичный показатель конкурирующего товара. Чем выше IТП, тем в большей степени параметры оцениваемой продукции превосходят параметры товара конкурентов:

Индекс экономических параметров, например, индекс цен IЭ определяют сопоставлением цен потребления оцениваемого (Ц1) и конкурирующего товара (Ц2): IЭ= Ц1/ Ц2. Чем выше индекс, тем в меньшей степени оцениваемый товар отвечает запросам покупателя.

Цена потребления складывается из цены продажи, затрат на транспортировку, таможенных пошлин и всех затрат покупателя в течение срока эксплуатации товара (например, расходы по устранению брака). Отдельные из эксплуатационных затрат покупателя могут не учитываться в расчете, если они одинаковы для продукции всех поставщиков.

Соотношение индекса технических параметров и индекса экономических параметров характеризует уровень конкурентоспособности продукции (Ксп):

Ксп = IТП / IЭ

если Ксп>1, товар конкурентоспособен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.